логин пароль (?) регистрация


СТИХИ
О ВОЙНЕ
1941-1945
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Умер Влад Пеньков
Умер Влад Пеньков
Повесть, написанная на карантине
Все поэтические сайты – по образцу и подобию…
Помогите Оле Шишковой
А судьи кто?
Vlll Международный литературный Тютчевский конкурс *Мыслящий тростник - 2020*
Ушёл из жизни Игорь Чурдалёв...
Уровень языка на сайте рифма.ру
Пародия n°8
Пародия n°7
Пародия n°6
Пародия n°4 и n°5
Пародия n°2
Пародия n°3
Вчера умер Андрей Федосеев...
НЕПРОШЕНЫЙ КРИТИК
Из архивов Радио Африка
С Пасхой (наступающей не по дням, а по часам)
ПОЗДРАВЛЯЮ Ольгу Шишкову!!!
X литературная премия имени Марины Цветаевой.
Сплин
Пародия n°1
Vlll Международный поэтический конкурс *45-й калибр*
Юнна Мориц — Письмо с фронта
Фашизм, нацизм и русские эрудиты
Знания, образование и эрудиция
IV Международный литературный конкурс им. Гавриила Каменева *Хижицы*.
Умер Леонид Лейбович
Три вопроса

Новые отзывы БЛОГОВ:
Велисевич Надежда 20:10
Островский Семён 18:42
Бочаров Дмитрий В. 13:26
Антонов Геннадий 00:19
Ломкин Роман 10:34
Стрелец Вик 16:47
Зорингер Генрих 00:23
Зорингер Генрих 00:22
Дадашев Борис 20:33
Дадашев Борис 20:32


