логин пароль (?) регистрация


СТИХИ
О ВОЙНЕ
1941-1945
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Уровень языка на сайте рифма.ру
Пародия n°8
Пародия n°7
Пародия n°6
Пародия n°4 и n°5
Пародия n°2
Пародия n°3
Вчера умер Андрей Федосеев...
НЕПРОШЕНЫЙ КРИТИК
Из архивов Радио Африка
С Пасхой (наступающей не по дням, а по часам)
ПОЗДРАВЛЯЮ!!!
X литературная премия имени Марины Цветаевой.
Сплин
Пародия n°1
Vlll Международный поэтический конкурс *45-й калибр*
Юнна Мориц — Письмо с фронта
Фашизм, нацизм и русские эрудиты
Знания, образование и эрудиция
IV Международный литературный конкурс им. Гавриила Каменева *Хижицы*.
Умер Леонид Лейбович
Три вопроса
Шариков, Швондер и Сучков
Умерла Галина Самойлова...
совпадения
Воспоминания о Рифме
Тайное общество
Когда я была ведьмой
7 уровней творческой личности Лео Сильвио
Международная литературная премия имени Игоря Царёва. Седьмой сезон. 2020 год.

Новые отзывы БЛОГОВ:
Галь Дмитрий 15:41
Галь Дмитрий 15:29
Галь Дмитрий 15:20
Ломкин Роман 10:57
Панков Александр 10:29
Ларин Андрей 09:46
Ларин Андрей 09:44
Китайник Леонид 05:36
Панков Александр 00:41
Ломкин Роман 23:21


Карпенко Александр
Загадка самоубийства Марины Цветаевой 23.02.2011 22:53

Человек покончил с собой. Не просто человек – большой поэт. Мы одновременно и «понимаем» и «не понимаем», что привело его к этому спонтанному действию. Ученые выкапывают из архивной пыли всё новые доказательства о том, что самоубийство поэта было абсолютно логичным, подготовленным сцеплением затянувшихся в узел трагических обстоятельств. Церковь говорит о том, что это в любом случае – большой грех, поскольку человек не сам дал себе жизнь, и, значит, и не вправе сам её у себя отнять. И самоубийство поэта как раз тот самый случай, когда поэзия и правда нутряного, несказанного свысока поглядывают как на науку, так и на религию. Доказать, конечно, можно что угодно. И осудить… Но это ни на йоту не приближает нас к истине.

Арсений Тарковский в цикле «Памяти Марины Цветаевой» с горечью пишет о доминировании слепой стихийной силы судьбы над любыми логическими умозаключениями. Удивительно, но поэты, эти цветы жизни, особенно беззащитны перед слепой стихией судьбы. Казалось бы, всё это – взрослые люди, многое повидавшие на своём веку… Но опыт почему-то им не помогает. «Мир ловил меня, но не поймал», – писал Григорий Сковорода. То ли наживка плохая, то ли удочки морально устарели, но самоубийцам нередко удаётся благополучно ускользать от расставленных обществом и моралью ловушек.

Я не могу представить себе Пушкина, отправляющегося на Чёрную речку, и вдруг хлопающего себя по лбу: «Какой же я идиот! Я ведь должен ещё послужить на ниве отечественной словесности! Это же моя самая главная миссия! Какой Дантес! Надо будет отменить дуэль!» Я уверен, что поэт в такую минуту вообще не думает ни о поэзии, ни, тем паче, о своей миссии. Он – живёт… Он идёт на бой с целым миром, хотя и ясно сознает, что мир, может быть, именно в этот момент сильнее. И эта тайная жизнь в поэте и есть самое трудно поддающееся объяснению. Хотя объяснение может быть самое простое: человек смертельно устал от жизни; он хочет уйти, ему не-вы-но-си-мо!

Чем глубже я погружаюсь в подробности гибели Марины Цветаевой, тем меньше понимаю. Наверное, для этого нужно хотя бы раз оказаться в схожей ситуации. Но так уж получилось, что тут попишешь… По крайней мере, здесь мы на равных с Арсением Тарковским, в понимании ситуационном и священном ужасе непонимания глубинного. Тарковский пишет, что сила отторжения от жизни уже была в Марине Ивановне необратимой – настолько, что её никто не смог бы «удержать» – никакими увещеваниями. История не терпит сослагательного наклонения, но Тарковский хотел (теоретически) попробовать спасти её, безо всяких гарантий на спасение. Он ведь был адресатом её последнего стихотворения – и, возможно, она его любила! Жизнь сама по себе – достаточно условна: можно остаться жить – но – живым мертвецом или равнодушным к миру человеком-растением. Наверное, самоубийство – невозможность жить на уровне той планки, которую ты сам перед собой поставил. Как и любовь, самоубийство – вещь по своей природе иррациональная, поэтому так трудно обнаружить в ней рациональное и разумное зерно.

