логин пароль (?) регистрация


СТИХИ
О ВОЙНЕ
1941-1945
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
ИЩЕМ РЕДАКТОРА
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Умер Влад Пеньков
Умер Влад Пеньков
Повесть, написанная на карантине
Все поэтические сайты – по образцу и подобию…
Помогите Оле Шишковой
А судьи кто?
Vlll Международный литературный Тютчевский конкурс *Мыслящий тростник - 2020*
Ушёл из жизни Игорь Чурдалёв...
Уровень языка на сайте рифма.ру
Пародия n°8
Пародия n°7
Пародия n°6
Пародия n°4 и n°5
Пародия n°2
Пародия n°3
Вчера умер Андрей Федосеев...
НЕПРОШЕНЫЙ КРИТИК
Из архивов Радио Африка
С Пасхой (наступающей не по дням, а по часам)
ПОЗДРАВЛЯЮ Ольгу Шишкову!!!
X литературная премия имени Марины Цветаевой.
Сплин
Пародия n°1
Vlll Международный поэтический конкурс *45-й калибр*
Юнна Мориц — Письмо с фронта
Фашизм, нацизм и русские эрудиты
Знания, образование и эрудиция
IV Международный литературный конкурс им. Гавриила Каменева *Хижицы*.
Умер Леонид Лейбович
Три вопроса

Новые отзывы БЛОГОВ:
Ломкин Роман 10:34
Стрелец Вик 16:47
Зорингер Генрих 00:23
Зорингер Генрих 00:22
Дадашев Борис 20:33
Дадашев Борис 20:32
Процкая Наталия 00:54
Процкая Наталия 21:47
Ахадов Эльдар 05:35
Грэм Алина 13:14


Малинина Наталья
Галилеянин и... Арсиноя 05.04.2011 22:12

ИЗ цикла "ОПЫТЫ ГЕРМЕНЕВТИКИ". Эссе.

(подборка стихотворений "Клинопись у глаз", автор Татьяна Кузнецова)

"Вся красота, которую я вижу, заключена в моем сердце, потому что именно там находится камертон, с невыразимой нотой которого я сравниваю все остальное»
(В. Пелевин)

«Бережёного Бог бережёт.
Чем летать - лучше мёрзнуть в пехоте.
Я прикрою от солнца ожог,
говорят, так быстрее проходит.
Может, тёмный останется след,
ну и пусть - все решат, что от грязи.
Здесь никто не поверит, что свет
натворил мне таких безобразий.
Я не лучше, чем люди вокруг,
может, в голосе больше металла.
Ну зачем тебе знать, милый друг,
что я тоже когда-то летала?
Я прикрою от солнца ожог -
бережёного Бог бережёт.
***
Два стремени чуть звякнут, прикоснувшись
друг к дружке. Проезжай-ка ты вперёд!
Моей гнедой породистые уши
легко волненье выдадут её.
Твой вороной привычно и проворно
покажет путь по узенькой тропе,
Мы вслед с кобылой двинемся покорно,
к чему нам быть сейчас эмансипэ?
Я лягу, как обычно, ей на шею,
чтоб ветки не хлестали по щекам.
Я женщинам, ты знаешь, больше верю,
чем молодым и смелым дуракам.
Конец июля. Лист уставший вянет.
Ты это наблюдал так мало раз!
А я теперь за тёмными очками
пытаюсь спрятать клинопись у глаз.
И я тебя, конечно, пропускаю -
я все-таки надежду стерегу,
что, может, ты найдёшь дорогу к раю
в том самом шалаше на берегу,
и может, по утрам твой голос низкий,
и солнца луч, сквозь ветки, невзначай...
Ты вновь ко мне подъехал слишком близко.
Не надо. Скоро осень. Проезжай.
***
Кончилось лето после обеда.
Ветер улёгся спать на полу.
Пасынок Феба катит по небу
медного солнца тусклый валун.
Время за сорок, время разборок.
Тонут в стакане наши пути.
Пыль на ступенях. Где же мой веник?
Галилеянин, ты победил»

