логин пароль (?) регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Всероссийский творческий конкурс *Дороги фронтовые - узелки на память*
О плесени и любви
Я - за справедливость
Всероссийский ежегодный литературный конкурс *Герои Великой Победы- 2020*
Сперматозоид и яйцеклетка
Геморрой совершенствует душу
ЦИРКУЛЬ @kstv77
10-й Международный Грушинский интернет-конкурс. Положение о конкурсе 2019-2020.
НЕПОКОРНОСТЬ
Три Товарища
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО

Новые отзывы БЛОГОВ:
Дорогая редакция 03:03
Дорогая редакция 02:55
Алисов Владимир 00:44
Тищенко Михаил 21:18
Тищенко Михаил 21:11
Алисов Владимир 14:48
Гридин Сергей 13:38
Гридин Сергей 13:13
Алисов Владимир 11:32
Дорогая редакция 15:40


Устюжанин Юрий
Точность определений, или о математике в поэзии 24.07.2011 16:31

Древнегреческие философы "придумали"софизм "Куча". Одно зерно кучу не составляет. Если к тому, что кучу не составляет добавить ещё одно зерно,которое тоже кучу не составляет, то куча не получится. Следовательно, никакое количество зерен не составляет кучу. Между тем каждый согласится, что 100000 зерен - это довольно приличная куча.
О чём этот софизм? о том, что граница между понятиями "несколько зерен" и "куча" в мышлении людей(и в отражающем это мышление языке) является нечёткой. Даже один и тот же человек будет по-разному определять "куча - не куча" в промежуточных случаях,т.е. когда разница между "несколько зерен" и "куча" трудноуловима. И это типично, даже нормально для нашего мышления, настолько нормально, что вызвало к жизни такое определение: мнений столько же, сколько людей.
Только как в таком случае определить, что есть поэзия, а что ею не является вовсе? Выходит, что для одного и того же стихотворного текста мы можем найти множество определений: высокая поэзия, хорошие стихи, рифмоплётство и даже - графомания. Тем более, что в одном и том же стихотворении можно найти и гениальные строки, и слабые с точки зрения науки версификации. Но даже эти слабые строки почему-то могут оказывать сильное воздействие в совокупности текста. А могут и не оказывать. Всё зависит даже не от качества стихотворения, а от внутреннего и внешнего состояния души человека, определяющего ценность текста.
Внутреннее - это характер и настроение человека, его привычки и предпочтения. Внешнее - это его воспитание, уровень образованности, который тоже сказывается на привычках и предпочтениях. Опять граница размыта.
Получается, что объективно определить, является ли стихотворение поэзией, не может никто. Как же рождается мнение о том, кто есть поэт?
Снова из совокупности определений. Именно в тот момент, когда количество положительных определений поэтичности данного текста "перевешивает" количество отрицательных, народ начинает говорить о "своём" поэте, доселе неизвестный версификатор становится пророком...Рождается "куча"!
Так бывает и с "читательским голосованием" на многих конкурсах. Читатель не может быть объективен. Он выбирает то, что ему ближе в данный момент, то, что укладывается в его представления соответствия темы конкурса - конкретному стиху. Часто замечала, что в процессе голосования каждый последующий повторяет список предыдущего "голосовальщика" хотя бы в нескольких именах. Срабатывает принцип "кучи", зёрна притягиваются друг к другу: если на творение уже кто-то обратил внимание, остальные присматриваются и находят что-то своё, заставляющее признать: "Это - поэзия!"
Типичной особенностью постановки задач классической математики является концепция "точности",т.е. предположение, что исходные данные заданы точно, и вычисления точны - гипотетически. На самом деле эта концепция не является универсальной. Любое субъективное человеческое мнение тяготеет к нечёткости и размытости границ.Можно ли точно указать, при какой длине волны красный цвет переходит в оранжевый? Художник, наверное, найдёт определение и такому "неопределённому" цвету, который обычный человек назовёт либо красным, либо оранжевым.У одних эта промежуточная область окажется шире, у других - уже. Кто-то ответит: "Ни тот, ни другой". Нечёткость естественна для языка. Это его свойство. Как определить то самое "варить до готовности"? Каждая хозяйка чувствует эту "готовность" по-своему: одна любит овощи недоваренными, другая специально разваривает их, и считает, что так вкуснее. Часто вполне уважаемые и заслуженные поэты "выдают" откровенно слабые произведения. Даже у классиков мы находим что-то более созвучное себе, что-то менее. Откуда же берётся в человеке смелость наклеивать ярлыки, раскладывать стихотворца по полочкам, награждать своего собрата по перу нелестными определениями? нередко такая нетерпимость ещё и прикрывается "радением за русский язык". Что это? Недостаток воспитания, излишняя самоуверенность или плохое знание естественных законов? Мы можем высказывать своё мнение, мы можем голосовать "за" или "против", но каждый из нас имеет определённый взгляд на готовность нашего супа, на поэтичность нашего творчества, и только совокупные мнения могут определить с приблизительной точностью, чего же всё-таки мы заслуживаем: хулы или похвалы.
Итак, нужна совокупность мнений. Из чего же складывается наше представление о поэтичности текста? Почему все любят Пушкина, или любили в детстве? Он максимально прост - метод интерпретации действительности его поэтическим языком максимально приближен к точности наблюдений, т.е. минимально сложен в своей символичности. Красота - это простота. В поэзии прежде всего привлекает гармония: красивое звучание, внутренняя музыка, точность рифмы, красивый, выдержанный ритм, богатство интонаций, глубина смысла. Когда все эти критерии оказываются собраны в одном произведении, оно неизбежно привлекает внимание многих. Это и есть "вещь", сделанная красиво от начала и до конца. В таком случае, желая процитировать наиболее удачные строки, мы вынуждены признать: надо цитировать весь стих - целиком. Если таких безупречных текстов много, это и есть поэзия. Поэт состоялся как творец.

