логин пароль регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО
Умер Лёня Колганов...
О пытке
Сильно! Честно! И прямо по морде!
О творческих конкурсах вообще и поэтических в частности
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Конкурс исторической поэзии *Словенское поле - 2019*
Премия *Поэзия*. 2019 год. Положение о премии.
15 апреля скончалась Ольга Алёшина...
Vll Международный литературный тютчевский конкурс *Мыслящий тростник*
Всероссийский поэтический конкурс *Я знаю, родятся песни...* к 135-летию Н.А.Клюева

Новые отзывы БЛОГОВ:
Шляхова Надежда 20:23
Горшков Олег 18:50
Элго Маргарита 15:14
Галь Дмитрий 12:36
Галь Дмитрий 12:24
Стрелец Вик 06:25
Терехин Василий 20:56
Зорингер Генрих 18:45
Пеньков Влад 15:10
Пеньков Влад 15:00


Шляхова Надежда
Любите ли вы театр 10.12.2007 15:33

Каких только зрелищ не предлагает нам современная технология шоу-бизнеса! Фильмы, концерты, карнавальные шествия, грандиозные цветомузыкальные представления, фантастические компьютерные конструкции. Возможно, что завтра на основе голографической техники в каждом доме появятся объемные изображения любимых артистов…

Но все-таки в один прекрасный вечер мы собираемся и идем в театр, где всего-то навсего живые люди на сцене произносят реплики, смеются, плачут, решают свои проблемы. Нет величественных натурных съемок, зачастую – минимум декораций, но ни одно зрелище так не потрясает душу, как настоящий театральный спектакль.

В чем загадка бессмертия этого искусства? Почему в разоренной Гражданской войной России в первую очередь тут и там появлялись народные театры и драмкружки? Никогда не пустовали театральные залы в блокадном Ленинграде. А поэт Вадим Шефнер, нарисовав в фантастической повести картину благополучного коммунистического общества будущего и почувствовав ужасную скуку, тут же предложил единственный выход – огромное театральное представление. В нем должны были участвовать все желающие. Именно участвовать, а не наблюдать.

Когда-то подобными вопросами задался молодой энергичный богач Константин Сергеевич Алексеев, один из директоров и совладельцев золотоканительной фабрики «Алексеевы и Ко». Мы его знаем по сценическому псевдониму «Станиславский», фамилии, ставшей настолько знаменитой, что как-то забылось настоящее имя первого теоретика сценического искусства.
К.С.Станиславский родился 5 января 1863 года. По рождению и воспитанию принадлежал к высшему кругу русских промышленников, был в родстве и дружбе с такими знатоками искусства и меценатами, как С.И.Мамонтов, братья Третьяковы. В 1881 году вышел из Лазаревского института и начал службу в семейной фирме.

Дома, в Алексеевском кружке, он попробовал свои силы на сцене и, можно сказать, погиб для производства золотой канители. Весь жар души и немалые деньги он отныне вкладывал в развитие русского театра. Вместе с певцом и педагогом Ф.П.Комиссаржевским и художником Ф.Л.Соллогубом Станиславский разрабатывает проект Московского Общества искусства и литературы (МОИиЛ), отдав на него значительные личные средства. Он овладевает искусством режиссуры (первый опыт –
«Горящие письма» Гнедича, 1889 год), добиваясь сдержанности жеста и психологической тонкости игры, уделяя особое внимание паузам, их душевной наполненности. Он собирает и использует на сцене подлинные предметы старинного или чужестранного обихода, из которых извлекает их образную энергию. Он ищет сценической выразительности света и звука, ритма, темпа, лепки мизансцен.

Но самое главное открытие – «успех у самого себя». В роли Ростанева в инсценировке «Села Степанчикова» Достоевского («Фома», 1891 г.) он испытал подлинное слияние с образом, «рай для артиста». Это заставило Станиславского задаться вопросом: «Неужели же не существует технических средств для проникновения в артистический рай не случайно, а по своей воле?»

22 июня 1897 года состоялась историческая многочасовая встреча К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко в «Славянском базаре». В ходе этой встречи были выработаны стратегия и тактика совместной работы по созданию нового русского театра.