Взяв в эпиграф эту фразу Пелевина, я хотела подчеркнуть (ещё раз)огромный интерес рассмотрения произведения «с третьей позиции", с позиции восприятия читателя … Благодаря интернету, появились армады ортодоксов, усвоивших расхожий набор истин и с упоением подгоняющих поэзию под ГОСТЫ, СНИПЫ и всякие прочие стандарты. С другой стороны – без стандартов и снипов (строительные нормы и правила) – мы отравимся мутью графомани, а наши дома рухнут прямо под «огонь и град»…Так вот призвание поэзии, на мой взгляд, это, с одной стороны - опровергать догму, а с другой – беречь от обрушения возведённый до вас Храм.
Почему я завела речь о Храме? Да потому, что в самом названии триптиха, есть слово «Бог», и потому ещё, что подборка закольцована этим же словом в звучании - «Галилеянин». Галилеянин, прозвище Христа (от места, где он родился), аналогично: «Иуда из Кариот».
Поэзия отличается от графомании тем, что в поэзии бесконечное количество смысловых планов и уровней, а в графомании смысловой план один — первый (он же последний).
В данном случае мы имеем дело с поэзией, а не с графоманией. Вот и поговорим о её непервых уровнях… Как у всякого настоящего поэта внутренний космос его души, мир частных лирических переживаний, выходит во внешний, общечеловеческий космос. Вывернутые корнями наверх пласты отношений лир. героя с собой и с миром заводят нас гораздо дальше, чем аллюзия (намёк) на расхожую истину: «с милым рай и в шалаше, но не в нашей полосе». Это только первый смысловой план стихотворения
…"Может, ты найдёшь дорогу к раю в том самом шалаше на берегу…»
«Не надо. Скоро осень. Проезжай». ...И то сказать, осенью в средней полосе в шалаше-то уже холодновато…
Но это не единственный смысловой уровень трилогии. Героиня поэтического рассказа — философствующий, рефлексирующий человек, уже обожжённый и наказанный жизнью за «полёты" и "безумство храбрых». У неё наступает «Время за сорок, время разборок». Каких разборок? Да тех самых - разбор полётов. Вот они, эти полёты - в первой части подборки:

«Я прикрою от солнца ожог,
говорят, так быстрее проходит…»
«Может, тёмный останется след,
ну и пусть - все решат, что от грязи.
Здесь никто не поверит, что свет
натворил мне таких безобразий.
Я не лучше, чем люди вокруг,
может, в голосе больше металла.
Ну зачем тебе знать, милый друг,
что я тоже когда-то летала?
Я прикрою от солнца ожог -
бережёного Бог бережёт»

Так вот оно в чём дело! Героиня уже побывала в роли «молодого и смелого дурака», уже пыталась, как Юлиан–Мечтатель соединить христианскую аскезу со светлой языческой красотой и свободой, обожглась и теперь предпочла бы, чтобы ей никто не напоминал об этом ожоге: «пусть - все решат, что от грязи». Общество, в котором она живёт, героиня отождествляет с пехотой. Здесь естественнее иметь «тёмный след от грязи», чем ожог от света в полёте к солнцу. Пехота – общая серая масса, она ненавидит инаких, ненавидит познавших свет, больший, чем видимый из окопной грязи. Бунт героини против пехотного уклада обернулся ожогом и божьей метой: то ли языческий Феб её пометил, как «свою», то ли Галилеянин наказал за гордыню и отступничество… Теперь героиня не хочет выделяться из «нелетающей пехоты», она желает сойти в ней за свою, скрывая свидетельство полётов и следуя заповеди Галилеянина: «Я не лучше, чем люди вокруг». И свою отметину - то ли милость Феба, то ли наказание Галилеянина - предпочитает скрывать…
Вряд ли ей это удастся, однако. Помеченных богами, испытавших полёт при жизни - не так много на грешной Земле. Да и тех, кто не мирится с окопной правдой – тоже.
Второе стихотворение совершенно прелестно. И своей поэтикой, и своим психологизмом.

...Конец июля. Лист уставший вянет.
Ты это наблюдал так мало раз!
А я теперь за тёмными очками
пытаюсь спрятать клинопись у глаз.

Одной строфой Автор передал суть отношения героини к «молодым и смелым дуракам», неважно, о ком это: о коне или лиргерое, или Юлиане-Мечтателе из трагедии Мережковского "Юлиан-отступник".

Продолжение в комментариях
начало (1 | 2) конец
Малинина Наталья
09.04.2011 02:35
Ну какая это критика? Это - самая настоящая "проза поэта". Притом решающего свои творческие задачи!

