логин пароль (?) регистрация


СТИХИ
О ВОЙНЕ
1941-1945
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
ИЩЕМ РЕДАКТОРА
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Повесть, написанная на карантине
Все поэтические сайты – по образцу и подобию…
Помогите Оле Шишковой
А судьи кто?
Vlll Международный литературный Тютчевский конкурс *Мыслящий тростник - 2020*
Ушёл из жизни Игорь Чурдалёв...
Уровень языка на сайте рифма.ру
Пародия n°8
Пародия n°7
Пародия n°6
Пародия n°4 и n°5
Пародия n°2
Пародия n°3
Вчера умер Андрей Федосеев...
НЕПРОШЕНЫЙ КРИТИК
Из архивов Радио Африка
С Пасхой (наступающей не по дням, а по часам)
ПОЗДРАВЛЯЮ Ольгу Шишкову!!!
X литературная премия имени Марины Цветаевой.
Сплин
Пародия n°1
Vlll Международный поэтический конкурс *45-й калибр*
Юнна Мориц — Письмо с фронта
Фашизм, нацизм и русские эрудиты
Знания, образование и эрудиция
IV Международный литературный конкурс им. Гавриила Каменева *Хижицы*.
Умер Леонид Лейбович
Три вопроса
Шариков, Швондер и Сучков
Умерла Галина Самойлова...

Новые отзывы БЛОГОВ:
Мельник Александр 15:17
Шляхова Надежда 20:28
Резина Юлия 17:53
Ворошилов Сергей 09:54
Шляхова Надежда 00:29
Ворошилов Сергей 22:30
Шляхова Надежда 13:02
Шляхова Надежда 12:56
Беридзе Юрий 10:59
Резина Юлия 00:17


Тищенко Михаил
А судьи кто? 14.06.2020 16:18

Этот далеко не риторический вопрос актуален сегодня, на мой взгляд, во многих областях русской жизни. В частности и в поэзии.
Хочу поделиться с вами вопиющим примером из последнего конкурса БЛК. А именно стихотворением Шабалиной Людмилы и его разбором Марком Шехтманом.

Сначала стихотворение - https://stihi.ru/2020/01/23/8627:


Мама вышивает маки крестиком

Звёздочки — бессонницы предвестники —
точат иглы, нити теребят.
Мама вышивает маки крестиком
на холсте подручного тряпья.

А сама-то — хрупкая дюймовочка —
на губах парное молоко.
Ей бы подремать морозной полночью
на цветке, укрывшись лепестком.

Время замирает пограничное,
замирает, будто нет войны;
но сбегают куколки тряпичные
по холодной кромке тишины...

Между взрослою и невеличкою —
юности украденный фокстрот.
Чуть рассвет — и девочка с косичками
побежит вприпрыжку... на завод...


А теперь разбор Марка Шехтмана с моими комментариями:

1.
М.Ш.: 'Холст тряпья' – это смысловая тавтология – как 'волна воды' или «'умрак тьмы'.

Я: Да, 'холст трепья' - тавтология, но 'вышивать на холсте подручного тряпья' (на холсте, взятом из подручного тряпья) - нет. Марк очень формален, похоже, собственно поэзию он слышит плохо.

2.
М.Ш.: 'На губах парное молоко' – это контаминация (неправомерное сращение частей) устойчивого выражения 'Молоко на губах не обсохло' и устойчивого определения «парное молоко».

Я: Здесь опять критик показывает непонимание сущность поэзии, не видит её за своими личными ассоциациями, и даже название якобы стилистической ошибки дает неправильно. Образ Дюймовочки с не обсохшим на её губах парным молоком очень ярок! Никаких стилистических ошибок, а тем более контаминации здесь нет.

3.
М.Ш.: 'Ей бы подремать морозной полночью // на цветке, укрывшись лепестком' – интересное скрытое сравнение с эльфом, но без учёта того, что лепесток от мороза не укроет, да и цветов зимой не бывает.

Я: Еще одно свидетельство качества судейства: никакого сравнения с эльфом здесь и не подразумевалось, здесь - продолжение темы Дюймовочки. И цветы зимой, в горшках, прекрасно себе 'бывают'.

