логин пароль (?) регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Инвалид
Иду по парку.
Всероссийский творческий конкурс *Дороги фронтовые - узелки на память*
О плесени и любви
Я - за справедливость
Всероссийский ежегодный литературный конкурс *Герои Великой Победы- 2020*
Сперматозоид и яйцеклетка
Геморрой совершенствует душу
ЦИРКУЛЬ @kstv77
10-й Международный Грушинский интернет-конкурс. Положение о конкурсе 2019-2020.
НЕПОКОРНОСТЬ
Три Товарища
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт

Новые отзывы БЛОГОВ:
Галь Дмитрий 13:50
Алисов Владимир 18:26
Тищенко Михаил 16:02
Дорогая редакция 03:03
Дорогая редакция 02:55
Алисов Владимир 00:44
Тищенко Михаил 21:18
Тищенко Михаил 21:11
Алисов Владимир 14:48
Гридин Сергей 13:38


Малинина Наталья
АБОРДАЖНОЕ или НАНОТЕХНОЛОГИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ 31.05.2009 00:24

"О, вопль женщин всех времен: "Мой милый, что тебе я сделала?!" (М.Ц.)

(о стеньковщине, Медном Всаднике, высоком предательстве, роли аллюзии и детали в стихотворении Е.Кабардиной)
Абордажное(сон)

Волна пошла на абордаж
и стенькой выбросила за борт, -
и налетел гагачий табор,
и чаек бросилась орда
меня выхватывать из волн
и, расклевав, топить в пучине,
и ты не стал искать причины,
чтоб оправдать их произвол.
Твоих речей латунь и медь
не отпугнула "стаек звонких",
ты, "полон дум", ушёл в сторонку
на волны с берега смотреть.
Вода сомкнулась надо мной
а вскоре смолкли шум и гомон, -
ты снова птиц кормил с парома
вчерашней булкой покупной...

Долго не решалась приступисть к рецензии на это произведение,ибо, несмотря на флёр эзотерики-(подзаголовок "сон"),стихотворение имеет недвусмысленный сюжет с четким, неразмазанным мистической многозначностью(и ,оттого, жутко ощущаемым всеми шестью моими чувствами),- абрисом смысла. Любовь напоказ; любовь, как исполнение обряда; обязанности; любовь, выхолощенная до равнодушия!И как итог- до красивого предательства,лукавого, музыкально-колокольного для тех, кто НЕ ПОНИМАЕТ- предательства. Я перечитывала это стихотворение много-много-раз, и каждый раз мне становилось жутко, и руки отказывались от пера,а перо от бумаги, если перефразировать классика.
Мне жутко было писать о таком равнодушии и о таком красивом(!), высоком даже, предательстве.
Тема "прекрасного предательства" пронзает уже с первых строк реминисценцией к известной поэме о Медном Всаднике и к не менее известной легенде о Стеньке Разине. Эти герои ТАК КРАСИВО ПРЕДАВАЛИ, что народ и по сю пору притягивает эта красота. За каждым застольем каждый представитель мужеска роду,отдаваясь силе влечения к этому виду предательства, видит себя Стенькой.
Каждая подвыпившая дама, подстраиваясь под нескладный хор, воображает себя красавицей-княжной, которую так романтично бросают в набежавшую волну!
ПОДЛО,но прекрасно-то как,а? Поступок! Сгубил- а уввважжжать зато как стали, а? За счёт женщины погубленной- уввважают, блллин!
Не узнаете? Ситуёвину? А вот она же : Герой Михалкова в "Жестоком романсе"(в пьсе Островского он несколько другой)- тоже красиво...В каждом мужчине сидит первобытный охотник: догнать и погубить.
Добиться любви красивой женщины- это престижно. Тот же Вронский в самом начале своего увлечения - гордился перед товарищами по полку своей связью с Анной. Умело или неумело(красиво или не очень) при этом губят - другой вопрос. Вронский погубил обыкновенно: когда Анна была уже за бортом, он прото продолжал "птиц кормить с парома", занимаясь своими делами.
А вот ещё: совсем рядом с нами, уже другие герои, с тем же флёром красивости предающие. Это которые женщину, родившую детей, и отдавшую ему, любимому,всю себя, тоже бросают "стенькой - за борт", колоколя латунно-медно о святости и необходимости такой жертвы ради...
Лики высокого или прекрасного предательства - очень непростая тема для лирики. Но у Лены- благодаря бланкетности, аллюзивности - отсылу к другим произведениям(О Стеньке Разине, о "Медном всаднике" Пушкина)поле восприятия расширяется, смысл произведения углубляется до марианских впадин. Я сваливаюсь в него и тону.
Ещё об аллюзиях и деталях, выводящих на большую глубину замысла, чем кажется при поверхностном восприятии стиха.
Такие детали, как "латунь и медь" -отсылают и к колоколам и...к "Медным всадникам", а такая скрытая цитата , как "полон дум" делает эту отсылку неопровержимой. Так что, кроме Стеньки, здесь ещё один фигурант ВЫСОКОГО предательства присутствует -"Медный всадник", а в качестве поля для осмысления - и вся поэма Пушкина. Сколько высоких предательств совершено этим героем(от непонимания собственногго сына до женских линий его судьбы и далее в историю...)Здесь же, уже из поэмы, вытекает и тема помешательства. Сумасшествие от отчаяния по поводу недосягаемости для понимания "Латунно-м е д н ы м и" - живых и трепетных.
Где-то видела замету: дескать зачем нужна деталь "покупная булка"- мол, эпитет неудачен. Какая ещё, мол, может быть булка- не самопечная ведь?
Но мне эта деталь кажется ОЧЕНЬ важной.
Если бы не она, не пронзило бы так меня это стихотворение(сон и есть сон, мало ли что нам приснится...)
Только вот эта подробность - ВЧЕРАШНЯЯ ПОКУПНАЯ БУЛКА - она более чем недвусмысленно относит ситуацию к СЕГОДНЯШНЕМУ ДНЮ. Не даёт успокоить себя тем, что это ТОЛЬКО СОН - раз, и что дела давно минувших дней - два...
Фигушки!
Булка заставляет проглотить этот смысл как "актуальнейший", свежеиспеченный". И поперхнуться.
Не знаю, стоило ли, но, раз взялась - пиши всё.
Пишу: это уже дам покоробит. Признайтесь, кто выудил из Лениных волн такой лик предательства?
У Лены даже звук- содержит смысл- шараду, не для всех очевидную, но тем и особенно мне лЮбую.
Слушайте:
"Волна пошла на АБОР(д/т)аж
и стенькой выбросила зАБОРТ"
Я НИЧЕГО НЕ ПРИДУМАЛА. Это ещё один сюжет. Это ещё один лик предательства. Известный , наверняка каждой женщине. Она берёт на себя грех душегубства, а герой, "полон дум",
ушёл в сторонку
на волны с берега смотреть".
Перед нами не бытовая зарисовка: это культурологический нанокристалл истории и осмысления такого рода "высоких предательств"
Нанотехнология стихосложения. Когда в бытовой зарисовке распахана такая пашня аллюзивных полей, что только от культуры читателя зависит сколько и каких цветов взойдёт в его восприятии этого бескрайнего стихотворного моря. И что останется в душе от этого букета. Только бытовая зарисовка сна или...
А величина кристалла-16 строчек....