Аха, Наташ! Очень похоже на то, что я сама думаю...
:)
Тюренков Василий
09.04.2011 03:31
С добрым мяум.
А мы вот, коты, чего-то засомневамши теперь… В частности по поводу етого: "Поэзия отличается от графомании тем, что в поэзии бесконечное количество смысловых планов и уровней, а в графомании смысловой план один — первый (он же последний)".
Тут, конечно, многое зависит от терминологии (термин «графомания»), но в любом случае, есть стихи нагруженные подтестами и планами, но никак наше котовье разумение не может их отнести в разряд поэзии, а есть наоборот, абсолютно одноплановые стишки, но такие… невесомые, что ли, что у нас, котов, аж подшёрсток поэзией напитывается и вибрировать начинает… И где здесь истина будет? Туточки, пожалуй, без валерьянки и не разберёшься…
Малинина Наталья
09.04.2011 14:04
Ещё Лене:
по поводу Булгакова - у Булгакова каких только аллюзий (намёков) не находят, тем и пластов не поднимают! Таков удел творений, содержащих символы, архетипы.
Здесь даже рыть ничего не нужно: фраза "Галилеянин ты победил" исторически принадлежала Юлиану-Отступнику. Потом она стала устойчивым выражением будучи повторенной множество раз в произведениях литературы. Это я Мережковского с его "Гибелью Богов" вспомнила, а им, произведениям, несть числа...
Самое интересное, что автор, не осознавая, как ты говоришь,Лен, выстроил текст так, что подтекст истории Арсинои и Юлиана легко считывается... Мне это кажется очень интересным. Я выше в отзывах (и ещё раньше) указывала на опорные точки этого считывания - в каждом!-стих-ии триптиха. Здесь возникает тема бессознательного в творчестве. Понимаешь, если б этих точек касания с историей фразы о победе Галилеянина не было больше нигде в текстах(ожог солнца, пасынок Феба), то и писать было бы не о чем...Фраза казалась бы случайной, как пуанты на торговке пивного ларька...
Мне кажется, здесь не обошлось без участия подсоЗНАНИЯ...
Но настаивать не берусь
:)
Малинина Наталья
09.04.2011 14:12
Вась, ну вот "песенки" этого, как его, на твою любимую "К" фамилия (Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже) - я под графоманью такое подразумеваю.
Кабардина Елена
15.04.2011 16:39
Нет, Наташа, я категорически не согласна! Фраза «Галилеянин, ты победил» должна рассматриваться в контексте, так же, как и всё остальное! Точно так же, как во фразе «Волна пошла на абордаж и стенькой выбросила за борт» в слове «абордаж» нелепо искать аллюзию к слову «аборт» только по созвучию «глухости-звонкости» «д» и «т», потому что контекст не принимает такого толкования, иначе по смыслу получается, что волна, сравниваемая со стенькой, «пошла на аборт»! Это как же надо «смотреть искоса, низко голову наклоняя», чтобы так оторваться от контекста и уплыть в аллюзии, которые к данному контексту никакого отношения не имеют! Мои филологические мозги просто в обмороке от таких аллюзий!))) Можно, конечно, упомянуть, что фраза «Галилеянин, ты победил» принадлежит по легенде Юлиану, но слово «веник» (и др.) ты в этом контексте тогда никуда не засунешь! И я повторяю: такое толкование извращает чистоту восприятия Таниного текста, более того, является искусственным, высосанным из пальца, фальшивым, и, таким образом, «работает» не на текст, а против него. Я убеждена, что толкование текста (даже при помощи герменевтики) должно основываться на контексте автора. Ты в своём эссе показала только свою осведомлённость, а значит – натянула одеяло на себя, вместо того чтобы вникнуть в то, что написала Таня. Показала твоё эссе нашим на кафедре русского языка – у них «сумеречные всплески» начались))) Так нельзя, Наташ)))
Малинина Наталья
15.04.2011 18:46

