логин пароль регистрация
кто тут=>


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
Проблема 14 января
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Конкурс исторической поэзии *Словенское поле - 2019*
Премия *Поэзия*. 2019 год. Положение о премии.
15 апреля скончалась Ольга Алёшина...
Vll Международный литературный тютчевский конкурс *Мыслящий тростник*
Всероссийский поэтический конкурс *Я знаю, родятся песни...* к 135-летию Н.А.Клюева
III конкурс молодых поэтов на приз имени Бориса Богаткова
Радио КОНКУРС ПоЭдинок
ЧЕТЫРЕ КОНКУРСА ФЕСТИВАЛЯ «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА-2019»
Международная литературная премия им. И. Ф. Анненского
3-й Всероссийский литературный конкурс *Хижицы - 2019*. Положение о конкурсе.
8-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии - 2019. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ.
Vll Международный поэтический конкурс *45-й калибр* имени Георгия Яропольского. Сезон-2019.
Джинна вызывали?
Verba volant scripta manent
про скромность ...
про загадочные обстоятельства
мысли вслух
МИЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ...
Прочтём и порадуемся
5 марта жду друзей
фривольное с признаками хулиганства
Поэтический конкурс *ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ТРАМВАЙ* имени Н. С. Гумилева. 2019 год.
Просьба к Юлии Вольт
1 международная поэтическая премия *Фонарь - 2019*
ОТВЕТ НА ВСЕ ПАРОДИИ
Премия за доброту в искусстве *НА БЛАГО МИРА... *
Приостановлено участие
Международная литературная премия имени Игоря Царёва. Шестой сезон. 2019 год.
Добро пожаловать: новая пародия
Лучше уйти с Рифмы

Новые отзывы БЛОГОВ:
Долгушин Юрий 14:48
Островский Семён 01:58
Стрелец Вик 22:47
Администратор 16:26
Галь Дмитрий 04:05
Галь Дмитрий 03:30
Дорогая редакция 11:09
Дорогая редакция 11:06
Владыкин Андрей 23:44
Минин Евгений 18:21


Корнилов Егор
1. Двухпотоковое коллективное бессознательное 23.04.2010 10:07

(Часть 1. Продолжение - "Свобода цивилизационного маневра")

Гипотеза о наличии в бессознательном двух разнонаправленных по оси времени слоёв, или потоков, исходит, во-первых, из вневременного характера бессознательного, а во-вторых – из принципа дуального уравновешивания, которым пронизаны все психические процессы, и вряд ли бессознательное, взятое как от-дельный, относительно автономный объект, вернее, феномен, вдруг вздумает этому принципу не подчинить-ся. Вневременной характер бессознательного не может быть просто усреднением и экстраполяцией прошло-го опыта: для полноты картины и для компенсации ему необходим аспект будущего.
Феномены синхронии, описанные, например, К.Г.Юнгом в статье «Синхронистичность», объективно доказывают вневременной характер бессознательных психических процессов; менее изученные и менее дос-товерные феномены предвидения, пророчества – заставляют задуматься об объективной возможности полу-чения информации даже из будущего, причём отдаленного.
Механизм возникновения феноменов синхронистичности описывается у Юнга следующим образом:

«Неожиданно содержимое, которое прямо или косвенно связано с каким-то объективным внешним событием, совпадает с обычным психическим состоянием: это и есть то, что я называю синхронистично-стью, и я утверждаю, что мы имеем дело, с одной и той же категорией событий, вне зависимости от то-го, будет ли проявляться их объективность раздельно от моего сознания в пространстве или во времени. Эта точка зрения подтверждается результатами Рейна, на которые не влияли изменения ни пространст-ва, ни времени.
…Синхронистичность состоит из двух факторов: а) Находящийся в бессознательном образ проника-ет в сознание либо непосредственно (то есть, буквально), либо косвенно, в форме сновидения, мысли, пред-чувствия или символа, б) Объективная ситуация совпадает с этим содержимым».
(К.Г. Юнг, «Синхронистичность»)

