логин пароль регистрация
кто тут=>


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
Проблема 14 января
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
15 апреля скончалась Ольга Алёшина...
Vll Международный литературный тютчевский конкурс *Мыслящий тростник*
Всероссийский поэтический конкурс *Я знаю, родятся песни...* к 135-летию Н.А.Клюева
III конкурс молодых поэтов на приз имени Бориса Богаткова
Радио КОНКУРС ПоЭдинок
ЧЕТЫРЕ КОНКУРСА ФЕСТИВАЛЯ «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА-2019»
Международная литературная премия им. И. Ф. Анненского
3-й Всероссийский литературный конкурс *Хижицы - 2019*. Положение о конкурсе.
8-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии - 2019. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ.
Vll Международный поэтический конкурс *45-й калибр* имени Георгия Яропольского. Сезон-2019.
Джинна вызывали?
Verba volant scripta manent
про скромность ...
про загадочные обстоятельства
мысли вслух
МИЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ...
Прочтём и порадуемся
5 марта жду друзей
фривольное с признаками хулиганства
Поэтический конкурс *ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ТРАМВАЙ* имени Н. С. Гумилева. 2019 год.
Просьба к Юлии Вольт
1 международная поэтическая премия *Фонарь - 2019*
ОТВЕТ НА ВСЕ ПАРОДИИ
Премия за доброту в искусстве *НА БЛАГО МИРА... *
Приостановлено участие
Международная литературная премия имени Игоря Царёва. Шестой сезон. 2019 год.
Добро пожаловать: новая пародия
Лучше уйти с Рифмы
Улыбнитесь, друзья
Поздравляю, Мила!

Новые отзывы БЛОГОВ:
Минин Евгений 18:21
Резина Юлия 18:12
Дорогая редакция 10:03
Дорогая редакция 07:46
Галь Дмитрий 15:08
Галь Дмитрий 14:56
Галь Дмитрий 14:47
Галь Дмитрий 14:40
Дорогая редакция 15:12
Элго Маргарита 13:57


Карпенко Александр
Антинародное стихотворение Пушкина 11.10.2010 12:03

ПОЭТУ

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.


Мне всегда нравилось это суровое стихотворение нашего "первого" поэта. Оно казалось мне более честным по отношению к самому себе, нежели пастернаковский посыл "но пораженья от победы ты сам не должен различать". Почему не должен? По Пастернаку получается, что поэт не слишком хорошо разбирается... в поэзии! Но может ли такое быть? Даже не шибко образованный, в сравнении с другими великими поэтами, Есенин, я уверен, отлично разбирался как в своих, так и в чужих стихах. Разве что в процессе работы поэт может не совсем отдавать себе отчёт, удалось ли ему... Но ведь поутру он обязательно перечтёт написанное и оценит, как самый суровый критик! Так что прав Пушкин, а не Пастернак!

Это стихотворение Пушкина и сегодня звучит гражданственно и героично. Поэт вызывающе смел в своих предпочтениях. Он отделяет церковь (поэзию) от государства (мнений толпы). Конечно, это "живи один" касается только моментов творчества. Поэт - не схимник. И, написав стихи, он непременно появится на публике. Но для него очень важна сама возможность свободного священнодействия, не отягощённая никакими "союзами писателей", никакими указаниями извне. Симптоматично, что Пушкин заключил свои "еретические" мысли о поэте и поэзии в строгую, классическую форму правильного сонета.

Я думаю, Пушкину показалось бы смешным выставлять свои стихи на соискание какого-нибудь "золотого пера России", чем не брезгуют современные виршеписцы. Царь - он ведь вне конкуренции! А соперничество с другими царями едва ли выявит сильнейшего и достойнейшего. Не забудем: поэзия - это прежде всего искусство, а не спорт!

Стихотворением "Поэту" Пушкин ещё тогда, в начале 19 века, показал, что никакие прочтения глупцов или инакомыслящих ему не страшны. Никакие извращения в близком или отдалённом будущем. И даже это "неправильное" ударение в слове "плюёт", на первом слоге, как гвоздь, вбито в канву пушкинского сонета. И если вы попытаетесь "исправить" Пушкина, предложив взамен инверсию "и на алтарь плюёт, где твой алтарь горит", вы не сможете не почувствовать, насколько пушкинский вариант сильнее и органичнее.

