логин пароль (?) регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА
Инвалид
Иду по парку.
Всероссийский творческий конкурс *Дороги фронтовые - узелки на память*
О плесени и любви
Я - за справедливость
Всероссийский ежегодный литературный конкурс *Герои Великой Победы- 2020*
Сперматозоид и яйцеклетка
Геморрой совершенствует душу
ЦИРКУЛЬ @kstv77
10-й Международный Грушинский интернет-конкурс. Положение о конкурсе 2019-2020.
НЕПОКОРНОСТЬ
Три Товарища
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.

Новые отзывы БЛОГОВ:
Галь Дмитрий 13:50
Алисов Владимир 18:26
Тищенко Михаил 16:02
Дорогая редакция 03:03
Дорогая редакция 02:55
Алисов Владимир 00:44
Тищенко Михаил 21:18
Тищенко Михаил 21:11
Алисов Владимир 14:48
Гридин Сергей 13:38


Василой Адела
Эстетическая эволюция 09.12.2007 23:18

Если бросить взгляд на прошлое животного и растительного мира Земли, можем заметить с удивлением, но и с изрядной долей удовольствия, что животные и растения эволюционировали не только с точек зрения функциональной (прагматической), но и с эстетической точки зрения. Животные прошлых геологических эпох были уродливее и менее пластичными (достаточно вспомнить крокодилов, черепах, варанов, которые мало эволюционировали, являясь как бы живыми напоминаниями о тех временах), а растения были довольно однообразны и неинтересны, будучи лишены их главного украшения – цветов. Функциональность, то есть хорошая адаптация к условиям среды, является, без сомнения, основным принципом в борьбе за существование в условиях жесткой конкуренции между биологическими видами. Какова же в таком случае роль «эстетичности», то есть красоты, которой отличается сегодня огромное количество биологических видов? Почему животные и растения, почти всегда, эволюционировали не только от простого к сложному, но и от грубых “топорных” форм к эстетическому совершенству? Адаптивные свойства есть результат внешнего воздействия (среды) на живые организмы. А эстетические?
Чтобы понять некоторые вещи, давайте заглянем внутрь себя. Вот мы проснулись утром и увидели на столе букет цветов, который был подарен нам вчера. Какая красота! Эти слова (или другие, полные восхищения и удовольствия) суть лишь выражение приятной эмоции, охватившей нас при виде цветов. Эта эмоция двигала нами, когда мы подошли к цветам, чтобы насладиться их видом и ароматом. По сути, нами двигало безотчётное побуждение, то есть инстинкт. Потом мы прошли на кухню и увидели на столе яблоко. Большое, румяное, ароматное. Просто чудо! Подходим, берем в руки, рассматриваем, нюхаем… С наслаждением вонзаем зубы в кисло-сладкую ароматную мякоть. Предесть! Теперь не мешало бы вспомнить, что удовольствие и боль (отвращение, негативное ощущение) суть те самые кнут и пряник, с помощью которых нас воспитывает, не слишком ласково, но эффективно, наша Матушка-Природа, в полном соответствии с диалектическим принципом единства и борьбы противоположностей. Если боль есть движитель инстинкта самосохранения, то удовольствие движитель другого инстинкта, который побуждает низших животных искать себе пропитание, и который на более высоких ступенях эволюции развивается в более сложный инстинкт исследования окружающего мира. Человек, разумеется, наделен этим инстинктом в его наивысшей форме, недаром познание истины так важно для рода человеческого. Но где-то далеко в прошлом этот инстинкт как бы “расщепился”, и боковую его ветвь мы с полным правом можем назвать эстетическим инстинктом, или инстинктом красоты. Этот инстинкт позволяет нам получать множество разнообразных удовольствий от мира, в котором мы живем.
«Кнут эволюции» пользуется чувствами животных, как инструментами, чтобы сигнализировать им об опасности, доставляя им неприятные, болезненные ощущения. Ясно, что чем развитее и разнообразнее органы чувств, тем вернее «воспитательный эффект», оказываемый на данный биологический вид. Аналогично, и противоположный «воспитательный прием» - воздействие удовольствием, использует чувства и одаряет приятными ощущениями, чтобы сигнализировать о необходимом и полезном – еда, сексуальный партнер и т. п. Таким образом, эстетический инстинкт действует во всем обширном пространстве нашего мироощущения, если говорить, в частности, о роде человеческом. Для нас элементы красоты вездесущи – все что доставляет нам удовольствие – не только зрительные образы, но и звуки, ароматы, вкусовые и даже тактильные ощущения – мы может определить в терминах красоты и уродства. Мы можем назвать красивым дом, пейзаж, песню, аромат цветка, поэму, шахматную партию и даже математическую теорему. Удовольствие, которое мы от всего этого получаем, по сути своей сравнимо, хотя источники его различны. Даже то ощущение удовольствия, которое мы получаем, гладя кошку, мы можем назвать прекрасным, ибо оно существенно не отличается от удовольствия любования розой.