Впрочем, феномены синхронистичности и предвидения, несмотря на широкую и шумную известность, а скорее – именно «благодаря» этому, не являются однозначно доказанными и требуют тщательной провер-ки. Эксперименты Рейна (их результаты приведены в статье «Синхронистичность), показавшие заметное смещение вероятности и в ряде случаев зафиксировавшие, так сказать, «смещение времени», сомнению как будто не подлежат, и их интерпретация Юнгом выглядит вполне убедительно – однако в категорию одно-значных научных фактов они, увы, не попадают. Поэтому на данный момент я могу использовать версию о «двухпотоковом» строении коллективного бессознательного только как гипотезу. Попробую конкретизиро-вать возможное «устройство» гипотетического механизма его функционирования.
«Ретроспективный» (из прошлого в будущее) и «проективно-телеологический» (из будущего в про-шлое) аспекты так или иначе образуют всё поле бессознательного. В точке синтеза различных «подпотоков» ретроспективных и проективно-телеологических аспектов коллективного бессознательного образуются ар-хетипы и прочие символы бессознательного, включая символы самости (последние образуются в точках син-теза, так сказать, «центральных», «ядерных» потоков). Вневременной характер символов и отдельных фено-менов бессознательного можно считать относительным: стабильность базовых символов и общая вневре-менность являются следствиями уравновешенности потоков прошлого и будущего. То есть напор прошлого равен напору будущего, в результате чего из различных элементов данных потоков «конденсируются» или «кристаллизуются» символы.
Явления синхронии, наоборот, становятся возможными, когда равновесие этих потоков несколько смещено, но не смещено настолько, чтобы окончательно потерять связь с тем, что мы привыкли считать за настоящее мгновение. Возможны и состояния, вызванные ярко выраженным смещением темпорального рав-новесия в ту или иную сторону – то есть «ныряние» непосредственно в глубины коллективной памяти (это известный и весьма распространённый феномен), либо – своеобразный «пророческий транс», сопровож-дающийся восприятием событий будущего.
Феномены, которые характеризуются пространственным смещением или смещением вероятностного характера реальных процессов, тоже могут быть сведены к темпоральному смещению. Например, в приве-денном у Юнга эксперименте с картами можно предположить, что подопытный «подглядывает» отнюдь не в другое пространственное измерение, но в то же вневременное бессознательное, каким-то образом смещая равновесие временных слоёв в сторону будущего (или прошлого), где уже известны «правильные ответы».
Другим вариантом объяснения данных феноменов можно признать психический эквивалент эффектов, называемых в физике «квантовыми нелокальностями», но это тема другого, более широкого рассуждения, тем более что квантовую природу психики (как и любого другого информационно-энергетического объекта) трудно отрицать. На каком-то уровне сугубо психические и квантовые эффекты, безусловно, взаимно сво-димы, и уровень этот, скорее всего, таится в глубинах бессознательного. Но оснований для прогноза формы подобного сведения, как мне кажется, пока маловато.
Корнилов Егор
23.04.2010 11:27
Аспект коллективного бессознательного, направленный из будущего в настоящее и, далее в прошлое, я называю «проективно-телеологическим».
В зависимости от уровня детерминации событий мы будем «видеть» в глубинах этого потока, в самом мягком случае, неверные тени различных вариантов будущих событий, которые мягко колышутся на тёмном покрывале неведомого; при этом все эти события на данный момент существуют в вероятностном смысле, который ближе к квантово-механической вероятности, чем к вероятности «классической». При более жёст-кой детерминации мы «видим» раскинутую в сторону будущего (а, точнее – из будущего в направлении на-стоящего) событийную сеть, которая представляет собой, так сказать, матрицу грядущих событий, и в этом случае они просто не могут не произойти - иначе, наверное, разрушится ткань Вселенной. В большинстве случаев уровень детерминации событий является средним, что визуально может быть представлено как со-бытийный туннель с полупрозрачными стенками и множеством ответвлений в форме других подобных тун-нелей. Но, кроме явной или неявной детерминации будущего, эти «тени грядущего» и «событийные тунне-ли» обладают также телеологической функцией: они не только проецируют цепочки событий в будущее, но и, так сказать, «подтягивают» их к заданной цели, структурируя события по оси времени (или – по целой сети параллельных временных цепочек) наиболее оптимальным образом. Механизмы, включающие данный эффект, назовём его «эффектом самореализации цели», относятся к телеологическим механизмам. Именно поэтому аспект коллективного бессознательного, направленный в (условное) будущее, я называю проектив-но-телеологическим.
В рамках «двухпотоковой» модели коллективного бессознательного мы имеем следующую картину. Поток «из прошлого», ретроспективный поток, приносит с собою первую форму предопределенности – кау-зальную, то есть причинно-следственную. Это, скажем так, «классический» тип детерминизма. В то же вре-мя, поток «из будущего», проективно-телеологический поток, приносит иную форму предопределённости – чёткий образ цели и наличие телеологической направленности на некую конечную цель существования, ко-торую в общецивилизационном масштабе можно вслед за Тейяром де Шарденом назвать «точкой омега», а, сужая масштаб до одной человеческой личности – вслед за Юнгом назовём самостью. Это уже «футуристи-ческий» тип детерминизма - обусловленность любого человека и любого процесса его собственным будущим и будущим Вселенной, а также объективная необходимость развития, совершенствования и гармонизации, которая является одним из «информационных зёрен» описываемого потока из будущего. Остановка данного процесса означает деградацию либо распад как человека, так и любой другой сложной системы, например, человеческой цивилизации. Остановка динамики бытия, а также замораживание любой структуры, какой бы совершенной она ни была, в своей неизменности – это пагубные, деструктивные, фатальные процессы, тож-дественные смерти, вернее, более или менее медленному умиранию сложных саморазвивающихся систем.
