логин пароль регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО
Умер Лёня Колганов...
О пытке
Сильно! Честно! И прямо по морде!
О творческих конкурсах вообще и поэтических в частности
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Конкурс исторической поэзии *Словенское поле - 2019*
Премия *Поэзия*. 2019 год. Положение о премии.
15 апреля скончалась Ольга Алёшина...
Vll Международный литературный тютчевский конкурс *Мыслящий тростник*
Всероссийский поэтический конкурс *Я знаю, родятся песни...* к 135-летию Н.А.Клюева

Новые отзывы БЛОГОВ:
Шляхова Надежда 20:23
Горшков Олег 18:50
Элго Маргарита 15:14
Галь Дмитрий 12:36
Галь Дмитрий 12:24
Стрелец Вик 06:25
Терехин Василий 20:56
Зорингер Генрих 18:45
Пеньков Влад 15:10
Пеньков Влад 15:00


Шляхова Надежда
О критике стихотворений 17.12.2007 14:24

Что такое «литературная критика»? Это - оценка и истолкование художественного произведения, выявление и утверждение творческих принципов того или иного литературного направления, один из видов литературного творчества».
Теперь давайте рассмотрим методологию литературной критики, ведь если что-то взялись делать, то и правила надо знать.
Итак, для того, чтобы понять и оценить выбранное стихотворение, нужно рассмотреть уйму вещей, связанных со стилистикой, поэтикой, структурой художественного произведения.
В стилистике художественной литературы на первый план выдвигается проблема индивидуального стиля. В понятие художественного стиля произведения входят не только языковые средства, но также темы, образы, композиция произведения, его художественное содержание, ВОПЛОЩЕННОЕ СЛОВЕСНЫМИ СРЕДСТВАМИ, НО НЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩЕЕСЯ СЛОВАМИ.
И еще одно важное замечание – индивидуальный стиль писателя или поэта. А одним стихотворением он не исчерпывается. Добросовестный критик должен прочитать, как минимум несколько стихотворений данного автора, чтобы определить для себя этот стиль, выяснить для себя его ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, отличие художественной манеры автора от тьмы подобных, и характерные особенности стиля автора увидеть в разбираемом произведении.
А как увидеть то, что не исчерпывается словами? На это существует СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ.
Структурную модель литературного произведения можно представить себе в виде ядра, окруженного несколькими оболочками.
Первая оболочка почти материальна – это слова, из которых складывается произведение, ТЕКСТ, о котором спорят долго и яростно.
«Художественно-значимой структурная оболочка произведения становится лишь постольку, поскольку она выражает заключенную в ней ДУХОВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, излучает ту специфическую ПОЭТИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ, которая происходит из содержательного ЯДРА произведения.
Необходимость органически соединить словесную оболочку с духовным ядром, сделав ее предельно прозрачной для него, выразительной, поэтически осмысленной, приводит к появлению в структуре двух промежуточных оболочек, обычно именуемых внутренней и внешней формой. Внутренняя форма – система образов, которые имеют еще, как и само содержание, чисто идеальный характер, но уже обладают чувственной конкретностью и уже обращены к воображению воспринимающего (т. е образов-персонажей с их характерами и их взаимодействие – сюжет.
Внешняя форма - ступень дальнейшей чувственной конкретизации, содержания, на которой оно уже предстает непосредственно созерцанию, а не воображению (в стихе это – рифмы, ассонансы, аллитерации...» (БСЭ ст. Структура литературного произведения).
Да простит меня сайт за столь длинные цитаты, но они просто необходимы для дальнейших примеров.
Итак ядро управляет всем произведением, следовательно, критический анализ следует начинать с него, то есть сначала попытаться пересказать, интерпретировать то, что автор заложил в основу. А поскольку ничего, кроме текста (или текстов) под рукой нет, то здесь начинается та работа мысли, из-за которой критику считают не только наукой, но и литературным ТВОРЧЕСТВОМ.

Вершов Барри
Дневник 17.12.2007 06:43
«Скрывая истину от друзей,
кому ты откроешься?»
<К.Прутков>


Так просто всё тебе сказать,
и тайну дерзкую доверить,
температуру чувств измерить,
и снова жизнь перелистать —
страниц полста, по крайней мере,
несостоявшихся мистерий...
Обыкновенную тетрадь...

