логин пароль регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО
Умер Лёня Колганов...
О пытке
Сильно! Честно! И прямо по морде!
О творческих конкурсах вообще и поэтических в частности
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Конкурс исторической поэзии *Словенское поле - 2019*
Премия *Поэзия*. 2019 год. Положение о премии.
15 апреля скончалась Ольга Алёшина...
Vll Международный литературный тютчевский конкурс *Мыслящий тростник*
Всероссийский поэтический конкурс *Я знаю, родятся песни...* к 135-летию Н.А.Клюева

Новые отзывы БЛОГОВ:
Шляхова Надежда 20:23
Горшков Олег 18:50
Элго Маргарита 15:14
Галь Дмитрий 12:36
Галь Дмитрий 12:24
Стрелец Вик 06:25
Терехин Василий 20:56
Зорингер Генрих 18:45
Пеньков Влад 15:10
Пеньков Влад 15:00


Шляхова Надежда
Уроки медленного чтения АСТА ЛА ВИСТА Олег Горшков 22.02.2007 00:11

Куда ни посмотришь в Сети, везде учат быстрому чтению. Но не все можно читать быстро. А то выставит автор свое произведение на сайте, другие авторы глазами пробежались, главное поняли, а может и не поняли, но решили, что суть ухватили, оставили комментарии: «Гениально!» и поскакали читать дальше.
А, если вдуматься, автор писал медленно.Он метафоры за хвост в городском парке ловил. Он слова, как бубенчики на языке перекатывал. Он вживался в каждую терцию и квинту своего ритма.
Если это настоящий Автор.
Например, Олег Горшков. И читать его надо ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО. Как и всех нас, наверное. Но таких поэтов, как Олег – особенно.

АСТА ЛА ВИСТА

Аста ла виста, дон, аста ла виста!
Качнулся сгусток ночи за окном.
Забрезжило… Пора остановиться –
Не зачерпнешь беспамятства с вином.
Из дворницкой, где пряно пахнут мётлы
Арбузной коркой, снегом, табаком,
Печальный гранд, чей пьяный глаз намётан,
Ты в осень подопечную, тайком,
Устало выйдешь, выдохнешь, заплачешь.
Подробная предутренняя тишь
Твоей, в лачугах спрятанной, ламанчи
Так высока, что в звуки не вместишь,
Глубинна так, что в голубиной, вербной,
Накуренной укромности двора
Вся топь времен разверзнется, наверно,
За ломкий миг от ночи до утра.
Нет, им не сбережешься от сиротства,
От вставшей комом в горле тишины.
Таков последний взнос за донкихотство,
Которым мы похожи и смешны.
Прощаясь и прощая, шепчут листья,
Сгорающие в сумерках двора:
Аста ла виста, дон, аста ла виста!
И не остановиться. Всё… пора…

О чем это стихотворение? О прощании друзей перед долгой разлукой. Вот сидели, пили вино, говорили о чем-то, торопясь высказать всю самую важную невнятицу, сумятицу душ, легко смеялись, грустили, читали стихи. А ночь шла на убыль. И сказано об этом намеке на рассвет удивительными словами «Качнулся сгусток ночи за окном. Забрезжило», то есть та ровная тьма, которая только что равнодушно смотрела в окно, стала неоднородной. И дерево, которое сливалось с общим мраком, выделилось даже не цветом – движением. И вот один из друзей, герой стихотворения, встал и пошел к двери, а другой, автор, отъединившись от «мы», взглянул на друга со стороны. И понял, что друг хотел не вспоминать былое, а забыть его. Но не удалось – вино не дарует беспамятства. Зато чувства обострились – разлука. И пряно пахнут метлы. И арбузные корки, и снег - осень. Не просто осень – а подопечная. Потому что герой - дворник, он все время сметал эту веселую листву, и снег, и корки, и окурки. Потому что герой - поэт. Для поэта осень всегда прекрасна, любима и беззащитна. Потому что – рыцарь. Печальный гранд с наметанным глазом..
«Ты в осень подопечную тайком / Устало выйдешь, выдохнешь, заплачешь». Почему тайком? Да потому что подопечная. Поймет, что бросаешь, вцепится ветками, расплачется дождем. Вот потому и судорожный выдох, потому и слезы, текущие по щекам…. Прощание…: «Подробная предутренняя тишь /Твоей, в лачугах спрятанной ламанчи». Ни одного лишнего слова – взгляд скользит про проступающим из сумрака стенам, углам, тротуарам, тихим, затаившимся, тоже знающим о грядущей разлуке.. И только тень цитаты – «ламанча» - имя нарицательное, родина всех дон Кихотов всех времен и народов. И хотя она спрятана в покосившихся деревянных домишках, рыцарь от этого не перестает быть благородным идальго. И шажок назад – опять к подопечной осени. . Прекрасной даме дона Кехада Ламанчского. И чуть заметная улыбка автора и героя. Несмотря на слезы. Ведь нельзя быть в наше время Дон Кихотом, не посмеиваясь над собой. Но об этом опять – потом. Сначала о тишине, которая распахивается в такую высоту, что ее не заполнишь звуками, опрокидывается в такую глубину, где время пласт за пластом просвечивает через мирную укромность двора.. Ведь человек – это Вселенная, правда, открывается это тайное знание только в горчайшие и высочайшие моменты его жизни. И не спасает от одиночества. От одиночества поэта. От одиночества благородного идальго, воюющего со страшными драконами, которые, может быть, и кажутся остальным ветряными мельницами. От одиночества беглеца…
И опять вернемся к строке «Глубинна так, что в голубиной, вербной, /Накуренной укромности двора»… Вы слышите? Где-то на голубятне воркуют голуби. Их не слышно, но строка кудрявится этим воркованием…
И только так, звуком, родственностью, затаенной улыбкой можно смягчить это лезвие, разрезающее «до» и «после», «ломкий миг от ночи до утра».
И вот листья прощаются и прощают. И вот ком тишины уже не застревает в горле.