Муртузалиева Екатерина
Тропы судьбы женщины Востока 18.02.2012 14:27

Судьба женщины, ее роль как прародительницы человеческого рода, хранительницы домашнего очага интересовала людей едва ли не со времен Адама и Евы, и судьба эта никогда не была легкой, как путь её не был безоблачным и усыпанным лепестками роз. Патриархат и матриархат в истории человеческого общества, идеи эмансипации и феминизма всегда вызывали яростные споры у сторонников того или иного общественного движения. Красота Елены стала причиной войны между ахейцами и троянцами в древней Греции, а уж любвеобильность Зевса была воспета во множестве античных мифов. Подобные примеры есть во множестве мифологий народов мира: отношение к женщине возвышало или повергало в прах целые народы, цивилизации, становилось яблоком раздора между религиозными конфессиями, в светском обществе.
Мне кажется важным и интересным познакомить моих читателей, граждан разных стран, представителей разных национальностей и вероисповеданий с некоторыми вехами исторической судьбы женщин Дагестана и Востока. Мы прикасаемся к теме Востока еще в детстве. Нас очаровывают сказки «Тысячи и одной ночи», рассказанные красавицей Шахерезадой, мы читали и смотрели в детстве фильм по сказке «Волшебная лампа Алладина», один из исторических «блокбастеров» российского кино – фильм «Белое солнце пустыни» - знали едва ли не наизусть, а выражение «освобожденная женщина Востока» по сей день вызывает в нас добрую улыбку. Абдулла, роль которого блистательно исполнил красавец-джигит Кахи Кавсадзе, его гарем и судьба Гюльчатай – всё это казалось невероятной экзотикой и дикостью: многоженство, ношение паранджи. Кстати, сам фильм снимался на восточном побережье Каспийского моря, но эпизод с огромной бочкой, в которой прятался брошенный гарем Абдуллы, снимали у нас, в Дагестане, еще мои университетские преподаватели рассказывали, что эта бочка стояла на берегу моря между моим родным Каспийском и Махачкалой. Да, одна из бразильских мыльных опер, прошедшая на экранах многих стран мира, - телесериал «Клон» - дает нам подробную картину положения марокканской женщины, и эта экзотика тоже вызвала у зрителей интерес.
Литература Востока имеет историю не менее древнюю и славную, чем европейская, и героям, скажем, Шекспира – Ромео и Джульетте, Дездемоне и Отелло (ой, а ведь тут уже смешение традиций и культур, ибо ревнивец Отелло был мавром!), либо поэтам и их любимым музам – Данте и Беатриче, Петрарке и Лауре, есть аналоги в восточных литературах разных народов: Лейла и Меджнун, Тахир и Зухра, Фархад и Ширин, известный аварский поэт, автор многих стихов и поэмы «Марьям», и его возлюбленная Марьям (если вспомнить о дагестанской литературе)…
Но, мои читатели, перейдем от краткой исторической справки к завязке нашего повествования, а выступит в качестве завязки один анекдот.
Идут как-то по аулу муж и жена. Жена почему-то шествует впереди мужа, вопреки всем мусульманским традициям. Походят они к годекану – сельской площади, месту сбора аульских мужчин, убеленных сединами аксакалов. Вдруг с годекана раздается голос: «Эй, Магомед. Почему твоя жена идет впереди тебя?! Ведь Кораном это запрещено!!! Жена должна идти позади мужа!». Магомед приостановился, поздоровался с аульчанами и ответил: «Э-э-э, уважаемые.…Когда Мухаммед, пророк наш, от Аллаха Коран получал и записывал, мин не было!!!»
Таким образом, этот анекдот позволяет сформулировать сразу пару тем: женщина на Востоке, женщина и ислам. Темы эти весьма политизированы, подаются весьма тенденциозно, причем эта тенденциозность часто граничит с отсутствием толерантности, такта, как со стороны политиков, общественных деятелей, так и со стороны представителей религии, среди которых попадаются воинствующие догматики, которые и не дают простым людям разобраться в существе вопроса. Отсюда сложившийся стереотип: женщина в исламе – существо забитое, подневольное и вообще не человек, потому, что якобы у нее нет души.
(продолжение в комментариях)
начало (1 | 2) конец
Муртузалиева Екатерина
18.02.2012 14:29
Попробуем же разобраться, так это или нет, используя достоверные сведения о догматах ислама, традициях и обычаях народов Дагестана, историю, элементы этнографии, произведения дагестанских авторов. С другой стороны, мне хотелось бы избежать апологии, идеализации положения женщины на Востоке, в мусульманском мире, памятуя, что главный дар Господа, сил Высшего Разума (называйте как пожелаете) – это дар свободы, со всей вытекающей из этого ответственностью и то, что приемлемо в одном социуме, может быть чуждо другому, то есть это не вопрос оценки, а скорее фактор влияния культурологических и конфессиональных традиций, при условии, что они не насаждаются насильно. Здесь, пожалуй, стоит вспомнить, что христианство мирно пришло в Дагестан много раньше ислама, который насаждался в стране гор огнем и мечом, но с течением веков врос в кровь и плоть населяющих его народностей Дагестана. Еще один немаловажный фактор, который следует иметь в виду, это то, что в Дагестане межконфессиональных распрей не было и нет.
Согласно исламскому праву, женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как мужчина. В Коране утверждается, что Господь сотворил мужчину и женщину из одной души, прочитать об этом можно в суре (главе Корана – Е.М.) «Ан-Ниса» . В ней же важное место занимает мысль о праве на достойное существование обоих полов: «Мужчинам полагается доля того, что оставляют родители и близкие родственники; женщинам полагается доля того, что оставляют родители и близкие родственники» (Ан-Ниса, 7).
Известно, что доисламские арабы заживо хоронили своих новорожденных дочерей, боясь нищеты и позора, Коран же осудил этот обычай: «Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!» (Коран. 16:58-59).
И всё-таки, рождение сына, и рождение дочери в горах Дагестана по-разному воспринималось в Дагестане: сын – продолжатель рода, дочь, как гласила дагестанская пословица – «камень для чужой сакли», и если рождение сына праздновалось с приглашением едва ли не всего аула, резали барана, варили шурпу, то рождение дочери подобных эмоций отнюдь не вызывало.
Как-то в рецензии на одно из стихотворений знакомого поэта (на портале Стихи.ру), барда из Ростова-на-Дону, Давида Экизова, армянина по национальности, я вспомнила об этой дагестанской пословице и привела ее. К чести Давида, он написал прекрасное стихотворение «Женщины». Не могу не привести это стихотворение в своем очерке, ибо его основная идея - поклонение женщине, матери – весьма близка к канонам ислама.
Женщины
Кто, словно скульптор, смешивая глину,
От камня отсекая лишний хлам,
Ваяет из ничтожества мужчину? –
Вы, Женщины, поверившие нам!

Вы – крепость духа и надежность тыла,
Веселье грёз и безмятежность снов.
Вы – та вода, что дерево вспоила
И оросила множество садов.