начало (1 | 2 | 3) конец
Малинина Наталья
02.06.2009 16:02
Мадочка,дорогая, Медный Всадник - как отдельно, так и вкупе с поэмой Пушкина, её сюжетом тоже- в этой миниатюре есть(детали латунь, медь, скрытая цитата ,отсыл "полон дум" и сама эзотерическая тематика сна.Параллелизм для меня явный: и тема "погубления" героя и тема утопленника, и тема высокого предательства,я об этом теперь даже в заголовок вынесла.Тут ещё тема привязана -паутинкой сумасшествия и суицида- всё есть в этой миниатюре.
Она бездонна.
Вот кусочек из "Медного Всадника"

Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал .

И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему,
В его лице изображалось
Смятенье. К сердцу своему
Он прижимал поспешно руку,
Как бы его смиряя муку,
Картуз изношенный сымал,
Смущенных глаз не подымал
И шел сторонкой.

Остров малый
На взморье виден. Иногда
Причалит с неводом туда
Рыбак на ловле запоздалый
И бедный ужин свой варит,
Или чиновник посетит,
Гуляя в лодке в воскресенье,
Пустынный остров. Не взросло
Там ни былинки. Наводненье
Туда, играя, занесло
Домишко ветхой. Над водою
Остался он как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.

Малка,
ты,не сердись, твоё стиховиденение зорче моего: я на Бодлера с "утопленником, полным таинственных дум"- не вышла!А он тоже тут есть.
И прости, если я в пылу очарованья ляпнула невпопад своему чувству к тебе.
(((

Малинина Наталья
02.06.2009 16:44
Василию:
Не соглашусь вот в чём -это стих-е ,отнюдь не бытовая зарисовка бытового предательята.
Это культурологический нанокриствалл истории и осмысления такого рода "высоких предательств"
Нанотехнология стихосложения.Когда в бытовой зарисовке распахана такая пашня аллюзивных полей, то только от культуры читателя зависит сколько и каких цветов взойдёт в его восприятии этого бескрайнего стихотворения.
Малинина Наталья
03.06.2009 01:22
А это мнение Андрея Моисеева: собираю из разных источников:

"Наташ, оба твоих эссе ( о тв-ве Лены)прочитал. Абордажное, по-моему, интереснее читается, а
Над садом - полнее охватывает творчество Елены.

