логин пароль (?) регистрация


СТИХИ
О ВОЙНЕ
1941-1945
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Умер Влад Пеньков
Умер Влад Пеньков
Повесть, написанная на карантине
Все поэтические сайты – по образцу и подобию…
Помогите Оле Шишковой
А судьи кто?
Vlll Международный литературный Тютчевский конкурс *Мыслящий тростник - 2020*
Ушёл из жизни Игорь Чурдалёв...
Уровень языка на сайте рифма.ру
Пародия n°8
Пародия n°7
Пародия n°6
Пародия n°4 и n°5
Пародия n°2
Пародия n°3
Вчера умер Андрей Федосеев...
НЕПРОШЕНЫЙ КРИТИК
Из архивов Радио Африка
С Пасхой (наступающей не по дням, а по часам)
ПОЗДРАВЛЯЮ Ольгу Шишкову!!!
X литературная премия имени Марины Цветаевой.
Сплин
Пародия n°1
Vlll Международный поэтический конкурс *45-й калибр*
Юнна Мориц — Письмо с фронта
Фашизм, нацизм и русские эрудиты
Знания, образование и эрудиция
IV Международный литературный конкурс им. Гавриила Каменева *Хижицы*.
Умер Леонид Лейбович
Три вопроса

Новые отзывы БЛОГОВ:
Островский Семён 18:42
Бочаров Дмитрий В. 13:26
Антонов Геннадий 00:19
Ломкин Роман 10:34
Стрелец Вик 16:47
Зорингер Генрих 00:23
Зорингер Генрих 00:22
Дадашев Борис 20:33
Дадашев Борис 20:32
Процкая Наталия 00:54