Вы – Женщины, отдавшие до капли
Тепло души и чистую любовь, -
Не камни, а фундамент нашей сакли!
Вы – стены вновь построенных домов.

Вы – наше «Я»!
Вы – наша «половина»,
Которая нас делает сильней.
Вы – аисты, несущие мужчинам
Желанных дочерей и сыновей!

В одном из хадисов (предания и поступках и изречениях пророка Мухаммеда), который излагает Абу Хурайр, говорится: «Один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто из людей наиболее достоин моего хорошего отношения к нему?», Посланник Аллаха ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?» Он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?» Он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Твой отец».
В Дагестане всегда существовал культ матери. Мой отец и его братья практически ежедневно заезжают проведать свою маму, нашу абаку, невзирая на погоду, занятость и другие обстоятельства, заходят хотя бы на пять-десять минут, с маленькими подарочками: каким-нибудь угощением, лакомством; посидеть рядом с ней, подержать её за старенькую морщинистую руку, осведомиться о здоровье.
С древнейших времен дагестанская женщина могла прекратить кровную месть, поединок между мужчинами, бросив между сражающимися платок. Об этом в своих стихах пишет Фазу Алиева, упоминается в различных этнографических источниках, в произведениях дагестанских писателей и поэтов.
Ислам пришел с тем, что предостерег мужчину от несправедливости в отношении женщины. В прощальном хадже пророк Мухаммед заповедовал: «Страшитесь гнева Господа, от того, чтобы относиться к женщинам несправедливо, поистине, вы женились на них и они – дар вам от Аллаха, и через слово Аллаха они стали вам дозволены».
С другой стороны, в Коране же сказано: «Мужья стоят над женами за то, что Aллax дал oдним пpeимyщecтвo пepeд дpyгими, и зa тo, чтo oни pacxoдyют из cвoeгo имyщecтвa. И порядочные женщины - благоговейны, coxpaняют тайнoe в тoм, чтo xpaнит Aллax. A тex, непокорности котopыx вы бoитecь, yвeщaйтe и пoкидaйтe иx нa лoжax и yдapяйтe иx. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, - поистине, Aллax возвышeн, велик!» ( Коран 4,38), так что декларируемое в исламе равенство мужчины и женщины относительно.
Муртузалиева Екатерина
18.02.2012 14:30
Однако следует отметить, что дагестанцы живут не только учитывая нормы шариата (мусульманского права), предписания Корана и хадисов, но и учитывая не писанное горское право, обычаи, традиции – адаты, известные с доисламского времени, и не всегда адаты соответствуют традиционному исламскому праву.
Так, например, в 1976 году мой дядя побывал на свадьбе в селении Гулли, Кайтагского района Дагестана. Эта свадьба состоялась через полгода после официального заключения мусульманского брака (!!!). По адатам, чтимым в этом высокогорном ауле, все эти полгода молодые не только не жили вместе как супруги, но и вообще не виделись наедине после дня заключения брака и до самой свадьбы, когда молодую жену забирают в дом супруга. И это притом, что шариат считает желательным повторный обряд религиозного возобновления брака даже после трехмесячного отсутствия мужа рядом с женой. Сведения об этом можно найти в репринтном издании трехтомной монографии «Кавказские горцы», изданной в Тифлисе в 1868-1870 годах, правда, в каких селениях такой обычай бытовал, там не указывается. Теперь, конечно, этот адат уже не исполняется, ушел в прошлое.
Обратимся еще к одному стереотипу: обязательному ношению платка или даже хиджаба мусульманками. Коран настаивает на том, чтобы верующие женщины, проявляя скромность и целомудрие, закрывали голову, грудь и шею: «Скажи [Мухаммад] верующим мужчинам, чтобы опускали они глаза долу и оберегали свое целомудрие... Скажи верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону [от того, что не дозволено им] и оберегали целомудрие свое. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих, за исключением тех, что обычно остаются неприкрытыми (т.е. лица, ладоней и стоп); пусть закрывают покрывалами [головными] вырез на груди...» (Коран, 24:30-31).