Карпенко Александр
23.02.2011 22:59
Чем глубже я погружаюсь в подробности гибели Марины Цветаевой, тем меньше понимаю. Наверное, для этого нужно хотя бы раз оказаться в схожей ситуации. Но так уж получилось, что тут попишешь… По крайней мере, здесь мы на равных с Арсением Тарковским, в понимании ситуационном и священном ужасе непонимания глубинного. Тарковский пишет, что сила отторжения от жизни уже была в Марине Ивановне необратимой – настолько, что её никто не смог бы «удержать» - никакими увещеваниями. С другой стороны, история не терпит сослагательного наклонения, и Тарковский хотел (теоретически) хотя бы попробовать спасти её, безо всяких гарантий на спасение. Ведь жизнь сама по себе – условна: можно остаться жить – но – живым мертвецом или равнодушной ко всему особью. Обособленной в себе. Наверное, самоубийство – невозможность жить на уровне той планки, которую ты сам перед собой поставил.
Как и любовь, самоубийство – вещь по своей природе иррациональная, поэтому так трудно обнаружить в ней рациональное и разумное зерно.
Кузьмина Татьяна (Маржана)
24.02.2011 09:57
А Вы понмните, как Марина Цветаева писала в одном совем стихотворении ... ответом на "самоубийства" Маяковского и Есенина...
"Не гоже, Сережа, не гоже, Володя..."
И не верю я , если честно, до последнего, что все они: и Маяковский, и Есенин, и Цветаева ушли сами. Не знаю, может, ошибаюсь...
Богатова Наталья
24.02.2011 10:25
Саша, добрый день:)
Есть такая книжка Григория Чхартишвили "Писатель и самоубийство".
Это полное исследование, тема проведена сквозь историю, религию, философию, теорию и географию. Во второй части - два раздела:"как у людей" (юность-старость-нужда-утрата-любовь-однополая любовь-болезнь-пьянство-наркотики-безумие-странности характера) и "не как у людей" (творческий тризис-эмиграция-жизнь как роман). Приведена и подробная "Энциклопедия литературицида" по алфавиту с описанием гибели - я насчитала (для тебя старалась :) - 351 имя.
Карпенко Александр
25.02.2011 10:12
Вячеслав, Хотя про творчество Цветаевой и говорят "истерия", в прозе она - самый разумный и логичный человек. Наверное, это был человек внезапных переходов состояния, как у Гамлета.

Татьяна, Вы знаете, после Ваших слов и я засомневался! Уж как я был уверен в том, что если человек (Есенин) написал кровью "до свиданья, друг мой, до свиданья...", значит - он отважился. А теперь выясняется, что письмо было написано за несколько месяцев до трагедии и подброшено. Так что ни в чём увененным быть нельзя, даже в "неопровержимых" фактах.

Наташенька, так чукча ж не читатель:) Меня не интересует среднеарифметическое для всех людей, я пишу "послесловие" к своей песне:) Но почему-то к этой теме обращаюсь уже во второй раз за последние полгода.

Геннадий, тут всё спорно. Хорошо хоть не попрекают меня в "непрофессионализме" в данном вопросе. Хотя, без сомнения, психологу писать сподручнее.
Янушевский Дмитрий
27.02.2011 18:24
Очень часто психологи сами путаются в подобных вопросах,
поскольку иррациональное не поддаётся рассудочной логике.
Иногда жизнь человека превращается в бесконечную стену,
в которой есть одна-единственная дверь, только на ней,
вместо желанного слова "Выход", начертано - "Смерть"...
Страх лишиться жизни лишь тогда имеет непреодолимую силу,
когда человеку есть что терять, согласно его собственной
системе ценностей. Но если система полностью разрушена,
то уже никто и ничто не остановит суицидальный импульс...

Янушевский Дмитрий
28.02.2011 01:01
Некоторые психические отклонение у творческих личностей
обусловлены открытостью сферы подсознания для внешних
раздражителей. Иначе творец не сможет полноценно ощущать
окружающий мир, воспринимать реальность с помощью чувств.
Но тем самым снижается эффективность "фильтра" - сознания.
Отсюда ранимость и чрезмерная эмоциональность, так как
данный "фильтр" работает в обе стороны, то есть не только
спасает от воздействия из вне, но и ограничивает порывы,
исходящие изнутри... Важно, чтобы сознание не утратило
защитной функции или не отключилось в какой-то момент.

Сычева (Снежина) Марина
01.03.2011 16:39
Мне думается, что слово имеет не только вербальный, но и сакральный (пока неизученный) смысл. И передаётся он набором звуков, вернее, волн возбуждаемых в момент произнесения каждого звука.
Не замечали общность характеров у людей с одинаковыми именами? Я наблюдаю подобные вещи очень часто. Кто-то говорит: магия имени. А, по-моему, ответ живого организма на воздействие повторяющимися, вполне конкретными волнами…
То есть звуки (часто произносимое имя само по себе) уже программирует будущее человека.
А теперь попытайтесь взглянуть на творчество Марины Цветаевой с позиции «звуковой».
Её необыкновенное умение «запнуться и выровнять» звукоряд строк достигается пристрастием к звукам «Б», «Р», «С», «Ч». … Она, словно, колдунья нашептывает, наговаривает непростую, тайную цепочку звуков (слов) и находится под постоянным их воздействием.
Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный...


{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Новосибирский поэтический портал

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help