Лен, я тебе уже ответила 09.04.2011 02:32.
Посмотри.
Ну ещё, разве что добавлю: жанр "эссе" даёт право на любое СВОЁ прочтение и суждение. Вот, например есть такая трактовка блоковской "Незнакомки" - "Прекрасная Дама как Смерть в стихотворении Блока НЕЗНАКОМКА".
http://zeze.ru/rifma.php?curr_node=4010&post=1003734&p agenum=0 Кто-то не согласится. Ну и что?
...Я писала не о первом плане. Он и так на первом плане:)
Я не приписывала своё увидение-услышание автору.
перефразируя М.Ц. - не только поэта далеко заводит речь, но и читателя. И я в начале эссе предупредила об этом.
Я не вижу Смерть в образе Блоковской Незнакомки, но не отказываю никому в такой трактовке. Наоборот, очень интересно читать об этом.
А то, что у каких-то дам начинаются сумеречные всплески... Ну, мало ли какие у кого всплески наблюдаются:) Мне достаточно твоего мнения, и оно не нуждается в подкреплении мнением сумеречных дам. Оно мне само по себе - ценно.
Я уж повторю снова излюбленную бокаревскую мысль: "подтекстом художественного текста является вся культура"... культура -не указано-чья. Автора или читателя. Вот я этот подтекст культурный и вытащила. С позиции третьей позици-читателевой. Закладывал ли его туда автор - уже и неважно. Поэта далеко уводит речь. Читателя - тоже. Я не выдумала историю Арсинои. Я её прочитала в подтексте. Сделать это было легко, ибо фраза "Галилеянин, ты победил" - точная цитата. За ней стоит исторический факт и литературные интерпретации этого факта (например, у Мережковского). И у автора во всех трёх стихотворениях разбросаны метки, отсылающие в этот культурный подтекст: я о них написала. Почему автор ТАК написал, а я ТАК прочла? Потому что в воздухе носится осмысление и переосмысление релилигий и свобод - несвобод всяческих. Я знаю семью, где муж поклоняется Ладе и Макоши, а супруга - Иисусу Христу. Тот же конфликт по сути разве что на славянской почве.
Вот я и написала о не первом плане этого стихотворения. С точки зрения "включенного" текста. Или текста в тексте. Которого ты имеешь права не видеть, не читать, счесть сумеречным приступом и всё, что угодно, Лен.
Потому что я написала не критический разбор, это эссе. По определению.




Малинина Наталья
15.04.2011 18:52
Так нельзя, Наташ)))
Хорошо, не буду.
Малинина Наталья
15.04.2011 20:03
В базовые понятия герменевтики входит: Бесконечность интерпретации /Интерпретация (искусство) — индивидуальная трактовка произведения (вообще говоря, не определяемая однозначно замыслом автора)/ Об этом готова поговорить. А вот от этого у меня тоже ...того... сумеречный припадок случился: // такое толкование извращает чистоту восприятия Таниного текста, более того, является искусственным, высосанным из пальца, фальшивым, и, таким образом, «работает» не на текст, а против него. Я убеждена, что толкование текста (даже при помощи герменевтики) должно основываться на контексте автора. Ты в своём эссе показала только свою осведомлённость, а значит – натянула одеяло на себя, вместо того чтобы вникнуть в то, что написала Таня. Показала твоё эссе нашим на кафедре русского языка – у них «сумеречные всплески» начались))) Так нельзя, Наташ)))///
Малинина Наталья
15.04.2011 20:31

Эссе
Эссе (франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.(с)

И в чём вопрос-то, Лён?
А сумеречным дамам знакомо определение эссе?
:)
Кабардина Елена
15.04.2011 20:49
Если эссе о Юлиане и Арсиное – это одно дело, тогда и название нужно другое давать (имхо), а если это трактовка Таниной подборки «Клинопись у глаз» - это совсем другое дело, и тогда это медвежья услуга автору. Слова «веник» и «эмансипэ» мешают видеть в ЛГ аллюзию к Арсиное)
Аллюзивность хороша только в том случае, если она вписывается в авторские контекст и посыл. И что автор (а не ты!) имел ввиду, что он вкладывал в текст – очень важно! А то так и в курочке Рябе можно углядеть стабфонд, а в персене - Персефону) У меня от твоей трактовки неприятный осадок остался ещё и от того, что желание украсить эту подборку далёкой от авторского контекста иллюзорной «аллюзивностью» – это, по сути, не признание того, что эти стихи и так хороши, с тем контекстом, который именно автор в них вложил. И думаю, что если ты подкрепляешь свои «мышли» Пелевиным, Цветаевой и Мережковским, то мне тем более не грешно подкрепить свои «крысли» мнением простых преподавателей ДА)
И ты знаешь, я за тебя всегда горой, но тут – прости! – не могу, потому как чувствую искусственность и «деланность». Вот. Цалую!
Малинина Наталья
15.04.2011 20:52
Сцуко я.
Кабардина Елена
15.04.2011 22:29
Нет.
Я бы, во-первых, никогда не употребила это слово, во-вторых, даже если бы и употребила, то ни в коем случае не в твой адрес!
Если я с твоим подходом к этой подборке не согласна, это вовсе не значит, что я не считаю тебя хорошим рецензентом или даю тебе личностную характеристику. Зачем ты так? Ты имеешь право на своё мнение и видение, я имею право согласиться или не согласиться, а не согласившись, не промолчать.

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Кубок мира по русской поэзии

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help