Вот и давайте поговорим об этом стихотворении с помощью вышеприведенной методологии.
О чем оно? Двумя словами не скажешь. И это уже — признак настоящего... Но попробуем. Стихи о том, что человек не может быть один. Что даже если нет друзей, которым можно поверить свои мечты, с которыми можно поговорить о своих чувствах и тайнах, то есть, по крайней мере, дневник, где все это, выложенное на бумагу, уже становится немножко не твоим — более материальным, более оформленным, вырвашимся из кипящего водоворота внутренней речи... И это уже — диалог. Грустный диалог, и несостоявшиеся мистерии — ведь что может ответить обыкновенная тетрадь?
И если подумать, жизнь и есть этот текст, эти нервно бегущие строчки, эти многоточия, эти наспех подобранные слова, за которыми встают картины былого — воплощенного и несбывшегося... А может быть и вправду — наша жизнь действительно состоит из слов... И словами дневника — вчерашнего «Я» - отвечает на сегодняшние вопросы.
Образы, которые позволяют автору выразить этот всплеск мыслей и чувств, заключены в первую — и основную - метафору: «Дневник — живой, сочувствующий собеседник». Внутри этого образа уже появляются другие: заботливый врач, измеряющий температуру мечущемуся в горячке пациенту, и верный друг, свято сохраняющий твои самые дерзкие тайны, и мистерии, сиречь групповые действия, в процессе которых происходит изменение сознания участников-мистов так, что предмет веры становится более доступен и убедителен, оказываются несостоявшимися, а если они не состоялись, то — ни предмета, ни веры...
Образ «перелистать жизнь» мог бы представиться штампом, если бы не внутренняя инверсия смысла. Ведь в расхожей метафоре переносится смысл слова «перелистать», а здесь перелистывание — это конкретное действие, а вот жизнь приравнивается к дневнику, к тексту...
И внешняя оболочка стиха — как это сделано. А сделано нарочито просто. Такого автора, как Барри Вершов, трудно заподозрить в неумении найти точную неожиданную рифму. Мне сразу вспоминаются его строки «Хочешь лакомое блюдо/Душу в яблоках навынос/ Уподобившись верблюду/Одолев иголки минус...» А в этом стихотворении рифмы в большей части глагольные, столь не любимые нашими «знатоками». Предложения — безличные, чуть отстраненные. Размышление, искреннее и глубокое, для которого не требуются бантики и финтифлюшки....
Ларин Андрей
17.12.2007 14:51
"это все хорошо... все правильно.. да"(с) Товарищ Саахов.
Надежда, но интересует вот какой вопрос: какова мотивация человека, способного сделать такой разбор текста, делать его на литературном сайте, подобному нашему? Тратить существенный собственный ресурс на анализ не просто текста, а творчества автора ...
...и в результате при размещении рецензии обнаружить себя в черном списке к примеру? ;)))
Ну даже и не обнаружить, это все-таки, будем считать, крайний случай.
Что тут делать профессинальному критику? Любим мы поиронизировать над "доморощенными знатоками"... Но с другой стороны - уж какие есть, или каких заслуживаем...
ЭлЭй
Малинина Наталья
17.12.2007 15:19
Надя, знакомая статья(общими положениями). Очень интересно было вспомнить и увидеть развитие общих положений на новом материале!
:))
Шляхова Надежда
17.12.2007 15:19
Андрюш, ты хочешь сказать, что я не способна сделать такой разбор? Или я его не разместила?
А мотивация - да та же, что и при размещении стихов. Ведь критика - заметь! - это тоже литературное творчество, которому надобен отклик. Вот за ради отклика и размещаю:))
Шляхова Надежда
17.12.2007 15:21
Птаха, это я скопировала из той статьи общие положения, несколько их сократив, чтобы напомнить, очем идет речь, и попробовала проанализировать стихи Барри. Вот и хотела знать - получилось ли?
Шляхова Надежда
17.12.2007 15:28
Костя, я тебе доверяю - допиши!:)))
Кликич Лилия
17.12.2007 17:30
Надежда, а я вас благодарю за это руководство к действию, мне оно очень пригодится свои стихи разбирать на досуге.
Шляхова Надежда
17.12.2007 18:42
Костя, если ты думаешь, что у меня филологическое образование, то глубоко ошибаесси:)) Мы - кузнецы! И дух наш молод. То бишь у меня за плечами СТАНКИН, специализация "Машины и технологмя обработки металлов давлением" А там стилистике не учили в мое время. Но я, взяв на вооружение лозунг Пушкина "Мы ленивы и нелюбопытны", стала любопытной, как кошка, и работящей, как прокатный стан - ежели меня что-то заинтересует, конечно.

Лиля, рада, что Вам это понадобится. Но свои стихи вот так разбирать трудно и мало полезно. Мешает та самая внутренняя речь, которую Вы преобразовываете в стихотворную. Вы просто не увидите тех глубин в своем стихе, которые обнаружит чужой глаз. Для Вас это все само собой разумеется. Поэтому и хочется поэтам, чтобы их стихи разбирали - но любовно и внимательно. Очень хорошо видно, чего ты не сумел, если в твоем стихе готовый к диалогу читатель чего-то не увидел....
Шенфельд Ольга
20.01.2008 02:24
Из любимого. Дина Рубина.
"Предпочтения - вот истинная оценочная шкала.
Мне кажется, идеально иллюстрирует это очередной "случай из моей жизни". Есть такой композитор Кейдж. У него есть фортепианная пьеса, называется "Ожидание". Исполняется она так: выходит пианист, садится за инструмент, и, не прикасаясь к клавиатуре, сидит с секундомером в руке ровно три минуты сорок четыре секунды. Потом встает, раскланивается и уходит за кулисы. Такая пьеса. Такая музыка. Однажды в годы моей консерваторской юности приехал в наш город известный пианист, мы, с моим однокурсником Сенькой Плоткиным пошли на концерт. Где-то в середине программы между ноктюрном Шопена и пьесой Хиндемита объявляют Кейджа, "Ожидание". Выходит пианист, садится к инструменту, сидит... Сидит... Проходит минута, другая, на третьей минуте зал понял, что это не недоразумение, пианист не забыл ноты, не помрачился рассудком, что это музыка такая. Тогда Сенька хлопнул меня по колену и восторженным шепотом завопил: " А Пашка Егоров играл это лучше! Так что, в искусстве, особенно в литературе, вы никогда никому не докажете, что "Пашка Егоров" не "играет это" лучше вас."

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
«Хижицы» - литературный конкурс им. Гавриила Каменева

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help