мобильная версия [альфа]
логин пароль регистрация
кто тут=>


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
рейтинги/ ленты/ общий форум / стихотворение на удачу /
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новости
Анонсы событий

Конкурсы поэзии
Спасибо Вам

+


Общий форум
Стихосложение для чайников-1

10.01.2006 17:07

Поэзия - тайна. Стихосложение - общедоступный навык.

Сочинять стихи способны ВСЕ, кто может изъясняться на родном языке. \"Неграмотные и забитые\" русские крестьяне на посиделках сыпали частушками; дети четырех-пяти лет вовсю играют с рифмами... Искусство стихосложение входило в \"джентельменский набор\" самурая и викинга, араба-кочевника и китайского чиновника. Особый душевный склад поэтов, вмешательство Муз - наполовину выдумка самих же поэтов. Стихосложение - создание текстов по известным и вполне постижимым правилам. Этому можно научиться, было бы желание.
Принцип курса - \"собственный опыт предшествует объяснениям\". Экспериментируйте, играйте! А если все-таки хочется теорий - \"их есть у нас\", в виде статей и\\или ссылок.
Большинство стихотворцев самообучаются методом проб. Кое-какие подсказки можно найти у мастеров (например, статьи \"Как делать стихи\" Маяковского, \"Философия творчества\" Эдгара По). В студиях и клубах \"обучение\" зачастую сводится к обнародованию и разбору готовых текстов - это полезно, но умения сочинять не развивает. По учебникам литературоведения можно понять различие ямба от хорея, вызубрить термины - но с риском приобрести \"синдромом сороконожки\"... Попробуйте еще один способ, не \"единственный эффективный\", зато - нескучный. Похоже на уроки В.Лейкина (\"Играем в поэзию\"), только \"теории\" здесь чуть больше.
Курс поможет освоить \"ремесло\" стихотворца, а о чем сочинять стихи - решать вам, и только вам. \"Поэтичность-непоэтичность\" текста определяется его содержанием. Помните: \"Ко второму ко спряженью отнесем мы, без сомненья...\", \"Биссектриса - это такая крыса...\"? Это - стихи. Стихи, не претендующие на художественность, но облегчающие запоминание, что от них и требовалось. Рифмованная реклама служит той же цели - застрять в памяти. Другая группа стихов - колыбельные, заговоры, молитвы, трудовые песни, пионерские речевки - создавались для психо-физиологической (само)настройки. Третья группа, дальний родственник хвалебных песен - всяческие \"поздравлялки\". В нашей культуре \"утилитарные\" стихи не принято именовать Поэзией. Однако они вовсе не \"второсортные\"! И наоборот: небрежность или неумелость словесного выражения может убить самое \"поэтичное\" содержание.

написал Воронов Кирилл



все стихи автора





начало (1 | 2) конец
Колоусов Сергей

11.01.2006 14:48
Крилл, я имел в виду любимую поговорку своего учителя:
"Научить нельзя - можно научиться" с которой я и не думал спорить. Я просто подумал, что, может быть, автор имел в виду именно это, поэтому и уточнил в скобках. Тогда я бы с ним согласился.
Колоусов Сергей

11.01.2006 15:28
Почти уверен, что никакого обсуждения не будет, но все же...
Я тут написал по этому поводу несколько слов в виде развернутого комментария. Он бы не влез, наверное, сюда, поэтому я оформил аккуратненько у себя на старом сайте и приглашаю почитать:

http://pride.pochta.ru/rifma_forum_misli. htm

(Если открылась абракадабра - выберите Вид-Кодировка-Кириллица (КОI-8R)
Колоусов Сергей

12.01.2006 20:16
Иван, не нужно играть моими словами :) Сидел я до трех ночи не "делая усилие", а из интереса, который меня держал над этой статьей. Услием было бы не сидеть над ней. Кстати, Маяковский меня ею крепко шибанул по голове: "работать нужно, товарищ, а не фигнёй страдать "по настроению"" :)))

А если бы творчество не просилось из учащегося, он бы не искал себе проблем таких, как способы написания стихов. Смотрел бы футбол по ящику, например.