14 июня 1898 года в подмосковном дачном месте Пушкино началась работа труппы Московского Художественного Театра, обращаясь к которой Станиславский говорил: «Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр, и этой высо-
кой цели мы посвящаем свою жизнь». Верный слову, он всю жизнь в самом деле отдал Художественному театру, именно в его спектаклях, в его творческой этике осуществляя свое представление о том, каким должно быть искусство.

Режиссура Станиславского была поистине гениальной. Он разгадывал краски жизни, открывавшейся ему в пьесе, рисовал себе образ мира, в котором происходило действие, и мгновенно оживлял его своей фантазией, будь то мир кремлевских палат или ночлежки, чинного городка в «Докторе Штокмане» или Берендеева лесного царства в «Снегурочке» (1900). Он был последователен во всех своих замыслах от скрупулезного воссоздания быта во «Власти тьмы» (1902) до прозрачной, волшебной и философичной детской сказки в «Синей птице».

Роли, созданные Станиславским как актером, – Астров («Дядя Ваня»), Штокман («Доктор Штокман»), Вершинин («Три сестры»), Сатин («На дне»), Гаев («Вишневый сад»), Шабельский («Иванов») – были признаны гениальными как русской, так и европейской критикой. Но этого ему было мало. Станиславский продолжает ставить перед собой все дальше уводящие задачи. Он требует от себя разрешения проблем творческой психологии артиста и создания системы, которая обеспечивала бы возможность «проникновения в артистический рай» в каждую минуту действия на сцене.

И такая система была создана.

В наше время любой выпускник театрального училища, любой участник народного театра без запинки объяснит вам, что такое сверхзадача, сквозное действие, элементы творчества.
Шляхова Надежда
10.12.2007 15:33
Обязательным методом обучения стали театральные этюды, где исполнитель сначала без слов пытается показать зрителям какую-то жизненную ситуацию, а потом выражает заданное чувство с помощью какой-нибудь скороговорки. Ну, например, нужно сказать партнеру «от топота копыт пыль по полю летит» так, словно вы объясняетесь ему в любви. А он вам в ответ так произнесет «тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали», что вы должны понять – он вообще-то вас очень уважает, но сердце его занято другой…

Все это элементы системы Станиславского. Содержание работы актера над собой, учил он, включает постоянное совершенствование воображения, внимания, способности к общению, чувства правды, эмоциональной памяти, чувства ритма, техники речи, пластики. Те, кто занимался в театральных коллективах, наверное, помнят воодушевление, с которым начинающие актеры принимались за упражнения. Это очень интересно, поверьте, потому что это – первые шаги не просто в актерском мастерстве, но в переходе на другую ступень владения словом и собственным телом.

Интересно, что именно в театре разработанная система порой давала сбои. Так, тяжелым ударом для К.С.Станиславского был провал двух его ролей: Сальери в трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкина (1915), и Ростанев, которого он должен был вновь играть в готовившейся с 1916 года новой постановке «Села Степанчикова», но так и не сыграл. Возможно, причиной этих неудач была именно теория, как в известной шутке с сороконожкой, которую спросили, как именно она переставляет ноги. Бедное насекомое тут же разучилось ходить. И в постановке пьес М.А.Булгакова, напряженно всматривавшегося в философию творчества и бытия, система тоже уже не помогала, а мешала.

«Сегодня у меня праздник. Ровно десять лет тому назад совершилась премьера “Турбиных”... Сижу у чернильницы и жду, что откроется дверь и появится делегация от Станиславского и Немировича с адресом и ценным подношением. В адресе будут указаны все мои искалеченные или погубленные пьесы и приведен список всех радостей, которые они, Станиславский и Немирович, мне доставили за десять лет в проезде Художественного театра. Ценное же подношение будет выражено в большой кастрюле какого-нибудь благородного металла (например, меди), наполненной той самой кровью, которую они выпили у меня за десять лет». Это выдержка из письма М.А.Булгакова от 5 октября 1936 года директору Большого театра Я.Л.Леонтьеву.

Булгаков был так взбешен исключением лучших мест из его пьес, которые не могли сыграть актеры МХАТа, что финдиректора Римского в романе «Мастер и Маргарита» снабдил очень узнаваемыми внешними признаками К.С.Станиславского. Седина Римского, его присасывание и причмокивание точно списаны с облика великого режиссера.

