логин пароль (?) регистрация


СТИХИ
О ВОЙНЕ
1941-1945
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
ИЩЕМ РЕДАКТОРА
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Ушёл из жизни Игорь Чурдалёв...
Уровень языка на сайте рифма.ру
Пародия n°8
Пародия n°7
Пародия n°6
Пародия n°4 и n°5
Пародия n°2
Пародия n°3
Вчера умер Андрей Федосеев...
НЕПРОШЕНЫЙ КРИТИК
Из архивов Радио Африка
С Пасхой (наступающей не по дням, а по часам)
ПОЗДРАВЛЯЮ!!!
X литературная премия имени Марины Цветаевой.
Сплин
Пародия n°1
Vlll Международный поэтический конкурс *45-й калибр*
Юнна Мориц — Письмо с фронта
Фашизм, нацизм и русские эрудиты
Знания, образование и эрудиция
IV Международный литературный конкурс им. Гавриила Каменева *Хижицы*.
Умер Леонид Лейбович
Три вопроса
Шариков, Швондер и Сучков
Умерла Галина Самойлова...
совпадения
Воспоминания о Рифме
Тайное общество
Когда я была ведьмой
7 уровней творческой личности Лео Сильвио

Новые отзывы БЛОГОВ:
Панков Александр 21:39
Ларин Андрей 13:55
Островский Семён 13:39
Панков Александр 09:51
Панков Александр 01:49
Стрелец Вик 04:19
Вершов Барри 01:24
Резина Юлия 19:09
Ломкин Роман 15:25
Галь Дмитрий 14:10


Устюжанин Юрий
Точность определений, или о математике в поэзии 24.07.2011 16:31

Древнегреческие философы "придумали"софизм "Куча". Одно зерно кучу не составляет. Если к тому, что кучу не составляет добавить ещё одно зерно,которое тоже кучу не составляет, то куча не получится. Следовательно, никакое количество зерен не составляет кучу. Между тем каждый согласится, что 100000 зерен - это довольно приличная куча.
О чём этот софизм? о том, что граница между понятиями "несколько зерен" и "куча" в мышлении людей(и в отражающем это мышление языке) является нечёткой. Даже один и тот же человек будет по-разному определять "куча - не куча" в промежуточных случаях,т.е. когда разница между "несколько зерен" и "куча" трудноуловима. И это типично, даже нормально для нашего мышления, настолько нормально, что вызвало к жизни такое определение: мнений столько же, сколько людей.
Только как в таком случае определить, что есть поэзия, а что ею не является вовсе? Выходит, что для одного и того же стихотворного текста мы можем найти множество определений: высокая поэзия, хорошие стихи, рифмоплётство и даже - графомания. Тем более, что в одном и том же стихотворении можно найти и гениальные строки, и слабые с точки зрения науки версификации. Но даже эти слабые строки почему-то могут оказывать сильное воздействие в совокупности текста. А могут и не оказывать. Всё зависит даже не от качества стихотворения, а от внутреннего и внешнего состояния души человека, определяющего ценность текста.
Внутреннее - это характер и настроение человека, его привычки и предпочтения. Внешнее - это его воспитание, уровень образованности, который тоже сказывается на привычках и предпочтениях. Опять граница размыта.
Получается, что объективно определить, является ли стихотворение поэзией, не может никто. Как же рождается мнение о том, кто есть поэт?
Снова из совокупности определений. Именно в тот момент, когда количество положительных определений поэтичности данного текста "перевешивает" количество отрицательных, народ начинает говорить о "своём" поэте, доселе неизвестный версификатор становится пророком...Рождается "куча"!
Так бывает и с "читательским голосованием" на многих конкурсах. Читатель не может быть объективен. Он выбирает то, что ему ближе в данный момент, то, что укладывается в его представления соответствия темы конкурса - конкретному стиху. Часто замечала, что в процессе голосования каждый последующий повторяет список предыдущего "голосовальщика" хотя бы в нескольких именах. Срабатывает принцип "кучи", зёрна притягиваются друг к другу: если на творение уже кто-то обратил внимание, остальные присматриваются и находят что-то своё, заставляющее признать: "Это - поэзия!"
Типичной особенностью постановки задач классической математики является концепция "точности",т.е. предположение, что исходные данные заданы точно, и вычисления точны - гипотетически. На самом деле эта концепция не является универсальной. Любое субъективное человеческое мнение тяготеет к нечёткости и размытости границ.Можно ли точно указать, при какой длине волны красный цвет переходит в оранжевый? Художник, наверное, найдёт определение и такому "неопределённому" цвету, который обычный человек назовёт либо красным, либо оранжевым.У одних эта промежуточная область окажется шире, у других - уже. Кто-то ответит: "Ни тот, ни другой". Нечёткость естественна для языка. Это его свойство. Как определить то самое "варить до готовности"? Каждая хозяйка чувствует эту "готовность" по-своему: одна любит овощи недоваренными, другая специально разваривает их, и считает, что так вкуснее. Часто вполне уважаемые и заслуженные поэты "выдают" откровенно слабые произведения. Даже у классиков мы находим что-то более созвучное себе, что-то менее. Откуда же берётся в человеке смелость наклеивать ярлыки, раскладывать стихотворца по полочкам, награждать своего собрата по перу нелестными определениями? нередко такая нетерпимость ещё и прикрывается "радением за русский язык". Что это? Недостаток воспитания, излишняя самоуверенность или плохое знание естественных законов? Мы можем высказывать своё мнение, мы можем голосовать "за" или "против", но каждый из нас имеет определённый взгляд на готовность нашего супа, на поэтичность нашего творчества, и только совокупные мнения могут определить с приблизительной точностью, чего же всё-таки мы заслуживаем: хулы или похвалы.
Итак, нужна совокупность мнений. Из чего же складывается наше представление о поэтичности текста? Почему все любят Пушкина, или любили в детстве? Он максимально прост - метод интерпретации действительности его поэтическим языком максимально приближен к точности наблюдений, т.е. минимально сложен в своей символичности. Красота - это простота. В поэзии прежде всего привлекает гармония: красивое звучание, внутренняя музыка, точность рифмы, красивый, выдержанный ритм, богатство интонаций, глубина смысла. Когда все эти критерии оказываются собраны в одном произведении, оно неизбежно привлекает внимание многих. Это и есть "вещь", сделанная красиво от начала и до конца. В таком случае, желая процитировать наиболее удачные строки, мы вынуждены признать: надо цитировать весь стих - целиком. Если таких безупречных текстов много, это и есть поэзия. Поэт состоялся как творец.

(в сокращении)


Юлия Ви Комарова
Устюжанин Юрий
24.07.2011 17:07
...Здравствуй, Слава,..

...с Юлей я общаюсь, я люблю её талант, её скромность и ненавязчивость... сегодня заметил её размышления на стихире... думаю, в них есть то, над чем стоило бы поразмышлять...

...Твои соображения очень ценю, Слава, мнение твоё интересно...

Ю.)))
Устюжанин Юрий
24.07.2011 20:44
...сегодня так хорошо с Вами, интересно... я ещё несколько раз перечитаю... обдумаю... Саше Асманову спасибо за интересные наблюдения... думаю разговор не заканчивается... наверно, у кого-то будут ещё отклики...

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
«Хижицы» - литературный конкурс им. Гавриила Каменева

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help