Второе - из человека поэзию главное "не выбить". Чтоб потом не приходилось учить. К сожалению или к счастью, мы пишем стихи именно потому, что в нас вопреки давлению окружающей среды - что-то НЕ меняется.

ОК, значит я так понял из ваших слов: "одно дело -писать стихи, другое дело - чувствовать при этом поззию. Это может друг друга дополнять, а может - замещать. Желательно, чтоб дополняло. Согласен." Принимается?

Развитием первого навыка мы и займемся, пытаясь при этом усилить второй. При этом, естественно и очевидно, изменимся - надеемся, в лучшую сторону.
Колоусов Сергей

12.01.2006 20:29
Иван, теперь о Маяковском. Вся эта статья - не иллюстрация шахматных ходов на бумаге. Это же видно, что это - подробный конспект мыслей, которые были у него в голове. Вся эта работа происходила гораздо быстрее и наполовину неосознанно, он показал просто нам эту технику. Одновременно, уверен, эта голова была занята также сознанием своего долга перед читателем (соц. заказ) а также - терзаниями. "Заказ" для М. (сужу по любому "нормальному" поэту) - это внутреннее осознание долга. Это не то, что "если я не напишу этот стих, то я не выслужусь перед партией" это наоборот - "если не напишу, мне покоя не будет". Слово "заказ" не обязательно синоним "неискренности". То есть урок по технике простой - "я не успокоюсь пока не напишу достойный стих на эту тему а не розмазню". И дальше: "а теперь посмотрим, как я его написал...". Что до того, что до него "размер не выбирали" - это не так. Выбирали. Просто не думали над этим, интуитивно. Любой "нормальный поэт" чувствует каким, ритмом писать веселые стихи, а каким - погребальные. И никогда одно с другим не смешает (если не из контраста конечно). Просто никто не пробовал так написать статью, "открыться".
Просто вот мысль одна: "не напишу так, как на душу ляжет", а напишу - достойно. Мужество отказаться от самолюбования и трезво взвесить будущий результат. И не отдавать читателю заготовки. (Как это делает, например, Сергей Колоусов :) )
Колоусов Сергей

12.01.2006 20:46
"Но они никак не отделяли это созидание формы от смысла, от конкретного содержания произведе­ния."

А кто отделяет? Маяковский?! Вы что...

"стремление созда­вать форму как бы «отдельно», Маяковский и близкие ему поэты сознательно подбирают рифмы, "

Сознательно! Но не "отдельно"!

Вы, например, что ли никогда не пробовали с таким играться? С аллитерациями например? "Ветер воет, вихри водит За волнами волны всходят..." :) типа такого... Да стремление подобрать рифму - уже насилие над "нормальной" мыслью. Вы могли бы целый день думать только рифмами? а если нет - тогда это искусственное ограничение значит? И что же - писать: "поэты не умеют нормально непосредственно чувствовать в литературе, а стремятся подобрать рифму"? "отдельно - рифму, отдельно - мысль и душу"? по-моему, несколько бред)))

А попробуйте описать обычному человеку, не поэту, как Вы подбираете рифму при написании стиха. Не отмахиваясь: "само приходит", а подробно. Вот - М. так и написал, не отмахиваясь с желанием научить. Кого, это уже другой разговор.
Колоусов Сергей

13.01.2006 14:17
Не, Кирилл, мы уж тут добьём друг друга с Иваном и, выдохшись, пойдем на новую страницу :)))
____

Раззадорить - получилось. Увы. Но надеюсь, взаимно. :))

Я чего-то подзабыл где, и в каком значении употребил слово "купаться". :( Но мог, наверное. Уже столько здесь нагорожено. Есть лозунги и опасные плакаты, а есть то, что доставляет удовольствие и побуждает все-таки в этом "купаться". Не знаю, смог бы я писать, когда б за это расстреливали, и наверняка писал бы качественно по-другому. Сейчас не расстреливают (по кр. мере не в таких количествах и не так явно), поэтому хотя старые мерки следует помнить, но пишут уже по другому.
Книжку я эту тоже не встречал. Не знаю, редкость ли. Надо будет по Петровке прошвырнуться.
____