(в сокращении)


Юлия Ви Комарова
Карижинский Вячеслав
24.07.2011 16:59
Юра, если вы общаетесь с Юлей на стихире, передавай ей огромный привет от меня! Я иногда захожу к ней, читаю...

Теперь по делу:

1. Вопрос о том, что такое поэзия и как отличить её от НЕ-поэзии остаётся до сих пор актуальным и неразрешённым. Нет формального определения поэзии. В этом вся и беда, наверное...

2. "Нечёткость естественна для языка. Это его свойство." - вот тут мне видится довольно острый спорный момент. Я лично с этим утверждением не согласен. Даже если разобрать синонимический ряд слов, можно с определённой степень точности сказать, в каком случае (или каких случаях) предпочтительнее употребить тот или иной синоним. Несмотря на отсутствие чётких предписаний в тех или иных случаях, человек сам, благодаря языковому чутью интуитивно выбирает для данной ситуации подходящий синоним. Нечёткость же в данном аспекте может чувствоваться только человеком, не умеющим улавливать нюансы...

3. "Откуда же берётся в человеке смелость наклеивать ярлыки, раскладывать стихотворца по полочкам, награждать своего собрата по перу нелестными определениями? нередко такая нетерпимость ещё и прикрывается "радением за русский язык". Что это? Недостаток воспитания, излишняя самоуверенность или плохое знание естественных законов?"

Бедная, дорогая Юля - ей совсем недавно выпала незавидная участь получить "критику" хама, профана, бессовестного провокатора и тролля Алекса Дайхеса - и я прекрасно понимаю её чувство нерадения по поводу такого варварского наезда. Конечно, тут ответ: невоспитанность, хамство, бескультурье и низость"

4. По поводу простоты - спорный вопрос.
Это уже попытка дать формулу (точнее необходимое условие) поэзии. Если минимум символичности - значит ок.
Но давайте вспомним Улисса, Клюева, Мандельштама, ранние стихи Пастернака и Гумилёва... Символичность и сложность не есть препятствие поэзии. Важно то, как она подаётся, и как воспринимается читателем.

Поэзия сродни сложному алхимическому сплаву - и как рассчитать лишний или недостаюший "миллиграмм" компоненты, неизвестно никому. Но приближает нас к этому чувству меры и взвешенности работа над речью и развитие языкового чутья. Чтобы нечёткостей было поменьше - а там, где таковые неизбежны - чтобы служили в пользу текста, не затуманивая его, а добавляя многоплановость смыслов.

Таково моё мнение.
Устюжанин Юрий
24.07.2011 17:07
...Здравствуй, Слава,..

...с Юлей я общаюсь, я люблю её талант, её скромность и ненавязчивость... сегодня заметил её размышления на стихире... думаю, в них есть то, над чем стоило бы поразмышлять...

...Твои соображения очень ценю, Слава, мнение твоё интересно...

Ю.)))
Карижинский Вячеслав
24.07.2011 17:13
Сейчас зайду к Юле, почитаю полную версию!
Устюжанин Юрий
24.07.2011 20:44
...сегодня так хорошо с Вами, интересно... я ещё несколько раз перечитаю... обдумаю... Саше Асманову спасибо за интересные наблюдения... думаю разговор не заканчивается... наверно, у кого-то будут ещё отклики...
Иванов Виталий
25.07.2011 10:13
Полагаю, поэзия - одна из мировых связей и качеств высшего уровня. Её невозможно объяснить, перечисляя связи нижних уровней и используя их описания. Это качественный скачок - от мертвого к живому, бездуховного к духовному, животного к божественному...
Владеющему понимнием высших связей и являющемуся таковым не надо объяснять в разрозненных терминах что такое Поэзия и где она есть, где её нет. Это всё равно что пытаться всеобъемлюще описать живой организм, перечисляя химические элементы его составляющие, да хоть даже и органы.
Пока человек - тайна, таинством будут и высшие проявления его духа.

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Поэтический конкурс «Птица» имени Игоря Царёва

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help