До недавнего времени в такой мусульманской стране как Турция ношение платка было запрещено. А в Марокко до сих пор обсуждают вопрос о запрещении ношения хиджаба.
Однако ношение платка или головного убора в присутствии мужчин или в мечети (храме) не было «изобретением» ислама. У нас, в Дагестане, никогда не заставляли женщин, девушек в обязательном порядке носить платок, а хиджабы не были распространены вообще. В старину женщины, конечно, следовали традиции ношения платка, но даже интерпретировали её по-своему. В последние годы, когда роль религии в России, и, в частности, роль ислама на Кавказе, в Татарстане, Башкирии стала возрастать, меня стала беспокоить тенденция едва ли не насильно заставить женщин носить платки, однако идет это не от Духовного управления мусульман Дагестана, а с подачи ваххабитов, религиозных экстремистов. В конце лета прошлого года кто-то стал распускать угрозы в адрес всех девушек, одевающихся современно, модно, девушек, не носящих платок, и даже пошли слух и якобы имевших место убийствах двух или трёх девушек в Махачкале, посреди белого дня расстрелянных якобы из автомашины в центре города. По телевидению эти слухи были опровергнуты, но никто из представителей духовенства не выступил с разъяснениями по этой проблеме, а ведь именно страх делает человека управляемой марионеткой!
На улицах наших городов появились женщины, девушки, одетые в черное и закрытые наглухо, и если сначала носить мусульманские наряды было даже модно, то, после их появления, многие задумались, начали опасливо коситься в их сторону, но, справедливости ради, отмечу, что девушек, одетых по мусульманской моде, стало больше. Каково же было мое удивление, когда одна моя студентка, ходившая весь семестр в традиционной мусульманской одежде (длинная до пят юбка, длинные рукава, наглухо спрятанные под платок волосы и шея), появилась во втором семестре в расклешенной юбке по колено и без платка! Человек вправе одеваться так, как пожелает, лишь бы это не ущемляло его право выбора и отвечало его истинной вере, а не тенденции «моды» на веру. Кстати, не могу не отметить появившуюся моду на «вторых жён» в Дагестане. А ведь до ноября 1917 года полигамия, допустимая по мусульманским законам, была распространена только среди богатой верхушки – в среде духовенства, князей, богатеев.
Муртузалиева Екатерина
18.02.2012 14:31
Мусульманское право четко регламентирует имущественные права женщин, брачные права, права в отношении детей и развода. Желающие могут подробно прочитать об этом в указанных мною в сноске источниках или в самом Коране.
Отмечу несколько интересных фактов. Действительно, в родном селении моей бабушки Ашуры – с. Муги, Акушинского района Дагестана, мужчина при разводе уходил из семьи с одной ярлыгой (пастушьим посохом), оставляя всё имущество бывшей жене и детям. Развод в мусульманской семье и повторный брак после третьего (вроде бы окончательного!) развода, показанный в сериале «Клон», когда героиня должна была сначала выйти замуж за другого мужчину, чтобы потом иметь возможность снова стать женой бывшего мужа, тоже в старину у нас практиковались, а для развода мужу было достаточно трижды произнести слово «талак», которое в сериале перевели целой фразой: «я развожусь с тобой».
В романе «Отец пророка» Магомед Расула, современного даргинского писателя, описывается эпизод, когда герой – Масандил, временно разводится (была такая форма развода – «временный развод») со своей женой, Кумсият, чтобы на одни сутки заключить шариатский (мусульманский - Е.М.) брак с Малакай, девушкой вернувшейся из тюрьмы. Она была осуждена за убийство кинжалом парня, безответно влюбленного в неё и в знак отчаяния прилюдно сорвавшего с её головы платок, в надежде, что после такого позора она выйдет за него замуж. Масандил изменил жене, Малакай родила дочку, и он решает на сутки жениться на ней, чтобы смыть с девочки пятно незаконнорожденности. Действие романа происходит где-то в 60-70-е годы ХХ века.