Корнилов Егор
23.04.2010 11:29
Конечный образ цели существования саморазвивающейся системы в пределе и в идеале должен за-ключать в себе, формулировать и показывать притягательный образ данной системы, находящейся на пике своего развития. Иными словами, телеологическая цель высшего порядка вполне естественным образом сливается с образом совершенного существа (или совершенного механизма, совершенного процесса), по-строенного «на базе» уже существующей системы или организма и являющегося его дальней эволюцией. Применительно к человеческой психике телеологической целью высшего порядка являются различные фор-мы представления о божественности, которая представляет собою абсолютный аспект самости, понимаемый одновременно и как образ, вернее, система образов, и как комплексное парадоксальное состояние.
Но, кроме телеологических целей высшего порядка, которые скорее следует признать универсальными для всех подобных систем и организмов, и потому детерминированными самим фактом существования, при-родой вещей – кроме таких вот абсолютных целей существуют ещё и относительные. В относительных те-леологических целях проявлена индивидуальность; применительно к человеческой психике элементами от-носительной телеологии являются индивидуальные аспекты самости. В работах Юнга в феномене самости напрямую не выделяется индивидуальная и абсолютная составляющие, однако в неявном виде подобное де-ление присутствует. Парадоксальная структура самости, согласно Юнгу, содержит одновременно и транс-цендентный, и личностный компонент, что соответствует абсолютным и индивидуальным аспектам самости. Юнг пытался представить самость как парадоксальную целостность, и именно поэтому не заострял внима-ние на процессе дробления единого феномена на аспекты. Мы же заинтересованы в анализе природы дви-жущих сил, заключенных в разнообразных образах совершенства, ибо именно эти силы раскручивают меха-низм телеологической настройки на трансцендентные ценности. Отсюда следует, что предложенное нами деление самости вполне обоснованно – с учётом, конечно же, не жёстко антиномического, статического, но динамически-диалектического характера каждой из полученных понятийных диад.
Итак, в каждой системе и в каждом организме в качестве подэлементов телеологического базиса, кро-ме абсолютного, трансцендентного образа совершенства, как наиболее общей его модели, присутствует и относительные, индивидуальные образы, соответствующие природе данной конкретной системы или орга-низма. Механизмом для определения, кристаллизации образа индивидуального совершенства, так же, как и механизмом его последующей реализации, является феномен выбора. Только система или организм, способ-ные совершать выбор, способны к саморазвитию в соответствии с телеологическим процессом, нацеленным на определенную модель совершенства.
Корнилов Егор
23.04.2010 11:31
Казалось бы, феномен выбора противоречит детерминированному характеру телеологического процес-са - потока «из будущего», который «подтягивает» настоящее к уже имеющемуся будущему. Однако на деле противоречия нет, как нет и удушающего фатализма, коим на первый взгляд веет от идеи о влиянии будуще-го на настоящее. Противоречие разрешается тем, что в каждом акте выбора происходит, по сути, осознанная фиксация одного из множества потоков, струящихся из будущего, в качестве будущего реального, а не веро-ятностного. Одна из веток размытого событийного лабиринта, тянущего настоящее в будущее, становится значительно более вероятной, чем другие, и «проявляется» в реальности на всей своей протяжённости, пре-образуя лабиринт в подобие туннеля. Трудно не отметить, что подобным же образом в каждом акте кванто-вого измерения «фиксируется» волна вероятностей (происходит коллапс волновой функции). Как измерение переводит размытую волновую картину в «классическую» (материальную) реальность, так личностный вы-бор фиксирует формы бытия из океана непроявленных вариантов.
К какому типу совершенного существа стремиться и как к этому состоянию идти – этот выбор вполне в руках каждого конкретного человека; но сама необходимость совершенствования, сам факт стремления к самости в той или иной её форме - «в здравом уме и твёрдой памяти» отменён быть не может. Человек обре-чен на развитие и совершенствование, ибо содержит в глубинах коллективной психики архетипы самости, которые рано или поздно прорываются в сознание и актуализируют телеологический базис, включая тем са-мым процесс индивидуации; в противном случае эта тенденция, будучи загнанной в угол или искаженной, приводит человека к деградации и распаду.
То же самое верно и для человеческой цивилизации: мы можем выбирать пути нашего развития, но ос-тановиться в развитии не можем. Скользить по горизонтали на долгом временном промежутке невозможно: либо система упорно полезет вверх, либо – покатится вниз. Таково следствие динамического и неравновес-ного характера рассматриваемой нами системы, такова диалектическая природа бытия в целом.
Корнилов Егор
23.04.2010 11:34
При рассмотрении данного вопроса в приложении к человеческой цивилизации следует отметить, что динамика и закономерности развития процессов в данном случае будут схожи с процессами человеческой психики. Такое соотнесение вполне корректно, но вместо самости позицию предела стремлений занимает та или другая форма «точки омега» (по Тейяру де Шардену).
Характер этой «точки» не кажется мне столь уж определенным; в вопросе о предпочитаемой форме «коллективной божественности» человечества в целом наиболее оптимистичным, но и наиболее верным, как мне кажется, является суждение, что мы имеем определенную свободу выбора, или, выражаясь словами Ста-нислава Лема, «свободу цивилизационного маневра». Если соотнести этот процесс с процессом достижения самости – то как человеческая цивилизация, так и конкретный человек имеют достаточную свободу в про-цессе формирования своей индивидуальности, что, однако, не вычёркивает их из списка законопослушных субъектов Вселенной и не снимает пут относительного детерминизма, то есть не снимает объективной необ-ходимости в процессах индивидуации и стремления к «точке омега».
Карижинский Вячеслав-2
23.04.2010 14:07
Очень интересно, Егор! Благодарю за статью.