Вернемся же к нашим баранам. Познавательный инстинкт возник на весьма раннем этапе эволюции. Этот факт подтверждается, в частности, «индивидуальной эволюцией» детенышей животных в процессе их роста и развития, а также и человеческих детей. Их неисправимое любопытство, доставляющее им множество сюрпризов, приятных и неприятных, есть свидетельство действия этого инстинкта. Смысл этой деятельности на данном этапе состоит в том, чтобы научить детенышей (и детей) жизни – какие существа и предметы их окружают и чего от них ожидать, какие могут быть полезны, а какие – опасны, которые представляют интерес как еда, а которые – несьедобны. То есть, это инструмент индивидуальной адаптации к окружающему миру.
На более позднем этапе биологической эволюции к побудительным мотивам исследования мира добавляется эстетическая мотивация. Она возникла как дополнительная «приманка» для усиления познавательного инстинкта, но впоследствии стала настолько развитой и сложной, что есть смысл говорить об отдельном «эстетическом» инстинкте, тем более что стала проявляться не только совместно с познавательным, но также «рука об руку» с инстинктом продолжения рода. Развитие эстетического инстинкта связано, в первую очередь, со зрением. Именно зрение, особенно цветовое, предоставляет самый богатый материал для эстетического восприятия мира. Об этом неявно свидетельствует эволюция слепых и плохо вижущих животных – их формы часто достаточно уродливы, а в их поведении нет особенностей, позволяющих судить об эстетической мотивации.
Это – животные ведущие ночной образ жизни, или обитающие в плохо освещенной среде – под землей, в глубинах морей. Их внешний вид не играет для них важной роли. Здесь мы подходим к вопросу о том, какую роль сыграл эстетический инстинкт в эволюции биологических видов.
Продолжение - ниже.
Заболотная Адела
09.12.2007 23:21
Итак, для животных с хорошо развитым зрением эстетический фактор начал играть все более заметную роль – первоначально для выделения из окружающего пейзажа предметов, представляющих интерес (тем, что они ярко окрашены, обладают определенной симметрией и четкой формой и т.п.), а затем – как важное «подспорье» в выборе сексуального партнера. Ярко окрашенные птицы тропиков, рыбки коралловых зарослей, «конкурсы красоты» и ритуальные танцы многих животных видов, имеют целью произвести впечатление и привлечь возможного сексуального партнера приятным внешним видом, выдающимися физическими качествами и способностями.
Претенденты «на любовь» тщательно отбираются у многих животных видов, и эстетический фактор в этом отборе играет не последнюю роль. Красота и грация земных животных – яркое тому подтверждение и обязаны мы этому длительному, в течении сотен тысяч и даже миллионов лет, процессу эстетической эволюции.
На протяжении последнего миллиона лет биологический вид «homo sapiens sapiens» прошел длинный путь от эстетического идеала человеко-обезьяны australopitecus africanus) до современного идеала красоты. Однако необходимо заметить, что не всегда идеал красоты соответствует в абсолютной гармонии с идеалом здоровья и физического совершенства, как у людей, так и у животных. Достаточно вспомнить, какую злую шутку сыграла эстетическая эволюция с павлином, который, чтобы вызвать покорить возлюбленную, «отрастил» себе роскошный огромный хвост удивительной красоты, но который мешал ему выжить в дикой природе, хотя самочки имеют куда более скромный окрас и менее пышные хвосты. Сексуальный отбор единственно по эстетическому признаку – явный абсурд. Павлину повезло, что его красоту оценили люди, так что теперь его можно встретить исключительно в вольерах и зоопарках. Все-таки эстетический инстинкт, на этот раз человека, помог павлину выжить.
Человеческий идеал красоты также имеет свои «выкрутасы» - вспомним маленькие ножки китаянок, втиснутых с малых лет в тесные деревянные колодки, или продырявленные уши женщин некоторых африканских племен, с вдетыми в них тяжелыми подвесками, удлиняющими мочки ушей до самых плеч, или удлиняющие шею золотые обручи, которые в ходу у одной из южно-азиатских народностей… Вспомним, наконец, куклу Барби, чьи пропорции далеки от совершенства с точки зрения целесообразности и женского здоровья. Если бы все женщины были так худы и длинны, притом имели бы такие узкие бедра, возможно, они пользовались бы успехом, но кто бы тогда рожал детей? Однако таков культивируемый в настоящее время идеал женской красоты. Идеал красоты в данном случае находится в полной дисгармонии с идеалом целесообразности. Даже доисторическая Венера с этой точки зрения предпочтительней. Нетрудно сообразить, что у павлинов «эстетический отбор» осуществляют самки, а у людей – мужчины. Вот почему у павлинов прекрасным полом является мужской пол, а у людей – женский. Что же касается домашних животных и культурных растений, они подвергаются прагматическому или эстетическому отбору в соответствии с целью, которую ставят перед собой люди в том или ином случае.
Брагин Никита
10.12.2007 22:00
Именно так, Адела. Тут лишь немного добавлю от себя.