Нормы шариата запрещают выдавать дочь замуж без ее согласия, и если это происходит у нас, в Дагестане, то это не вина ислама, а деспотизм отцов, слишком уж прямолинейно толкующих фразу «молчание – знак согласия», тогда как оно может быть знаком молчаливого протеста девушки, традиционно боящейся перечить отцу. При всём культе матери, к которому призывает Коран, главное слово в семье, конечно же, по-прежнему, по адатам принадлежит отцу. Вот и бывало, что замуж в Дагестане в старину, в девятнадцатом веке и ранее, выдавали девочек лет 10-12, если они проходили своеобразный отцовский «тест», когда в дочь бросали папахой и, если она не падала, то считалась готовой к замужеству. Да и сейчас дагестанские отцы далеко не всегда спрашивают мнение и согласие дочери, выдавая её замуж.
В старину в Дагестане могли засватать девочку еще в младенчестве. Если родители мальчика желали объявить всем о сватовстве после рождения предполагаемой невесты, то приходили в дом к её родителям и набрасывали платок на люльку (колыбель) с «невестой», что означало – «подрастёт – будет наша», и потом на все праздники приносили в дом невесты подарки: платки, отрезы тканей, халву, сладости. Девочка росла, уже зная, за кого она в будущем выйдет замуж.
В уже упоминавшейся книге, «Кавказские горцы», в разделе «Из горской криминалистики» приводится случай, имевший место в 1866 году в одном из дагестанских сел. Женщину по имени Хадиджама, уличенную в прелюбодеянии и убийстве своего новорожденного ребенка, согласно адату, по решению джамаата (сельского общества) приговорили к смерти, по обычаю забили её камнями и похоронили не на кладбище, а за его пределами.
До Советской власти жизнь в Дагестане была очень трудной, тяжелой, а социальное расслоение население, как и по всей России, - очень значительным. Князья, наибы, сельские муллы и кадии (шариатские судьи) жили припеваючи, остальное же население балансировало на грани ужасающей нищеты и выживания. Что говорить о судьбе женщины, если у даргинцев подрастающему сыну отец вручал посох и сапоги и отправлял по аулам собирать милостыню, чтобы сын мог накопить деньги на выкуп за невесту (калым) и на свадьбу.
Может быть, поэтому был весьма популярен обычай похищения невесты, и хорошо, если это похищение совершалось с согласия самой невесты! Похищение считалось позором для девушки, семья от неё отворачивалась, калым платить и свадьбу играть было не надо. Такой позор братья невесты или другие родственники по отцовской линии смывали кровью. Обычай похищения сохранился и сейчас, особенно в приграничном с Чечней регионе, например, в городе Хасавюрте. С нынешними помпезными свадьбами на несколько сот человек, весьма затратными, некоторые молодые предпочитают обойтись похищением по согласию, заключить мусульманский брак, а потом, уже постфактум, «виниться» перед родителями невесты. Хочется отметить, что это влияние традиций, адатов, а не предписание ислама, который не одобряет похищение невест. Далеко не всегда родители невесты сообщают в милицию о факте похищения (даже если похищение произошло без согласия невесты), а предпочитают, боясь огласки и «позора» решить дело «маслихатом» (примирением сторон) и даже потом играют свадьбы. Удивительно, что и подобные браки, и браки, устроенные родителями, часто оказываются удачными, любовь зарождается, дети растут.
В конечном итоге, по моему мнению, на Востоке, у нас в Дагестане, да в любой стране, наиболее важными оказываются не столько обычаи, традиции или религиозные верования, согласно которым устраивается семейная жизнь женщины, сколько сама психологическая готовность к браку, личностная зрелость, женская мудрость и терпение, умение идти на компромиссы, право на свободу выбора. От этого зависит и семейное счастье женщины, и то, насколько она способна принять душой те обычаи, традиции той социальной и религиозной среды, в которой она живет, а, следовательно, и её взаимоотношения с социумом, вопросы карьеры, быта, её культурного и духовного, интеллектуального развития.