Василой Адела
Эстетическая эволюция 09.12.2007 23:18

Если бросить взгляд на прошлое животного и растительного мира Земли, можем заметить с удивлением, но и с изрядной долей удовольствия, что животные и растения эволюционировали не только с точек зрения функциональной (прагматической), но и с эстетической точки зрения. Животные прошлых геологических эпох были уродливее и менее пластичными (достаточно вспомнить крокодилов, черепах, варанов, которые мало эволюционировали, являясь как бы живыми напоминаниями о тех временах), а растения были довольно однообразны и неинтересны, будучи лишены их главного украшения – цветов. Функциональность, то есть хорошая адаптация к условиям среды, является, без сомнения, основным принципом в борьбе за существование в условиях жесткой конкуренции между биологическими видами. Какова же в таком случае роль «эстетичности», то есть красоты, которой отличается сегодня огромное количество биологических видов? Почему животные и растения, почти всегда, эволюционировали не только от простого к сложному, но и от грубых “топорных” форм к эстетическому совершенству? Адаптивные свойства есть результат внешнего воздействия (среды) на живые организмы. А эстетические?
Чтобы понять некоторые вещи, давайте заглянем внутрь себя. Вот мы проснулись утром и увидели на столе букет цветов, который был подарен нам вчера. Какая красота! Эти слова (или другие, полные восхищения и удовольствия) суть лишь выражение приятной эмоции, охватившей нас при виде цветов. Эта эмоция двигала нами, когда мы подошли к цветам, чтобы насладиться их видом и ароматом. По сути, нами двигало безотчётное побуждение, то есть инстинкт. Потом мы прошли на кухню и увидели на столе яблоко. Большое, румяное, ароматное. Просто чудо! Подходим, берем в руки, рассматриваем, нюхаем… С наслаждением вонзаем зубы в кисло-сладкую ароматную мякоть. Предесть! Теперь не мешало бы вспомнить, что удовольствие и боль (отвращение, негативное ощущение) суть те самые кнут и пряник, с помощью которых нас воспитывает, не слишком ласково, но эффективно, наша Матушка-Природа, в полном соответствии с диалектическим принципом единства и борьбы противоположностей. Если боль есть движитель инстинкта самосохранения, то удовольствие движитель другого инстинкта, который побуждает низших животных искать себе пропитание, и который на более высоких ступенях эволюции развивается в более сложный инстинкт исследования окружающего мира. Человек, разумеется, наделен этим инстинктом в его наивысшей форме, недаром познание истины так важно для рода человеческого. Но где-то далеко в прошлом этот инстинкт как бы “расщепился”, и боковую его ветвь мы с полным правом можем назвать эстетическим инстинктом, или инстинктом красоты. Этот инстинкт позволяет нам получать множество разнообразных удовольствий от мира, в котором мы живем.
«Кнут эволюции» пользуется чувствами животных, как инструментами, чтобы сигнализировать им об опасности, доставляя им неприятные, болезненные ощущения. Ясно, что чем развитее и разнообразнее органы чувств, тем вернее «воспитательный эффект», оказываемый на данный биологический вид. Аналогично, и противоположный «воспитательный прием» - воздействие удовольствием, использует чувства и одаряет приятными ощущениями, чтобы сигнализировать о необходимом и полезном – еда, сексуальный партнер и т. п. Таким образом, эстетический инстинкт действует во всем обширном пространстве нашего мироощущения, если говорить, в частности, о роде человеческом. Для нас элементы красоты вездесущи – все что доставляет нам удовольствие – не только зрительные образы, но и звуки, ароматы, вкусовые и даже тактильные ощущения – мы может определить в терминах красоты и уродства. Мы можем назвать красивым дом, пейзаж, песню, аромат цветка, поэму, шахматную партию и даже математическую теорему. Удовольствие, которое мы от всего этого получаем, по сути своей сравнимо, хотя источники его различны. Даже то ощущение удовольствия, которое мы получаем, гладя кошку, мы можем назвать прекрасным, ибо оно существенно не отличается от удовольствия любования розой.
Вернемся же к нашим баранам. Познавательный инстинкт возник на весьма раннем этапе эволюции. Этот факт подтверждается, в частности, «индивидуальной эволюцией» детенышей животных в процессе их роста и развития, а также и человеческих детей. Их неисправимое любопытство, доставляющее им множество сюрпризов, приятных и неприятных, есть свидетельство действия этого инстинкта. Смысл этой деятельности на данном этапе состоит в том, чтобы научить детенышей (и детей) жизни – какие существа и предметы их окружают и чего от них ожидать, какие могут быть полезны, а какие – опасны, которые представляют интерес как еда, а которые – несьедобны. То есть, это инструмент индивидуальной адаптации к окружающему миру.
На более позднем этапе биологической эволюции к побудительным мотивам исследования мира добавляется эстетическая мотивация. Она возникла как дополнительная «приманка» для усиления познавательного инстинкта, но впоследствии стала настолько развитой и сложной, что есть смысл говорить об отдельном «эстетическом» инстинкте, тем более что стала проявляться не только совместно с познавательным, но также «рука об руку» с инстинктом продолжения рода. Развитие эстетического инстинкта связано, в первую очередь, со зрением. Именно зрение, особенно цветовое, предоставляет самый богатый материал для эстетического восприятия мира. Об этом неявно свидетельствует эволюция слепых и плохо вижущих животных – их формы часто достаточно уродливы, а в их поведении нет особенностей, позволяющих судить об эстетической мотивации.
Это – животные ведущие ночной образ жизни, или обитающие в плохо освещенной среде – под землей, в глубинах морей. Их внешний вид не играет для них важной роли. Здесь мы подходим к вопросу о том, какую роль сыграл эстетический инстинкт в эволюции биологических видов.
Продолжение - ниже.
Брагин Никита
10.12.2007 22:00
Именно так, Адела. Тут лишь немного добавлю от себя.

Природа развивается по пути усложнения и специализации, по пути непрерывного совершенствования. И стать красивым - не значит стать лучше приспособленным к жизни. Напротив, чем красивее существо, тем хрупче оно, тем уязвимее оно. Это другая сторона эволюции.
Тем не менее, Вы зря столь низко оценили возможности павлина к выживанию. Дело в том, что это птица джунглей - там пернатым хищникам не развернуться, четвероногие не допрыгнут, а змей (даже больших кобр-нагов) павлины сами кушают с удовольствием - нападают на них! Люди же не истребили павлинов по религиозным соображениям - это священная птица Шивы и его супруги Парвати, и их сына Сканды.
А с куклой Барби - это пример современного антиэстетизма. Впрочем, ему предшествовали и Твигги, и "девушки-подростки" 20-х годов. Это связано со снижением роли деторождения в жизни западной женщины в 20-м веке.

А вообще пост интересный, тут много чего еще можно сказать - жаль, что народ интересуется все больше другим...

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Сетевая Словесность. Поэзия

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help