4.
М.Ш.: 'Между взрослою и невеличкою — юности украденный фокстрот' – образ такой 'дистанции' не слишком удачен, но понятен. Но почему именно 'фокстрот', а не вальс или танго? Потому что фокстрот можно срифмовать с заводом?

Я: Не понятно, почему для критика образ 'дистанции' неудачен, по-моему, он очень органичен. Вот девочка была Дюймовочкой, и вот уже она должна работать с утра и до ночи на заводе. А где же её юность, свободной время, любовные свидания и мечты в промежутке? ... Очевидно, все это забыто пожилым критиком.
И понятно, что фокстрот - это послевоенный модный танец. Это он тоже, похоже, забыл.

5.
М.Ш.: 'Время замирает пограничное, // замирает, будто нет войны' – между какими событиями пролегает эта граница? Или события происходят в месте, близком к границе? Но этого не может быть, поскольку оборонные заводы работали в глубоком тылу.

Я: Это прямо апофеоз слепоты критики: все стихотворение посвящено границе, грани между Дюймовочкой и жизнью взрослой, работающей женщины - точнее, тому факту, что эта 'грань' была украдена войной. Замечание критика про оборонные заводы здесь говорит о ...


Глухота, слепота критика, непонимание его самой сущности поэзии в этом разборе вопиющи. Критик не обратил внимание на слабые стороны стихотворения, зато, вместо этого, не понял и якобы развенчал то, что является, на мой взгляд, его яркими поэтическими достоинствами. Здесь, я думаю, может возникнуть вопрос - что же такое поэзия? Похоже, то, что является поэзией для меня, для Марка Шехтмана попросту не существует. Но это уже отдельная тема...

Однако у этой темы есть конкретное выражение в реальном мире: хотя мне и никогда не предлагали участвовать в конкурсе БЛК, мне было бы стыдно, при таких судьях, оказаться его лауреатом даже гипотетически.
Долгушин Юрий
14.06.2020 17:58
''...мне и никогда не предлагали участвовать в конкурсе БЛК...''. Думаю, и не предложат :(. И не потому, что стихи недостойные. Просто таковы правила игры. Стоит ли относиться к этим играм серьёзно?
Панков Александр
14.06.2020 18:15
Михаил , это называется 'плохо, когда не знал, да ещё и забыл'. На Дюймовочке уже все стало ясно с вопрошателем.

А на БЛК жюри вроде ежемесячно меняется (по крайней мере раньше так было)
Тищенко Михаил
14.06.2020 18:57
Юра,
я и не отношусь серьезно)) Но данный пример - хорошая иллюстрация большинства конкурсов.
К сожалению.
Долгушин Юрий
14.06.2020 19:04
подобные конкурсы для подростков...
Тищенко Михаил
14.06.2020 19:10
Александр,
я помню, что Вы тоже жюрили там.
Верю, что более удачно)))
Тищенко Михаил
14.06.2020 19:14
да, Юра, для подростков, некоторым из которых далеко за 50 в реальной жизни, но в поэзии, да, они еще подрастают и полны юного пыла и задора, по-мазохистски жаждут палки типа Шехтмановской...
Панков Александр
14.06.2020 19:31
Михаил, там тоже был круг недовольных, ибо у меня специфическое мнение :)

По мне конкурсы это достаточно веселая движуза, если не относиться к ней чересчур серьезно - и Рифме, скажем, движухи конкретно не достаёт.

Но приведенный Вами фрагмент иллюстрирует вовсе не конкурсы как таковые, а попытку критиковать, в которой так называемый критик налажал по самое не балуйся
Тищенко Михаил
14.06.2020 20:17
да, Александр, кроме движухи, должны быть критерии, а их, кроме элементарных требований к языку, нет. Понятно, что Шехтмана близко нельзя подпускать к судейству и вообще к поэзии, но сколько еще там таких, как он?
Но я не критикую, я констатирую))
Панков Александр
14.06.2020 20:27
Так это повсеместная беда - экспертное самоощущение без соответствующих навыков и кругозора. Просто на конкурсах это проявляется более выпукло - определенным людям выдаётся определенный статус, но для некоторых он становится кольцом Всевластия :)
Тищенко Михаил
14.06.2020 23:57
Может быть, но в данном случае, думаю, это одна из черт некоторых советских преподавателей, особенно из окраинных вузов. Но это отдельная тема...

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Кубок мира по русской поэзии

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help