Теперь снова Маяковский. Вы, вероятно, давно читали статью или по ночам спите, т. к. ступенчатой форме М. там ПОСВЯТИЛ... сейчас скажу... ПОЧТИ ЦЕЛУЮ СТРАНИЦУ (цицеро) :))). И обьяснил, что при таком разбитии получается иной смысл в зрительном восприятии.
На примере из Пушкина и А.Толстого.
(Кстати, некоторым современным авторам не мешало бы над этим подумать :) я им скажу приватно.)
И как раз после этой статьи до меня дошло, почему он так писал. А Ваши слова "Существует мнение" - это перефразированное "Злые языки поговаривали" :)

(Сейчас тоже бумагу режут на полосочки. Я видел :) Это так удобно в кармане стихи носить - вместо блокнота :))) Опыт-с... Но это я подкалываю, не обращайте внимания. :))) )

Да, насчет алхимии своеобразия слова... Вы видели стихи, размещенные на бумаге в форме... голубя например? У нас в школе кто-то такое учителям дарил когда-то. Вот это - новаторски :)

Иван, я ДУМАЮ, что статья мне оказалась полезна :))) во всяком случае, чтоб немного лучше понять Маяковского. Которого, почему-то (заметили?) признают настоящим Поэтом но немного недолюбливают до сих пор.

И я тоже ни на кого не нападаю. Просто так уж получается, что при любом обсуждении позиция противостоит позиции... ничего личного :)))
Колоусов Сергей

14.01.2006 01:38
Слова "частью ОГРОМНОЙ МАШИНЫ" (я говорю только субьективно, от своего лица) - это похоже на "сделку с совестью". Но вот я бы не рискнул ни утверждать ни опровергать, что подобная сделка имела место быть. Может быть, все-таки, надеюсь, что он верил.

"Вы же публикуете свои стихи отнюдь
не "лесенкой" и публикуете при этом
своё лицо, а не черный квадрат..."

У меня другие убеждения. Если бы я посчитал нужным это делать - делал бы. По крайней мере, я уже думал над применением каких-то находок из новоузнанного о "лесенках". :))) (А если б у меня не было хотя бы такой фотки своей - публиковал бы черный квадрат :) вернее, что это я? у меня ведь есть еще автопортрет цветным карандашом :))) )

"там вы не найдёте словаря рифм
на все случаи жизни... " опять подколки? ;) А где - найду?

Еще раз: можно и нужно писать "как душа просит", но потом нужно - посмотреть что из этого можно публиковать, и что - нужно публиковать после отделки. Это же очевидно! Я не спорю с духовным началом стиха, но не спорьте же и с необходимостью технического знания!

Книжку обязательно поищу на "Поле Чудес".
__________

А хотите я выставлю ПОДРОБНЫЙ
разбор стихотворения Пушкина
"Я вас любил..." от "аза до ять"?
__________

Хочу! :))) валяйте!
Колоусов Сергей

14.01.2006 21:36
Спасибо. И так много познавательного :)
Давайте - Пушкина!
С Новым годом!
начало (1 | 2) конец




{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}



Новые произведения:
Аввакумов Евгений 01:17
Эндин Михаил 08:55
Островский Семён 02:39
Алисов Владимир 19:40
Стрелец Вик 18:29
Тищенко Михаил 16:40
Элго Маргарита 15:55
Куравский Павел 08:18
Дариус Александр 07:41
Софер Сергей 22:49
Прашкивская Лариса (Лара Фелисион) 19:37
Гулинкина Ольга 02:32
Позднякова Маргарита 23:58
Ларин Андрей 22:49
Резина Юлия 22:07
Терехин Василий 18:58
Фомин Владимир 17:54
Дариус Александр 04:15
Аввакумов Евгений 20:14
Райкин Витольд 18:07
еще

Партнеры:
Поэтический конкурс «Птица» имени Игоря Царёва

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2013
php+sql dAb 2003-2005
Техническая поддержка -
пишите_в_теме_rifma-help