логин пароль (?) регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Всероссийский творческий конкурс *Дороги фронтовые - узелки на память*
О плесени и любви
Я - за справедливость
Всероссийский ежегодный литературный конкурс *Герои Великой Победы- 2020*
Сперматозоид и яйцеклетка
Геморрой совершенствует душу
ЦИРКУЛЬ @kstv77
10-й Международный Грушинский интернет-конкурс. Положение о конкурсе 2019-2020.
НЕПОКОРНОСТЬ
Три Товарища
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО

Новые отзывы БЛОГОВ:
Дорогая редакция 03:03
Дорогая редакция 02:55
Алисов Владимир 00:44
Тищенко Михаил 21:18
Тищенко Михаил 21:11
Алисов Владимир 14:48
Гридин Сергей 13:38
Гридин Сергей 13:13
Алисов Владимир 11:32
Дорогая редакция 15:40


Брагин Никита
Рифмы банальные, рифмы глагольные 05.01.2007 17:06

Рифмы банальные, рифмы глагольные,
Вы порождаете мысли крамольные –
Бросить вас к черту, и жабрами, фибрами
Темы вдыхать, выдыхая верлибрами…

Много говорится на литсайтах о банальных и глагольных рифмах – за них критикуют, притом особенно часто, больше того, упоминание их стало одним из излюбленных приемов критики, как по делу, так и по безделице, более того, банальность и «глагольность» являются ныне чем-то нарицательным:

Купим домик в деревушке под Нарой.
Не поедем больше на Тенериф мы.
И Трабзон, и Хургада, и Канары
Надоели, как глагольные рифмы (Игорь Царев)

Критикуемые же оправдываются, как им кажется, неопровержимым аргументом – но ведь Пушкин использовал глагольные?

Но это лишь одна сторона медали. Зачастую можно слышать совершенно противоположное мнение, выражаемое даже со ссылками на авторитеты – о том, что дело вообще не в рифмах, что настоящая поэзия хороша и с «банальными» рифмами. Здесь надо отметить один важный момент. Есть же стихи без рифмы. Есть, и очень много. Есть среди них шедевры. Да, и очень много. Я устану перечислять, но хотя бы начну. Илиада, Одиссея, Метаморфозы и Наука Любви Овидия, собственно, вся античная поэзия, все трагедии Шекспира, где преобладает белый стих, Римские элегии Гете, Семь элегий Ахматовой, Маленькие трагедии Пушкина. Еще? «Ночь. Город угомонился» Блока – вообще верлибр. «Абиссинские песни» Гумилева. Мало? «Ундина» Жуковского и «Песня о купце Калашникове» Лермонтова, «Белые сонеты» раннего Бродского. Устал, но поверьте, что этими перечислениями я бы занял всю эту страницу, да и на следующую залез бы.

А вот шедевры на банальных рифмах, на самом деле, не такое уж частое явление, да это еще мягко сказано (если рассматривать современную поэзию). Для понимания сложности проблемы надо обратиться к прошлому русской поэзии. Первые русские рифмованные стихи появились в XVI веке, в эпоху Ивана Грозного, широкое распространение же они получили в следующем, XVII веке. Тогда существовало негласное, но практически всеми соблюдавшееся правило параллелизма – стихи строились парными строчками со смежной рифмой – вот так: aa bb cc dd и так далее:

Дух, иже пророки к людям вещавый,
На апостолы той же ко всем глаголавый,
Сокровенная неведущим открывая
И по обетованию тех научая… (Анонимное «Предисловие к Хронографу», 1627 г.)

