логин пароль (?) регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Всероссийский творческий конкурс *Дороги фронтовые - узелки на память*
О плесени и любви
Я - за справедливость
Всероссийский ежегодный литературный конкурс *Герои Великой Победы- 2020*
Сперматозоид и яйцеклетка
Геморрой совершенствует душу
ЦИРКУЛЬ @kstv77
10-й Международный Грушинский интернет-конкурс. Положение о конкурсе 2019-2020.
НЕПОКОРНОСТЬ
Три Товарища
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО

Новые отзывы БЛОГОВ:
Дорогая редакция 03:03
Дорогая редакция 02:55
Алисов Владимир 00:44
Тищенко Михаил 21:18
Тищенко Михаил 21:11
Алисов Владимир 14:48
Гридин Сергей 13:38
Гридин Сергей 13:13
Алисов Владимир 11:32
Дорогая редакция 15:40


ГЛЕЙЗЕР Имануил
ЗАПОВЕДИ МАНДЕЛЬШТАМА 25.02.2007 13:17

Мой коллега по сайту Поэзия.ру намедни опубликовал замечательную подборку мыслей Осипа Мандельштама.
По-моему, это стоит перечесть или прочесть всем рифмянам. Итак:

http://www.poezia.ru/EditorColumn.php?sid=84
Для кого мы пишем
Ларионов Анатолий

Господа, Поэты! Для кого мы пишем?
Ниже приводимые цитаты взяты из эссе О. Э. Мандельштама о поэзии: "О собеседнике", "Утро акмеизма", "Разговор о Данте".

"Обыкновенно человек, когда имеет что-нибудь сказать, идет к людям, ищет слушателей;
— поэт же наоборот,— бежит «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы».
Ненормальность очевидна...
Подозрение в безумии падает на поэта.
С кем же говорит поэт?
Вопрос мучительный и всегда современный.
Предположим, что некто... обратил свое внимание исключительно на акустику.
Он бросает звук в архитектуру души и, со свойственной ему самовлюбленностью, следит за блужданиями его под сводами чужой психики.
Он учитывает звуковое приращение, происходящее от хорошей акустики, и называет этот расчет магией.

Поэт не только музыкант, он же и Страдивариус, великий мастер по фабрикации скрипок, озабоченный вычислением пропорций «коробки» — психики слушателя. В зависимости от этих пропорций — удар смычка или получает царственную полноту, или звучит убого и неуверенно.
Но, друзья мои, ведь музыкальная пьеса существует независимо от того, кто ее исполняет, в каком зале и на какой скрипке! Почему же поэт должен быть столь предусмотрителен и заботлив?
Где, наконец, тот поставщик живых скрипок для надобностей поэта — слушателей, чья психика равноценна «раковине» работы Страдивариуса?

"Я не знаю мудрости, годной для других..." (К. Бальмонт)
Бальмонт оправдывается, как бы извиняется. Непростительно! Недопустимо для поэта!
Единственное, чего нельзя простить. Ведь поэзия есть сознание своей правоты.
Горе тому, кто утратил это сознание. Он явно потерял точку опоры.
Первая строка убивает всё стихотворение. Поэт сразу определенно заявляет, что мы ему неинтересны:
Неожиданно для него, мы платим ему той же монетой: если мы тебе не интересны, и ты нам не интересен.
Отказ от «собеседника» красной чертой проходит через поэзию, которую я условно называю бальмонтовской.
Нельзя третировать собеседника: непонятый и непризнанный, он жестоко мстит.
У него мы ищем санкции, подтверждения нашей правоте. Тем более поэт.

...обращение к конкретному собеседнику обескрыливает стих, лишает его воздуха, полета.
Воздух стиха есть н е о ж и д а н н о е.
Обращаясь к известному, мы можем сказать только известное.
Это — властный, неколебимый психологический закон.

Страх перед конкретным собеседником, слушателем из «эпохи», ... настойчиво преследовал поэтов во все времена. Чем гениальнее был поэт, тем в более острой форме болел он этим страхом.
ГЛЕЙЗЕР Имануил
25.02.2007 13:24
(продолжение)

Что верно по отношению к литератору, сочинителю, абсолютно неприменимо к поэту.
Разница между литературой и поэзией следующая: литератор всегда обращается к конкретному слушателю, живому представителю эпохи. Даже если он пророчествует, он имеет в виду современника будущего.
Литератор обязан быть «выше», «превосходнее» общества. Поучение — нерв литературы. Поэтому для литератора необходим пьедестал.

Другое дело поэзия.
Поэт связан только с провиденциальным собеседником.
Быть выше своей эпохи, лучше своего общества для него не обязательно.

(ПРОВИДЕНЦИАЛЬНЫЙ прил. - 1. Обусловленный волей провидения; предопределенный.)

Отвратителен вид руки, протянутой за подаянием, и ухо, которое насторожилось, чтобы слушать, может расположить к вдохновению кого угодно — оратора, трибуна, литератора — только не поэта...