апрель 2010

Опубликовано в международном литературном альманахе
"Под небом единым", 2010, № 4
http://pod-nebom-edinym.ru/doc43.html
Стрелец Вик
18.02.2012 19:51
Очень хорошая статья.
Я семь лет прожил в мусульманской стране (Узбекистан), бывал у друзей в Северной Осетии... Очень многое в укладе тамошних жителей чрезвычайно нравится. В частности - вопитание детей, уважение к старшим, уважение и любовь к родителям, вообще - родственные связи, на мой взгляд, куда более крепкие чем те, что приходилось наблюдать среди других народов. Ну и - удивительное гостеприимство.
Не знаю, отчено так, но мне не показалось - при всей внешней и формальной подчиненности - что мусудьманская женщина бесправна. Часто и вовсе наоборот...

Словом, отличная статья, Катенька.
Тищенко Михаил
18.02.2012 22:10
Катя,
Значит, в Дагестане многоженство не распространено?
Интерес к женщине как к "прародительнице человеческого рода", как к "хранительнице домашнего очага" вполне прагматичен))), а вот как с отношением к женщине, как другу, веселому и задушевному?
Всегда хотел поговорил на эту тему с образованной женщиной из мусульманской культуры и до сих пор не удавалось... У меня много впоросов, можно?
Тищенко Михаил
18.02.2012 22:15
Хотел поговорить (а не эппловская корректировка)...
Процкая Наталия
19.02.2012 03:55
Катюша! Замечательная статья. Я не понаслышке знаю об этом. Сама родилась и 45 лет прожила в Казахстане. Там чуть проще чем законы гор. Адат все же присутствует.
А вот точно знаю, что для развода нежно сказать толок три раза. Так и называю он дал жене тритолок. Мне так запомнилось. Но ты знаешь, я все же рада, что мои дети общаясь с детьми мусульман получили воспитание частично под влиянием того менталитета. Они другие. И отличались от московских детей. Сейчас уже эта разница почти стерта. Но отношение ко мне, их матери, и бабушке (хотя внучка москвичка) разительно отличается от соседей. И не думаю, что мои дочери решатся когда либо на прелюбодеяние. Так что вот где-то так.
Муртузалиева Екатерина
19.02.2012 10:32
Вик, здравствуй...
Да, много положительного ты заметил...но и отрицательных моментов прибавляется, особенно в последнее время...в связи с усиленной исламизацией (собственно, к тому же идет и в православии) кавказских республик и тех автономий, где ислам был традиционной религией...по мне, так раньше - было лучше и спокойнее...намного...те кто верил - верил себе тихо и исполнял обряды...а не так, как сейчас...показуха... и возвращение к средневековью, когда реально "женщина, знай свое место!"...В общем, печально все это...
с теплом,