О чем стихи? О прощании. О вечности, таящейся в предутренних сумерках. О Вселенной, имя которой – человек.

Жуков Максим
22.02.2007 16:14
Да... хорошо вы это все перевели на язык презренной прозы. Может, вам целый цикл написать?
Горшков Олег
22.02.2007 16:30
Надюш, родная, счастлив, что эти строчки, которые до сих пор невероятно близки моему сердцу (а ведь годы прошли, и вроде отдалиться они неизбежно должны были куда-то на периферию чувств), стали предметом твоего медленного прочтения. Воистину роскошное прочтение, скажу я тебе, ни на скрупул не покривив душой. Потрясающее вИдение, узнавание, распознование, разоблачение той архезыбкости, из которой и произрастают слова, пытаясь неуклюже запечатлеть это сокровенное "архе", сказать себе о самом себе...
При всей неловкости моего бормота, такое прочтение дорогого стоит! Растроган, черт возьми.

Спасибо тебе, родная!
Шляхова Надежда
22.02.2007 16:42
Максим, спасибо, что прочитали! А насчет цикла - это если Олежка разрешит))

Олежка, я после вот этого медленного чтения уже многие стихи не воспринимаю, которые мне раньше могли показаться сильными. Вникнув в архитектонику твоих стихов, увидев, что в любом случае настоящее стихотворение - это самое краткое расстояние между двумя точками, самое емкое повествование из всех возможных вариантов, самое точное размещение слов на канве судьбы, уже не хочется читать необязательные и претенциозные произведения. Ты не против, если я и другие твои стихи прочитаю вот так?
Горшков Олег
22.02.2007 17:00
Ещё как не против! :)
Буду счастлив.
Ильина Татьяна (Босоножка)
24.02.2007 06:32
Надюш,
Читаю тебя с удовольствием... - словно диалог читателя и автора
(я не про комменты!)
- это классно, когда два поэта слышат друг друга и понимают.
Спасибо тебе!
Шляхова Надежда
24.02.2007 16:26
Танечка, спасибо! Но сей жанр все-таки доработки требует, а вот если получится, как задумано, тогда - ой)))
Езерская Светлана
21.06.2007 22:49
А вот это я распечатала и с собой утащила.
Дабы читать мед-лен-но...

Спасибо, Надежда!
Малинина Наталья
09.07.2007 00:36
НАДЯ, Олег, почему мне про это не сказали??
А я и не читала???
МЕ-ДЛЕН-но?
Гридина Галина
05.10.2007 16:56
Толково, Надя! Скоро будем, чувствую, антологию издавать сетевых статей о творчестве Олега Горшкова. Мне уже на одной только Рифме несколько штук попадалось... ))) А что? Олежек, по-моему, стОит того.
Ленчик Лев
10.10.2007 03:39
Так читают поэтов - поэты. Не учителя литературы (за малым исключением) и уж точно не литературоведы, а именно поэты, потому что такое восприятие и умение рассказать о нем - тоже поэзия и едва ли не равновеликая. А. Блок говорил, что для восприятия стиха надо самому быть "немного в этом роде". Это тот самый случай, когда мир стиха (автора) и мир читателя в большой мере однородны, созвучны итд. Как славно читать Вас, Надюша, в любом жанре!..
Ленчик Лев
10.10.2007 04:13
Забыл добавить. В чужих стихах (уровня поэзии, разумеется), как и в любом искусстве, мы узнаем, прежде всего, себя. Если слишком полно - кажется, примитивным. Если совсем не узнаем - остается непонятным (и потому часто "плохим"). А вот, как "знакомого незнакомца" - самое то! И еще: в восприятии настоящего (как данном случае поэзия Горшкова) срабатывает принцип "кто сколько сумеет взять" (слова Окуджавы, что ли - не помню)...

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help