Похвала непосвящённых так же мало трогает Пушкина, как и хула. "Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца". Мне вообще почему-то кажется, что сонет "Поэту" и "Памятник" образуют у Пушкина некий тематический диптих. Скажу больше: истинным "памятником", на мой взгляд, является именно данный сонет. Какая твёрдость, какая бескомпромиссность! "Весёлое имя Пушкина". Да полноте, неужели это тот самый "весельчак" Пушкин? "Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм". Как мы видим, "близнец" Пушкин обладал широтой, свойственной двойным знакам Зодиака. Поэзия была для него священнодействием и делом чести. Поэтому он так серьёзен и сосредоточен. В момент творения он так же равнодушен к окружающему миру, как равнодушна к человеку воспетая им природа, которая будет после нашего ухода "красою вечною сиять".

Но похвалу Мастера Пушкин принимает! Хоть и с некоторой иронией: "Старик Державин нас заметил - и, в гроб сходя, благословил". Надо ли говорить о том, что Пушкин никогда не понял бы и не принял "союзы писателей", где личность поэта мельчает, а количество не переходит в качество - скорее, всё происходит с точностью до наоборот. И этот "великодержавный" образ поэта, созданный Пушкиным, оказался мне очень близким по духу. Я даже довёл "наказ" поэта до логического абсолюта - равнодушно приемлю не только лесть или отборную брань, но даже и молчание, которое, пожалуй, будет похуже и хвалы, и хулы.

Поэт, не дорожи... любовью инородной!:)

Да, да, в этом сонете Пушкин выступает как поэт-маргинал, поэт-перфекционист! Трудно даже представить, что сделали бы наши современники со стихотворцем, осмелившимся написать что-нибудь подобное! И как хорошо, что такое стихотворение уже написано! Читая его и осознавая его всё возрастающую актуальность, понимаешь, что такое классика на века. Ведь многое из пушкинской лирики уже не воспринимается сегодня так же свежо, как раньше. Даже знаменитое "...как дай Вам Бог любимой быть другим...". Изменилось положение женщины в обществе, и сейчас уже принято считать, что пылкая и неистовая чужая любовь без взаимности скорее удручает, чем дарит женщине счастье. И что сила чувства одного человека - фикция без взаимности. Но строки про "благородный подвиг" идущего впереди своего народа поэта до сих пор не утратили ни свежести, ни важности. И, когда мы читаем вот эти строки: "Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?", нам вспоминается счастье поэта, завершившего "Бориса Годунова", и его знаменитое восклицание: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"

Карижинский Вячеслав
11.10.2010 18:27
Здравствуйте, Александр!
Ну, в данном случае хотелось бы сказать, что позиция Пушкина в данном стихотворении(позиция человека самодостаточного) диаметрально противоположна позиции Пастернака, при том, что общего по отношении, так скажем, к мнению общественности очень много.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
...
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,

Вот, в этом, я думаю, и заключается пафос Пастернака: надо жить (так-то и так-то), привлечь, услышать, пройти по живому следу. Пастернак воспринимал себя не как самодостаточного творца, демиурга собственной вселенной, а как адепта будущего, пространства, любви, старающегося их призвать своим трудом.

И тогда всё становится на свои места: не то, чтобы, мне кажется, Пушкин подходил к вопросу честнее... Он, как человек творчески интроспективный, "сам свой высший суд" Пастернак же негласно признаёт авторитет "неизвестности", куда ему приходится "окунаться", а при таком подходе к делу, конечно, поражение от победы
отличить весьма трудно, даже если хорошо разбираться в поэзии.))
Таково моё скромное мнение.
Карпенко Александр
12.10.2010 11:37
Вячеслав, мне кажется, это вопрос психологии творчества, на который в 19 веке вообще не обращали внимания. Есть крупные поэты, которые "двойственно" относятся к написанному. С одной стороны, они ни на йоту не сомневаются в том, что только что вышло из под их пера, поскольку многократно перечли текст и выверили каждое слово. С другой стороны, они жить не могут без положительных эмоций со стороны читателей и пишущих коллег - и задохнулись бы в собственном одиночестве. Поэтому, с человеческой стороны, трудно говорить о большей или меньшей "правоте" поэта, поскольку они выстрадали именно такое, а не иное, отношение к миру своей сущностью.
Шаихова Майя
30.10.2010 16:57
Это стихотворение Пушкина тоже очень люблю, спасибо за статью. Слово "плюет" с этим ударением более эстетично звучит; по-моему, в этом дело. Он был эстетом:
"Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей".
Карпенко Александр
03.11.2010 01:36
Я думаю, в таком ударении есть ещё и издёвка (плёвое дело - плевать!). Но мы с Вами не знаем, какова была норма произношения в пушкинское время; возможно, все тогда так говорили; я специально этот вопрос не изучал.

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Кубок мира по русской поэзии

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2013
php+sql dAb 2003-2005
Техническая поддержка -
пишите_в_теме_rifma-help