Здесь параллелизм проявляется двояко – в сходности («рефренности», повторяемости) смысла парных строк и в сходности рифмующихся слов, то есть их принадлежности к одинаковым частям речи. Такие рифмы называются грамматическими. Именно эти рифмы были господствующими в русской поэзии, причем не только средневековья, но и нового времени – вплоть до начала XX века. Активное проникновение рифм антиграмматических началось с пушкинской эпохи; через 100 лет после Пушкина они стали доминирующими… Соответственно, частое использование грамматической рифмы в первой половине XX века считалось бы архаизмом и отсталостью. Особенно на фоне так называемой «реформы русской рифмы», когда массово велись сложные, рискованные эксперименты в области рифмы.

Один из известных экспериментаторов и мастеров рифмы, Вадим Шершеневич (1893 – 1942) сказал так: «Как однажды вспыхнувшая спичка не годна для вторичного пользования, точно так же и вторично употребленная рифма на производит своего первоначального блеска». В этом феномен банальной рифмы, точнее, одна его сторона. Сколько раз рифмовали «камень – пламень», «совершенный – вдохновенный» и т.п.? Ограниченность грамматических рифм, относительно малое число точных рифм в русском языке привели к обогащению поэтической речи рифмами неточными, которых оказалось неизмеримо больше, чем точных. Здесь можно провести аналогию с математическими понятиями. Есть рациональные числа и есть иррациональные. Иррациональных неизмеримо больше, и они в этом смысле подобны неточным рифмам. Вот несколько примеров последних:
валятся – пальцы, железные – обрезанные, карьере – истерик, кресты – застыв, крича – плечам, перо - комаров (все, кстати, взяты из стихов цитированного ранее Шершеневича).

Продолжение - в комментах!
начало (1 | 2 | 3) конец
Брагин Никита
29.12.2007 11:54
Ирина, я повторю цитату -
«Как однажды вспыхнувшая спичка не годна для вторичного пользования, точно так же и вторично употребленная рифма на производит своего первоначального блеска» - это как раз к примеру из Высоцкого. Значит - хоть "как-то" - но говорю. Кстати, это именно омонимических рифм касается в первую очередь.
И не ставил задачу "дезориентировать" - кто что-то "с пеной у губ" доказывает - несостоятелен изначально. Видите ли, я сам - начинающий (пока еще). Вот, в феврале 5 лет будет, как стихи пишу. Так что - это уровень студента-выпускника - значит, начинающий. А студент студенту рознь, это я говорю уже как преподаватель (в непоэтической области :). Иной сразу понимает, а другому - хоть кол на голове теши.
Акс Ирина
03.01.2008 21:42
Вот, в феврале 5 лет будет, как стихи пишу - vot eto da! ja kak-to by default vsegda polagaju, chto esli na kartinke boroda - znachit, "literaturnyj stazh" minimum let 20 :)))) S Novym Godom, kstati!
Акс Ирина
03.01.2008 21:49
v prodolzhenie temy :)
Этот май - как осень, серый,
кисеёй дождя окутанный,
дышит угольною серой
и прощальными минутами

1) серый-серой - tot samyj sluchaj
2) ugol' - eto C, sera - S, nichego obschego ni po cvetu (chernyj - zheltyj), ni po vkusu, ni po zapahu, po-moemu. Nu ne tak pahnet SO2! Ne govorja uzh pro H2S (v smesi s metanom), prostite mne nekotoruju frivolnost' - eto dlja puschej jasnosti. :)))
Брагин Никита
05.01.2008 18:01
Конечно, Ирина :) В случае с этой самой "серой" - рифмуем непохожее. Почти всегда.
"Угольная сера" - дело в том, что в составе угля некоторое кол-во серы содержится - чем больше, тем уголь хуже. На железнодорожных вокзалах, зимой, когда проводники топят печки - чувствуется. Но это у меня очень старые воспоминания, паровозные. Запах сернистого донецкого угля вспомнился.
Любопытная штучка, кстати. Это стихотворение самое слабое у меня, я его уже пустил в переплавку. но здесь пока оставляю старый вариант. Во-первых, переплавка еще не закончена, во-вторых, забавно видеть, что оно - лидер по избраниям :)

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
РИФМА КЛУБ

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help