логин пароль регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО
Умер Лёня Колганов...
О пытке
Сильно! Честно! И прямо по морде!
О творческих конкурсах вообще и поэтических в частности
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Конкурс исторической поэзии *Словенское поле - 2019*
Премия *Поэзия*. 2019 год. Положение о премии.
15 апреля скончалась Ольга Алёшина...
Vll Международный литературный тютчевский конкурс *Мыслящий тростник*
Всероссийский поэтический конкурс *Я знаю, родятся песни...* к 135-летию Н.А.Клюева

Новые отзывы БЛОГОВ:
Шляхова Надежда 20:23
Горшков Олег 18:50
Элго Маргарита 15:14
Галь Дмитрий 12:36
Галь Дмитрий 12:24
Стрелец Вик 06:25
Терехин Василий 20:56
Зорингер Генрих 18:45
Пеньков Влад 15:10
Пеньков Влад 15:00


Шляхова Надежда
Рассказы о стихах Игорь Лукшт Плотники 19.02.2007 23:03


http://rifma.ru/rifma.php?curr_node=10&post=266373

Эти стихи - из тех, к которым возвращаешься, когда душа изнемогает от пустоты и сомнений, когда в скороговорке суеты хочется чего-то вечного и настоящего. Это – сакральные стихи.
Уже название – Плотники – адресует не только к ремеслу, но и к Новому Завету. Хочешь, не хочешь, а вспомнишь плотника Иосифа. В Священных книгах нет ни одного слова, написанного впустую. И если над колыбелью Спасителя склонился плотник, то склонимся и мы с вами перед теми, кто преобразует живую плоть деревьев в материальную основу жизни человека – его Дом.
И оттолкнувшись от названия, мы входим в плотные, крепко сбитые стихи. Поначалу кажется, что неуклюже сбиты – не кружевная столярная работа.
«Огурец да горбушка. Умыться студёной водой.
Зычный крик пастухов, звон бичей, утром холод бодрящий.
Репняки вдоль плетней, конский щавель да хрен вековой,
И слышится хруст крепкого зеленого огурца, прямо с грядки, свежий бодрый хруст, звучащий по всей строфе, определяющий простоту и непритязательность деревенского быта: репняки, конский щавель, хрен…
Мне, например, сразу вспомнились стихи незнаемого мной автора, которые в детстве читала мама:
«Есть и овощ в огороде – хрен да луковица,
Есть и медная посуда – крест да пуговица»
И автор, словно тоже услышав те горькие строчки, добавляет:
Что ни редьки, ни пыли дорожной, ни жизни не слаще».
Строфа к строфе, словно бревнышко к бревнышку – от хруста и горечи, от пыли дорожной – к грядущему расставанию. Здесь каждую фразу хочется пережить опять и опять: «Обезлюдела даль», - значит, окончилось деловитое муравьиное движение на дальних полях, вот уже собрали урожай, скосили травы, ушли из-под осенних небес под крышу. Это не выписанная в любовных подробностях некрасовская деревня, здесь больше эха и простора, отстранения, о-странения. Уже пора в путь, вот и сквозит холодок, вот и церкви на холмах загорелись свечами. Последние штрихи, чтобы доделать, отойти и полюбоваться. Уже не своим. Уже принадлежащим миру, в котором

Над осенним прудом шелестит остролистый камыш,
Дерева осыпают листву под белёсой звездою.

И вот тут уже, когда мастера отошли в сторону, остыли от каждодневной работы, построенный дом вторично вырастает в уме – осознанностью сотворенного, неспешным ростом от фундамента до крыши. И словно дом, вырастает перед нами стихотворение.
Сознательно ли автор меняет самый строй своей речи: от обычной, земной, чуть грубоватой – к былинной, распевной, метафоричной и древней речи волхвов и сказителей. И весна волоока. И леса – не строят, не приколачивают – городят. И воздевают к небесам топоры рабы и жрецы. Потому что ритуал. Потому что – действо. И глаголы в этом действе обретают свое древнее содержание: щепа извергается из тела дерева, и щебечут фуганки, и проступают проемы дверей – вершится магия воплощения…. И вдруг оказывается, что строится не просто дом, а корабль. Оттого ли, что доски упруго ходят под ногами? Оттого ли, что поля волнуются зелено-золотым морем? Оттого ли, что мастера рыбами ныряют в звездные небеса темных прудов?… Оттого ли, что вдруг вынырнул из подсознания карнавальный Корабль Дураков Иеронима Босха?
И населяют этот корабль чудаки-мастера. Они, словно арки небесного свода, возводят над собой шатры стропил. И метафора растет – от Дома к Кораблю, от Корабля к Миру, воплощенному заново вот этими темными мозолистыми руками.
А вот и кульминация стихотворения: вбирающая в себя и язык мастеров, и речь сказителя, складывающая их в авторскую, мирообразующую метафору:
И плывём в облаках, как скрипучий Корабль Чудаков,
В небе птицы летят, плещут радуги, блещут зарницы,
А по тропам бегут среди ив, по бархоткам лугов
Ребятишки и псы, задирая весёлые лица…

Это ведь не только Дом и Корабль плывут в облаках, это вся земля – иже с ним, и мы наклоняемся глядя в лица детей и зверей, и сами смотрим снизу вверх на самих себя, превзошедших и создающих!