Действительно, неожиданны твои мысли насчет "красивого" предательства. Я
склоняюсь к мысли, что "красивым" оно все-таки не бывает, и сам предающий
вряд ли любуется собой в такие минуты. Ну, а кому со стороны любо-дорого
посмотреть - это уже, скорее, проблемы ИХ взаимоотношений с
действительностью. Но стих действительно очень интересный, особенно - с
твоим высококачественным разбором."
Малинина Наталья
03.06.2009 02:08

Здесь статья - не полностью.Формат РИФМЫ не позволяет разместить её без изъятий.
Пришлось пропустить ещё одну тему-аллюзию -
...строка "ТВОИХ РЕЧЕЙ ЛАТУНЬ И МЕДЬ" - отсылает меня к критику Латунскому..."
полный текст здесь:

http://www.litsovet.ru/index.php/recenses.view?recense_id=1 8560
Бейлина Мадлен
03.06.2009 22:34
Наташенька, а ну выбрось немедленно из головы эту смешную мысль, что сержусь, а??)))) молчу же сейчас просто потому, что обдумываю - все аспекты твоей статьи обдумываю...она же чрезвычайно емкая! ...и к тому же у меня, как всегда, опять есть мысль, несколько не совпавшая...(((... - и надо очень, очень хорошо подумать, прежде чем озвучить!.. )... - ведь вот не совпало же мое восприятие с леночкиным авторским замыслом...понимаешь??! обнимаю!)
Малинина Наталья
04.06.2009 18:21
Малка, тогда смотри текст на СТИХИРЕ ИЛИ ЛИТСОВЕТЕ.
там ещё тема Латунского наалюзировалась
:))
Малинина Наталья
04.06.2009 21:03
ОЛЬГА ВОРОНИНА:
Отличная рецензия: прежде всего, страстностью своей подкупает. Не часто рецензии интересно читать сами по себе! "Аборт" виден сразу и безусловно. Но вот про "прекрасное" или "яркое" предательство (стеньковщина) я бы не сказала. Стенька, скорее уж, к слову пришелся. Это сцена без зрителей, для двоих. Ну, стоял, ОН дум великих полн - пустое равнодушие, куда лир.героиня со своими проблемами просто не вписалась - не до неё, какая уж там княжна, кругом полно (дев)чаек, которых можно прикормить покупными булками... заёмными словесами... Очень нравится мне это стих-е! Каждый своё вычитывает. Тебе, вот, яркая трагедия видится, прекрасное предательство, мне - домашняя, бытовая драма для одного..... точнее - для одной. Как-то так.
( у Оли проблемы с входом в Блоги)
Малинина Наталья
04.06.2009 21:21
Оль, а я тоже люблю "типическое" через личное выдавать. Терпеть не могу т.н." философскую лирику".
Дедукция-индукция:))
Здесь именно тип и равнодушного и прекрасного предательства.Заметь, стоянию с булкой предшествовала "речей латунь и медь" . Он не просто с булкой стоял, он как памятник "медно-латунный" себя ощущал при этом. Он то ли с колокольни9медными же колоколами на весь мир ) , то ли с постамента речи-то глаголил , речи на окрукжение рассчитанные , на конформистские воззрения о ВЫСОКОМ - с высоооокими мотивами, и вроде бы направленные во благо кого-то-чего-то, а на самом деле
Медным всадником он тут ещё выступает в пушкинской интерпретации. Всё время вспоминаю работу Саши Асманова об аллюзиях в его Блоге.
Вещь!
Здесь этот конформизм - не просто исподтишка предательство, а с "латунью и медью" обставленное и "стенька" тут как павлик Морозов, и Медный Всадник -как стенька!

Малинина Наталья
05.06.2009 01:23
ВОРОНИНИ ОЛЬГА ответить

Отвечаю! Эх, за что ж меня блоги не узнают! ((( Смотри! Не думаю я (перебирая "детали"), что его медь и латунь на "чаек" и окружение была рассчитана! Это он лир.героине "слова говорил" (те самые, заёмные), героем для девачков прикидывался. Лапша на персональные ушки. (Из серии: расхлебывай, мол, сама, - но покрасивши). Чтоб охватить аудиторию пошире, не заёмные слова нужны, не покупная булка, а яркое личностное начало. Но и статую бесчувственную - в восприятии лир.героини - я тоже не отрицаю. Так что все аллюзии - уместные. Да и вообще, аллюзии - персональный культурный багаж каждого. Чем больше видим - тем больше плюсов стих-ю. )))

Малинина Наталья
12.06.2009 15:07
Лен, спасибо тебе!
Честно говоря , я тону во всех этих аллюзивных "находках" и восприятие стиха расширяется как у наркомана сознание.И очень хочется кому-то проговорить все эти аллюзии свои. И очень хочется, чтобы та к же и мои стихи читали.Тут кто-то сказал-че ты нашла.мол, банальная бытовая зарисовка. Но талантливый поэт никогда не напишет банально, и даже частная, кажется зарисовка сна-(а особенно сна) при разматывании клубка уведёт в дали , такие, что , как говорится, нам и не снились...
:)
Полноформатный текст.
http://www.stihi.ru/2009/05/31/308
Малинина Наталья
12.06.2009 15:11
ну плюс(это уже дело вкуса) я , например , терпеть не могу, когда -с первой строки -философией по лбу. насдавалась этих философий в своё время до отрыжки.Лучше я их, философии эти, запру в тесные теремки стихотворения, кому надо ,добудет. Кому не надо- тут и чувственная сторона настолько богата, что и на другого Читателя хватит. Который "университетов не кончал"
...

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Рифма.TV

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help