Природа развивается по пути усложнения и специализации, по пути непрерывного совершенствования. И стать красивым - не значит стать лучше приспособленным к жизни. Напротив, чем красивее существо, тем хрупче оно, тем уязвимее оно. Это другая сторона эволюции.
Тем не менее, Вы зря столь низко оценили возможности павлина к выживанию. Дело в том, что это птица джунглей - там пернатым хищникам не развернуться, четвероногие не допрыгнут, а змей (даже больших кобр-нагов) павлины сами кушают с удовольствием - нападают на них! Люди же не истребили павлинов по религиозным соображениям - это священная птица Шивы и его супруги Парвати, и их сына Сканды.
А с куклой Барби - это пример современного антиэстетизма. Впрочем, ему предшествовали и Твигги, и "девушки-подростки" 20-х годов. Это связано со снижением роли деторождения в жизни западной женщины в 20-м веке.

А вообще пост интересный, тут много чего еще можно сказать - жаль, что народ интересуется все больше другим...
Заболотная Адела
11.12.2007 01:16
Верно, Никита, именно по этому пути, хотя чем уже специализация, тем уязвимее живой организм - стоит чуть-чуть измениться внешним условиям, и он им уже не соответствует, вся его высокая специализация к определённым конкретным условиям уже не годится. Поэтому стоит джунглям поредеть (а человек активно этому способствует, к сожалению), и павлину некуда будет деваться, кроме как в вольеру. А священной птицей он стал благодаря своей красоте - трудно не наднлить ореолом существо, столь прекрасное... Есть ещё красивые птицы - их называют то райскими, то венценосными :)) Спасибо за отклик и интересные подробности о павлине - я не знала, что они справляются с кобрами.
Спасибо за оценку, мне тоже жаль, что народ не хочет поговорить на эту тему. Что ж, поищу другие темы...

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
ЭРА - Издательство Эвелины Ракитской

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help