О синхронистичности читал также у Зеланда, и притом, что к последнему можно относиться по-разному, мне кажется, что как раз-таки в его модели пространства вариантов наиболее просто и наглядно иллюстрируется именно реализация свободы выбора, "нацеленного на определённую модель".

Вообще, тема очень обширная: здесь неплохо было бы помянуть и геометрию Лобачевского, и квантовую физику с отрицательными временами, и ещё очень-очень многое.
Корнилов Егор
23.04.2010 15:46
Да, у Зеланда неплохая идея с пространством вариантов, проблема только в том, что он пегегибает палку и представляет её как очередную панацею и "жезл могущества". Именно здесь он теряет всякую реалистичность вместе с умными и осторожными читателями.
Лично я воспринимаю идеи Зеланда как то, что в принципе может работать (в далёком приближении), но вот именно так, как у него написано, работать не должно. Ибо имеет место, скажем так, "профанация сакрального" - в виде излишне упрощённой и прикладной методики.
Кстати, более научное объяснение, почему "зеландизм" в принципе может иметь место в реальности, имеется у Михаила Менского. Это российский квантовый физик (Зеланд тоже имеел отношение к физике) - а на самом деле какой-то скрытый буддист. В его интерпретации квантовой механики причиной коллапса волновой функции является выбор осознающего разума, и вся наша классическая реальность фиксируется из волнового бульона исключительно силами разума. Такой вот научный солипсизм :)
Так что, если принимать во внимание квантовую физику, я бы сюда приплёл её скорее в интерпретации Менского (которую я, кажется, разделяю - процентов на 90).
Просто мостики междисциплинарные мне пока кажутся слишком зыбкими, чтобы по ним ходить. Я пока рассуждаю сугубо о психических проявлениях и о том, на что они влияют непосредственно.
Карижинский Вячеслав-2
24.04.2010 03:43
Да, Вы правы, мостики эти весьма ненадёжны, поскольку наука только начала развиваться в этом направлении. Многое не подтверждено экспериментально и т.д. Надо будет поискать Менского - это в любом случае очень интересно. ))

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
ЭРА - Издательство Эвелины Ракитской

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2013
php+sql dAb 2003-2005
Техническая поддержка -
пишите_в_теме_rifma-help