Конкретные люди, «обыватели поэзии», составляющие «чернь», позволяют «давать им смелые уроки» и вообще готовы выслушать что угодно, лишь бы на посылке поэта был обозначен точный адрес.
Так, дети и простолюдины чувствуют себя польщенными, читая свое имя на конверте письма.
Бывали целые эпохи, когда в жертву этому далеко не безобидному требованию приносились прелесть и сущность поэзии. Таковы ложногражданская поэзия и нудная лирика восьмидесятых годов.

Да, когда я говорю с кем-нибудь,— я не знаю того, с кем я говорю, и не желаю, не могу желать его знать.
Нет лирики без диалога.
А единственное, что толкает нас в объятия собеседника,— это желание удивиться своим собственным словам, плениться их новизной и неожиданностью.
Логика неумолима.
Если я знаю того, с кем я говорю,— я знаю наперед, как отнесется он к тому, что я скажу,— что бы я ни сказал, а следовательно, мне не удастся изумиться его изумлением, обрадоваться его радостью, полюбить его любовью. Расстояние разлуки стирает черты милого человека.
Только тогда у меня возникает желание сказать ему то важное, что я не мог сказать, когда владел его обликом во всей его реальной полноте.
Я позволю себе формулировать это наблюдение так: вкус сообщительности обратно пропорционален нашему реальному знанию о собеседнике и прямо пропорционален стремлению заинтересовать его собой.
Не об акустике следует заботиться: она придет сама.
Скорее о расстоянии.
Скучно перешептываться с соседом.
Бесконечно нудно буравить собственную душу.
Но обменяться сигналами с Марсом — задача, достойная лирики, уважающей собеседника и сознающей свою беспричинную правоту.
Эти два превосходных качества поэзии тесно связаны с «огромного размера дистанцией», какая предполагается между нами и неизвестным другом — собеседником.

Итак, если отдельные стихотворения (в форме посланий или посвящений) и могут обращаться к конкретным лицам, поэзия, как целое, всегда направляется к более или менее далекому, неизвестному адресату, в существовании которого поэт не может сомневаться, не усумнившись в себе.
Только реальность может вызвать к жизни другую реальность.

Существовать — высшее самолюбие художника. Он не хочет другого рая, кроме бытия, и когда ему говорят о действительности, он только горько усмехается, потому что знает бесконечно более убедительную действительность искусства.
Зрелище математика, не задумываясь возводящего в квадрат какое-нибудь десятизначное число, наполняет нас некоторым удивлением.
Но слишком часто мы упускаем из виду, что поэт возводит явление в десятизначную степень, и скромная внешность произведения искусства нередко обманывает нас относительно чудовищно-уплотненной реальности, которой оно обладает.

ГЛЕЙЗЕР Имануил
25.02.2007 13:25
(окончание)

Эта реальность в поэзии — слово как таковое.
Сейчас, например, излагая свою мысль по возможности в точной, но отнюдь не поэтической форме, я говорю, в сущности, сознанием, а не словом. Глухонемые отлично понимают друг друга, и железнодорожные семафоры выполняют весьма сложное назначение, не прибегая к помощи слова.
Таким образом, если смысл считать содержанием, все остальное, что есть в слове, приходится считать простым механическим привеском, только затрудняющим быструю передачу мысли.
Медленно рождалось «слово как таковое».
Постепенно, один за другим, все элементы слова втягивались в понятие формы, только сознательный смысл, Логос, до сих пор ошибочно и произвольно почитается содержанием.
От этого ненужного почета Логос только проигрывает.
Логос требует только равноправия с другими элементами слова.

Сознание своей правоты нам дороже всего в поэзии, и, с презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы вводим готику в отношения слов, подобно тому как Себастьян Бах утвердил ее в музыке.

Способность удивляться — главная добродетель поэта.
Доказывать и доказывать без конца: принимать в искусстве что-нибудь на веру недостойно художника, легко и скучно...

Поэтическая речь есть скрещенный процесс, и складывается она их двух звучаний: первое из этих звучаний -- это слышимое и ощущаемое нами изменение самих орудий поэтической речи, возникающих на ходу в её порыве; второе звучание есть собственно речь, то есть интонационная и фонетическая работа, выполняемая упомянутыми орудиями.

В таком понимании поэзия не является частью природы -- хотя бы самой лучшей, отборной -- и ещё меньше является её отображением, что привело бы к издевательству над законом тождества, но с потрясающей независимостью водворяется на новом, внепространственном поле действия, не столько рассказывая, сколько разыгрывая природу при помощи орудийных средств, в просторечье именуемых образами.

Поэтическая речь, или мысль, лишь чрезвычайно условно может быть названа звучащей, потому что мы слышим в ней лишь скрещиванье двух линий, из которых одна, взятая сама по себе, абсолютно немая, а другая, взятая вне орудийной метаморфозы, лишена всякой значительности и всякого интереса
и поддаётся пересказу,
что, на мой взгляд, вернейший признак отсутствия поэзии:
ибо там, где обнаружена соизмеримость вещи с пересказом, там простыни не смяты,
там поэзия, так сказать, не ночевала.

Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, какие сами можем построить".
___________________________________________________

Есть о чём побеседовать, правда?
Жуков Максим
25.02.2007 13:32
Особенно н е о ж и д а н н ы м для окружающих было поведение самого Мандельштама перед «посадкой», когда он затаскивал друзей и знакомых в темные углы и читал им «Мы живем, под собою не чуя страны». После такой «читки» Пастернак возмущался (порицая строку «и широкая грудь осетина»): КАК он мог!!! Он же сам еврей!!!
Вот и пойми их, этих поэтов… для кого пишут, зачем?
Сами-то понимают?
Иванов Виталий
25.02.2007 14:21
Ты сам-то, Им, понимаешь, о чем пишешь?
И что сказано! :)
ГЛЕЙЗЕР Имануил
25.02.2007 14:53
Пишет Мандельштам, а Вит.Иванов приписывает мне:)))
Ржунемагу:(((((((((((((((((((
ГЛЕЙЗЕР Имануил
25.02.2007 15:37
Макс, Вспомни ещё и это:
* * *

Куда мне деться в этом январе?
Открытый город сумасбродно цепок.
От замкнутых я,что ли,пьян дверей?
И хочется мычать от всех замков и скрепок.

И переулков лающих чулки,
И улиц перекошенных чуланы,
И прячутся поспешно в уголки
И выбегают из углов угланы.

И в яму, в бородавчатую темь
Скольжу к обледенелой водокачке,
И, спотыкаясь,мертвый воздух ем,
И разлетаются грачи в горячке,

А я за ними ахаю, крича
В какой-то мерзлый деревянный короб:
- Читателя! Советчика! Bрача!
На лестнице колючей - разговора б!

Февраль 1937
ГЛЕЙЗЕР Имануил
25.02.2007 15:43
CАША, СПАСИБО!
Строчкова давно почитываю....
Брагин Никита
25.02.2007 15:57
Спасибо, Им. Мне здесь очень близка мысль о том. что поэзия (шире говоря - все искусство) не является отображением природы (шире - жизни). Отражение и изображение окружающего - лишь попутная задача...

Я понимаю этот страх перед слушателем. Отчего же мы так упорно ищем собеседника?

Может быть, потому, что раньше собеседником поэта был Господь. А ныне, если так бывает - то не у всех.
И вообще - двойственность. И уйти хочется, и возвращаться к людям.
Жуков Максим
25.02.2007 16:45
Помню, помню, Имыч.
Иванов Виталий
25.02.2007 19:20
Я ведь Им сказал о том только, что ты не понимаешь то, что выставляешь. Как правило. Ну, так… обычное дело! :)
Иванов Всеволод (Des)
28.02.2007 12:00
Хм...

Я бы начал с той, в обещем-то, общеизвестной идеи, что в поэзии (как и вообще в искусстве) отражается не явление,объект, комплекс объектов, жизнь и т.п., а отношение ко всему этому. Причем отношение не как идея, а как эмоциональное состояние (или последовательность состояний, или динамическое развертывание эмоциональных состояний). Т.е. мысль о \"коробке скрипки\", вообще говоря, верна - эмоциональное состояние суть не только отношение к наблюдаемому (или тому, в чем испытывающий это состояние участвует), но и конкретная форма готовности восприятия.
Т.о. в искусстве передается не мысль, не идея, не описание объектов/явлений и не их образ, но посредством этого всего - состояние механизма восприятия действительности. В этом смысле поэзия и искусство вообще - метаязык.
Но искусство - еще более интересно устроенное явление: оно подобно голограмме, где в частном запечатлено все (или почти все) общее. Это в некотором смысле голографическое описание, в котором эмоциональное состояние в частном случае (автор) содержит в себе \"информацию\" об общих свойствах таких и подобных эмоциональных состояний (читатель / зритель / слушатель).

_____
Если вспомнить о голографических теориях строения Вселенной - очень далеко можно зайти, дальше блога намного :)
М.б., именно подобная \"голографичность\" произведения искусства позволяет ему быть \"компактным\", вмещать \"чудовищно-уплотненную реальность\". И, возможно, \"интерференция\" означенных \"двух линий\" будет не худшей аналогией.
ГЛЕЙЗЕР Имануил
01.03.2007 20:29
СПАСИБО, Саша и Всеволод!

Меня интересует ещё одна вещь: актуальностей этих размышлений Мандельштама, их пригодность, применимость к тому, что творится в поэзии сто лет спустя...
Жду продолжения разговора.
ГЛЕЙЗЕР Имануил
01.03.2007 21:57
опеч.
АКТУАЛЬНОСТЬ.

Да, Саша! И я того же мнения...

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
РИФМА КЛУБ

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help