Михаил, сейчас это становится "модным", когда обеспеченный чиновник или бизнесмен - заводит себе вторую жену...да, может и квартиру ей купить, и материально поддерживать, помогает воспитывать общих детей...раньше были любовницы, а теперь - "вторые жены"... но при этом "первая" - зачастую не знает о существовании второй...или против этой второй...но это "султана" не интересует...но, как Вы понимаете, мусульманский брак расторгается очень просто...да и при заключении его в мечети, едва ли мулла интересуется , согласна ли на "статус кво" первая жена...
Муртузалиева Екатерина
19.02.2012 10:34
Да, Наталия... пока еще эти замечательные традиции сохраняются...уважения к старшим, внутрисемейная близость...многие русские дагестанцы, уехав отсюда, тоже никак не могут привыкнуть к "русским русским" и тамошнему укладу жизни...
с теплом,
Тищенко Михаил
19.02.2012 14:51
Катя,
этого и русских полно...
Я о другом, принятом. законном многоженстве, с которым, наример, сталкиваешься в арабских странах средиземноморья, которое описаны во всех восточных литературных ппроизведениях...
Для того, чтоб содержать одну семью требуется немало средств, а несколько - нужно, действительно, быть богатым человеком. Не говоря о том, что, даже будучи таковым, трудно разрываться в чувствах и, как правило, как мне всегда казалось, многоженство - это либо способо помогать одиноким женщинам выжить, либо гарем - где они рассматриваются по вполне утилитарному принципу - сладострастию, угодливости, красоте...
И где в женщине увидеть близкого друга очень сложно.
Как Вы думаете?
Тищенко Михаил
19.02.2012 15:15
Опечатка: этого и у русских полно...
Муртузалиева Екатерина
19.02.2012 15:37
Михаил, мотив "увидеть в женщине друга" как повод к многоженству? ))) шучу, конечно, но и такое оправдание кто-то находит...кто-то берет вторую жену, чтоб родила детей (если в первом браке их нет) или конкретно - сына (если в браке с "первой женой" рождаются только дочери)... Мотиваций может быть множество...
Я сужу об этих вопросах с точки зрения морали, а не религиозных взглядов...все зависит от человека, от мужчины...как относиться к женщине, к своей жене, матери своих детей...
Может, кто-то и считает у нас тут, что лучше быть "второй женой", чем оставаться одной...но я себя к их числу не отношу...хотя и не осуждаю...
Муртузалиева Екатерина
19.02.2012 15:46
Допускающие для себя многоженство, либо искренне верят, что все это освещено нормами ислама, либо играют в эти игры, отдавая себе отчет в том, что это просто особым образом "узаконенный блуд", который поможет избежать общественного осуждения, либо...просто следуют "моде" на вторых жен...как новому показателю "статуса" в своей среде обеспеченных и облеченных властью людей... В общем, все, как везде...но под соусом "это позволено нашей религией"...
Тищенко Михаил
19.02.2012 15:50
Катя,
Мне кажется, вы меня не понимает или я плохо задаю свои вопросы....
Из ваших ответов я могу сделать вывод, что многоженство в дагестане редко, что вы лично не сталкивались с ним близко в кругу своих знакомых и поэтому вам это тема не очень знакома.
Это первый вывод.
А второй - женщина как друг это возможная и , вероятно, крайне редкая, но не обязательная опция в традициях Дагестана и, вероятно, Кавказа.
Уважение и любовь в этой традиции - это уважении к РОЛИ женщины (Вы так и определили тему своей статьи), которой подчинена личность, собственно, личность и сводится к этой роли... Собственно, личность может и должна развиваться в соответствии с этой ролью, полностью ей подчиняться, в противном случае она утрачивает уважение и, возможно, любовь.... И смысл жизни женщины - исполнить эту роль максимально правильно.
Правильно я понимаю?
Муртузалиева Екатерина
19.02.2012 15:57
Михаил, да, многоженство в Дагестане редко...а если и есть - особо не афишируется...конечно, у меня есть знакомые девочки, которые являются "вторыми женами", среди них даже русские есть...
Естественно, тема мне знакома... Что касается второго Вашего утверждения, "женщина как друг это возможная и , вероятно, крайне редкая, но не обязательная опция в традициях Дагестана" - то непонятно, с чего Вы делаете такое допущение...по-моему, все из моей статьи ясно...
как и во всяком обществе - есть "желаемое и действительное", "видимость и кажимость"... как в светской сфере жизни, так и в религиозной... И наша республика - тут не исключение...
все остальное - это рассуждения, имеющие право на существование, но остающиеся теориями...поскольку на практике - все индивидуально и ситуативно...))))
Муртузалиева Екатерина
19.02.2012 15:59
причем спектр этого "желаемого" может включать в себя и желание следовать нормам ислама в семейной жизни..но насколько чисто эти нормы соблюдаются...это уже зависит от толкователей норм и самих верующих, принявших их на себя...
Муртузалиева Екатерина
19.02.2012 16:02
Михаил, кстати, и Вы понимаете меня только в той мере, в какой движется направление Вашей мысли...и по тому, что Вы вычитали (смогли или захотели) в моей статье...в которой я постаралась остаться беспристрастной, представив разные аспекты...стороны "медали"...))
Муртузалиева Екатерина
19.02.2012 16:13
"видимость и кажимость - и то, что реально существует" (последнее в оппозиции упустила) ))
Тищенко Михаил
19.02.2012 16:20
Катя,
Наоборот, я задаю вопросы, чтобы понять! А поскольку не получаю конкретных ответов, я формулирую свои мысли как якобы понятое мной, чтобы вы либо их опровергли, либо подтвердили.
Мне как раз интересны Ваши мнения о многоженстве, о том, как это воспринимается женщинами изнутри... Но я так понял, что вы на эту тему говорить не хотите. Жалко, конечно. Мне тоже есть о чем рассказать, как это происходит среди богатых русских. Но у русских нет традиции Корана за спиной, просто традиции... Было бы интересно постараться понять и мужчину и женщину в этой ситуациии...
Но раз Вы не хотите говорить на эту тему, настаивать я больше не буду.
Тищенко Михаил
19.02.2012 16:26
Второй вопрос тоже очень интересен:
Соотношение ролевого, возлагаемого на человека традицией, семьей, и личностного, идущего из глубины каждого отдельного человек...
Разумеется, я Вас отчасти провоцирую, противопоставляя роль, о которой вы говорите, и личность женщины, о которой в вашей статье якобы нет речи. Но мне хочется получить Ваше мнение, а не общие рассуждения, отсюда и эта провокация)))
Не подозреваете же Вы меня в том, что я готов утверждать, что за ролью, которую играет в семье женщина, теряется ее личность?

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
РИФМА КЛУБ

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help