логин пароль (?) регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Инвалид
Иду по парку.
Всероссийский творческий конкурс *Дороги фронтовые - узелки на память*
О плесени и любви
Я - за справедливость
Всероссийский ежегодный литературный конкурс *Герои Великой Победы- 2020*
Сперматозоид и яйцеклетка
Геморрой совершенствует душу
ЦИРКУЛЬ @kstv77
10-й Международный Грушинский интернет-конкурс. Положение о конкурсе 2019-2020.
НЕПОКОРНОСТЬ
Три Товарища
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт

Новые отзывы БЛОГОВ:
Галь Дмитрий 13:50
Алисов Владимир 18:26
Тищенко Михаил 16:02
Дорогая редакция 03:03
Дорогая редакция 02:55
Алисов Владимир 00:44
Тищенко Михаил 21:18
Тищенко Михаил 21:11
Алисов Владимир 14:48
Гридин Сергей 13:38


Василой Адела
Олимпиада по лингвистике 19.11.2009 16:08

Олимпиада по лингвистике пройдет в Москве в 40-й раз:
http://win.mail.ru/cgi-bin
/readmsg?id=12585825130000000196


"22 ноября в Москве состоится юбилейная, XL Традиционная олимпиада по лингвистике для школьников 8–11 классов, открытая для всех желающих. В Санкт-Петербурге эта олимпиада 14-я. Участники будут решать специально составленные задачи, моделирующие деятельность ученых. Получив возможность познакомиться с тем, чем занимаются лингвисты, многие оказываются удивлены, насколько сильно это отличается от того, что изучают в школе.

В 60-е годы лингвистика была одной из самых популярных наук, наряду с кибернетикой. Лингвисты хотели сделать науку о языке формализуемой, использующей математические методы, приблизить ее к точным наукам. Чтобы новый подход стал достоянием большего круга людей, а также чтобы привлечь в эту науку свежие, заинтересованные силы, было решено создать Традиционную олимпиаду по лингвистике для школьников. У истоков олимпиады стояли Андрей Анатольевич Зализняк, ныне академик РАН (в 2007 году получивший Государственную премию РФ за выдающийся вклад в развитие лингвистики), Владимир Андреевич Успенский, профессор МГУ, с 1995 года заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета, Альфред Наумович Журинский, специалист по африканским языкам, и многие другие выдающиеся лингвисты и математики."
В тексте даны две интересные задачи по математической лингвистике:

1. Даны слова на языке суахили (Восточная Африка) и их переводы на русский язык в другом порядке:

mtu, mbuzi, mgeni, jito, jitu, kibuzi

великан, козочка, гость, коза, человек, большая река

Задание. Установите, какой перевод соответствует каждому слову.


2. Автор задачи — Б. Л. Иомдин).

Даны пары близких по смыслу глаголов:

обвинять — упрекать

обещать — сулить

приказывать — командовать

умолять — упрашивать

советовать — консультировать

Известно, что в каждой паре первый глагол обладает особенностью, которой нет у второго глагола.

Задание 1. Определите, что это за особенность.

Задание 2. Найдите среди перечисленных ниже глаголов такие, которые также обладают этой особенностью: вымогать, грозить, запрещать, клясться, кричать, одобрять, отказываться, отнимать, посвящать, проигрывать, ругать, сдаваться, требовать.

Задание 3. Придумайте еще два глагола, обладающих той же особенностью.


Решения задач - в статье. Подсматривать запрещается! :))
Василой Адела
23.11.2009 04:19
Ну, молодец! :))
Василой Адела
05.12.2009 00:47
Честно говоря, я не помню уже... а ссылка не работает. Но сделала поиск по названию статьи и нашла. Вот:
Решение. (Текст сделан бледным для удобства тех, кто хочет решить задачу самостоятельно. Выделите его мышью, чтобы прочитать.)

Все слова на языке суахили легко делятся на две части. Можно предположить, что эти части — морфемы, самые короткие языковые единицы, обладающие значением. Посмотрим, какие комбинации морфем встречаются в задаче:

-buzi -geni -to -tu
ji- + +
ki- +
m- + + +

Теперь надо установить, что означает каждая морфема. В этом нам помогут русские переводы. В них отчетливо выделяются значения ‘гость’, ‘коза’, ‘река’, ‘человек’. Можно классифицировать их и на другом основании и выделить слова с увеличительным и уменьшительным значением, а также нейтральные слова. Построим таблицу:

‘гость’ ‘коза’ ‘река’ ‘человек’
уменьшительное +
нейтральное + + +
увеличительное + +

Осталось только понять, как переставить строки и столбцы в двух таблицах так, чтобы одна таблица наложилась на другую. Сделать это нетрудно, и в результате мы получаем ответ:

m- — нейтральное, ji- — увеличительное, ki- — уменьшительное значение; -buzi — коза, -geni — гость, -to — река, -tu — человек.

mtu — человек, mbuzi — коза, mgeni — гость, jito — большая река, jitu — великан, kibuzi — козочка.

Василой Адела
05.12.2009 00:49
А это по второй задаче:

Задание 1. Определите, что это за особенность.

Задание 2. Найдите среди перечисленных ниже глаголов такие, которые также обладают этой особенностью: вымогать, грозить, запрещать, клясться, кричать, одобрять, отказываться, отнимать, посвящать, проигрывать, ругать, сдаваться, требовать.

Задание 3. Придумайте еще два глагола, обладающих той же особенностью.

Решение.

Попробуем поставить эти глаголы в первое лицо единственного числа настоящего времени, и это сразу же позволит нам найти ответ. Оказывается, с помощью первого глагола каждой пары можно не только описать то действие, которое он называет, но и совершить его. Например, для того, чтобы обвинить кого-либо, можно сказать «Я обвиняю тебя в предательстве», а вот глагол упрекать так употребить нельзя (можно сказать «Я упрекаю тебя в безделии», но тогда это будет не сам упрек, а только описание упрека, выраженного совсем другими словами). Для того, чтобы отдать приказ, можно сказать «Приказываю тебе передать это донесение императору», но нельзя сказать «Командую тобой». Эту интересную особенность некоторых глаголов обнаружил в 1955 году английский философ Джон Остин, который назвал такие глаголы перформативными.

Из глаголов, перечисленных в задании 2, перформативными являются глаголы запрещать, клясться, одобрять, отказываться, посвящать, сдаваться, требовать, а неперформативными — вымогать, грозить, кричать, отнимать, проигрывать, ругать.

Таких глаголов достаточно много: например, выполняя задание 3, можно вспомнить глаголы благодарить, желать, уточнять. Но, конечно, в языке их абсолютное меньшинство: это в основном глаголы речи (за редкими исключениями, как, например, сдаваться), причем далеко не всякий глагол речи является перформативным (например, глагол говорить — неперформативный).

И хотя мы решали эту задачу на материале русского языка, мы открыли явление, общее для всех языков мира: ведь понятно, что перформативные глаголы есть в любом языке.
Василой Адела
05.12.2009 11:07
Некоторые задачи имеют не единственное решение... Рада, что понравилось, Саша! Больше никто не удосужился напрячь мозги! Однако не зря старалась...

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
альманах Эрфольг

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help