Однако, если обратиться к исследованиям выдающихся современных психотерапевтов, то выяснится, что первое, чему они учат своих пациентов, это воображение, искусство общения, умение постичь другого человека методом физических действий, пластики и чувства ритма. Константин Сергеевич Станиславский создал не просто теорию сценического искусства. Его система должна бы стать системой воспитания человека. Ведь мы порой совсем не умеем слушать и понимать людей, даже самых близких. И самые величественные зрелища не заменят душе человеческой этого необходимого как воздух умения.

А вот артист на наших глазах перевоплощается в своего персонажа, приближает нас на мгновение к другой душе, дарит сочувствие и понимание, и мы выходим из зрительного зала с преображенным сердцем и слезами на глазах…
Шляхова Надежда
10.12.2007 19:29
Костя, салют! Ты опять хулиганишь, мальчишка?:)) Я специально для тебя размещу через 24 часа стих под названием "Жидовка", чтоб не дразнился!:))
Шляхова Надежда
10.12.2007 20:27
Уже читала, потому и смеюсь. Ну до чего ж у нас небожители высокодумные - чуть что: и такую философию подведут. А стих могу и тут привести, там ничего такого...

А я давным-давно простила Вовку,
Но все же помню, как он хохотал,
Когда рукой размашистой: «Жидовка!»
На парте школьной гордо начертал.
Но вот за слезы до сих пор мне стыдно,
Ведь сильная и смелая была,
А горькую нежданную обиду
Ни подавить, ни спрятать не смогла.
Дочь зэка, внучка зэка, сибирячка,
Попав в разброд московской суеты,
Я всей душой не принимала драчку
За деньги, за чины и за посты.
Пускай в столице ценности иные,
И канул Ачинск в снеговую даль -
Со мною были речки ледяные
И бывших ссыльных гордая мораль.
Да и к чему так горько обижаться
На глупые и наглые слова?
У нас в Сибири было восемь наций
На тридцать школьников седьмого класса «А».
Тогда была инопланетной ложью
Та пятая, проклятая графа
Для Борьки, внука немца из Поволжья,
Для китаянки Люси Юн-Чан-Фа.
А тут – ведь не толкнули, не избили,
Не бросили булыжником в окно,
Подумаешь, всего-то оскорбили
Евреев, да и русских заодно,
Татарку Розу и латышку Фаю…
За них за всех я плакала навзрыд.
Для каждого народа, понимаю,
Есть те, кто донесет и кто сидит.
Увы, бывают гнусные победы,
В истории приходит черный год…
Мы – внуки тех, кого сажали деды
Таких, как этот ярый патриот.
Но я давным-давно простила Вовку,
А что прощать? Обычные дела...
Ведь он-то, дурень, написал «Жидовка» –
Мол, жадина, мол, списать, мол, не дала!
Бейлина Мадлен
11.12.2007 08:54
Именно участвовать, а не наблюдать.

Ага...) вот это и главное. Так же, как и книгу не заменят никакие другие способы передачи информации - она живая, ее можно поторогать - и отложить, до нового момента полного слияния...ты руководишь процессом - но и она тут на равных... ))... Наденька, спасибо тебе, что решила поговорить об этом. Эта современная гонка, эти эрзацы на телевидении... И я бы не сказала, что ворчу по возрасту!))) - очень интересны бывают передачи в прямом эфире, когда они не на дешевых основах...не на инстинктах основаны))... Так вот театр - это высшая точка "прямого эфира", если говорить современным языком!;))) Люблю театр)... Спасибо, Надюша!
Шляхова Надежда
11.12.2007 13:43
Костя, как говорит Задорнов, два часа позора и мы - на даче:)))

Мадушка, именно так. Театр - участие. А счастье на других языках звучит, как сладость, наслаждение, а по-русски со-участие. Слияние душ... Спасибо!
Малинина Наталья
13.12.2007 16:15
Прочла. Согласна. Только что посмотрели в Волковском "Леди Адмирал" с Кулягиным и Глаголевой, спектакль не понравился, но думаю о нём третий день.
И скоро опять иду в театр.
Зовёт...

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Поэтическая библиотека

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help