И – отстранение в последней строфе. Словно сын прижался к плечу, а отец взял его за плечи, заглянул в лицо – ну, пойду! И легкая запинка:
«Ну, прощай, Дом». И дверь притворить,
Навсегда унося на губах этот запах смолистый»

Написано стихотворение анапестом, в античности почитаемом стремительным, у Н.А. Некрасова ставшим рассудительным и мерным..
Но в этих стихах анапест снова обретает свою вдохновенную стремительность, свою античную первозданность:
«птицы летят, плещут радуги, блещут зарницы».
Вообще в этом стихотворении все первозданно и даже искусная звукопись представляется не ухищрениями автора, а свойством речи, строфы, стиха:

«Щебетали фуганки свои шебутные напевы,

В пересверках стамес проcтупали проёмы дверей»
Если бы мне пришлось, как в «Хромой судьбе» у А.и Б. Стругацких, определить вероятное количество читателей этого стихотворения, я бы поставила высшую возможную цифру, потому что такие стихи надо читать и перечитывать во всех поколениях. В них основы нашего бытия, в них крылья наших душ, в них единение и осознания Человека и Мира….

Ильина Татьяна (Босоножка)
20.02.2007 06:33
Надюш,..
- очень интересно! Ты не только поэт, - ты и читатель талантливый. Чтобы так выразить, прочесть - мало, прочувствовать и прослушать - суметь нужно тоже.
Спасибо!
Моисеев Андрей
20.02.2007 10:47
Замечательный разбор, Надя! Как всегда, зрите в корень!
Даринская Юлия (Аджайи)
20.02.2007 15:14
Да ты сама - Кружевница, Надюша!
И большой Мастер!
Очень хорошо!
Шляхова Надежда
20.02.2007 16:50
Вообще-то я научилась так вчитываться в стихи, когда готовила передачи на нашем телевидении - о местных поэтах. Я тогда поняла, что почти всегда, как бы ни был хорош поэт, мы упускаем больше половины из того, что заложено в стихотворении. На то и существуют литературоведы, критики, филологи, чтобы докопаться до всех открытий, выявить все черточки. А поэту читать другого поэта тяжело, потому что надо выходить из своего мира в чужой. Но прочитаешь стихи раз, другой, третий - и вдруг открывается дверь в заколдованную пещеру и сама радуешься - надо же, какие самоцветы тут сияют, а я чуть мимо не прошла! И еще надо быть храброй, чтобы не слушать критиков, а слушать только поэта...
Малинина Наталья
20.02.2007 23:53
Какая прелесть, эта наша Надя!
А ведь действительно, сколько всего порой упускаешь в стихах.Хороший стих- это целая планета со своим небом , атмосферой! В иной войдёшь. да так и останешься.А иногда -проскользишь по орбите едва коснувшись этих ноосфер!

Владимирова Людмила
21.02.2007 11:26
Вот чего мне не хватало в блогах, так это разговора о стихах, а не возле них. Спасибо, Надежда! А стихи Игоря люблю.
Шляхова Надежда
21.02.2007 15:02
Люда, Вам спасибо за поддержку. Я тоже думаю, что серьезный, вдумчивый разговор о творчестве не повредит никому.
Даринская Юлия (Аджайи)
21.02.2007 15:38
И еще надо быть ЛЮБЯЩЕЙ и ЧЕСТНОЙ, чтобы не слушать критиков, а слушать только поэта...
Да, Надюша.
Санин Владимир
25.09.2007 10:10
Мне сначала довелось послушать этот стих в авторском исполнении, "вживую", и только потом уж прочесть. И перечитаывал я его, действительно, потом несколько раз и несколько дней. Права Надя - действительно "кружевная столярная работа". Хоть мне, как человеку державшему не раз в руках весь этот инструментарий, местами и странновата смесь столярного и плотницкого в стихе, но понимаю, что такой ажурной вязи без стамески не сделаешь.
Ну а разбор Нади - достоин стиха и я бы предложил Игорю считать его неотъемлимым приложением.
Спасибо и с признательностью обоим авторам!

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Конкурс Заблудившийся трамвай

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help