логин пароль (?) регистрация


СТИХИ
О ВОЙНЕ
1941-1945
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
10 СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ МАССАМИ
Влад Пеньков на конкурсе *Заблудившийся трамвай* - 2020
Умер Влад Пеньков
Умер Влад Пеньков
Повесть, написанная на карантине
Все поэтические сайты – по образцу и подобию…
Помогите Оле Шишковой
А судьи кто?
Vlll Международный литературный Тютчевский конкурс *Мыслящий тростник - 2020*
Ушёл из жизни Игорь Чурдалёв...
Уровень языка на сайте рифма.ру
Пародия n°8
Пародия n°7
Пародия n°6
Пародия n°4 и n°5
Пародия n°2
Пародия n°3
Вчера умер Андрей Федосеев...
НЕПРОШЕНЫЙ КРИТИК
Из архивов Радио Африка
С Пасхой (наступающей не по дням, а по часам)
ПОЗДРАВЛЯЮ Ольгу Шишкову!!!
X литературная премия имени Марины Цветаевой.
Сплин
Пародия n°1
Vlll Международный поэтический конкурс *45-й калибр*
Фашизм, нацизм и русские эрудиты
Знания, образование и эрудиция
IV Международный литературный конкурс им. Гавриила Каменева *Хижицы*.
Умер Леонид Лейбович

Новые отзывы БЛОГОВ:
Улыбина Юлия 21:02
Улыбина Юлия 19:24
Ларин Андрей 14:55
Велисевич Надежда 20:10
Островский Семён 18:42
Бочаров Дмитрий В. 13:26
Антонов Геннадий 00:19
Ломкин Роман 10:34
Стрелец Вик 16:47
Зорингер Генрих 00:23


Карпенко Александр
Прекрасная Дама как Смерть в стихотворении Блока НЕЗНАКОМКА 13.01.2010 18:33

НЕЗНАКОМКА

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906, Озерки


Распечатывая для чтения на одном из поэтических вечеров знаменитое стихотворение Блока "Незнакомка", я обратил внимание на одну интересную деталь, прежде мною не замеченную: в стихотворении есть "скрытый" период. "И каждый вечер…". Честно говоря, я всегда думал, что рассказывая нам о видении чуда, поэт говорит о нём как о единичном явлении. Поскольку чудесное не может повторяться! Иначе оно рискует лишиться своего ореола! У меня есть все основания предполагать, что "Незнакомка" Блока прочитана неверно. Какой только бред не писали исследователи об этом стихотворении!

"Незнакомка" имела небывалый успех. Людям казалось, что поэт рассказывает о своём зазеркалье, о том, что неподвластно воображению обычного человека, даже в состоянии сильного подпития. Но сам Блок позже объяснял свой шедевр иначе. В статье "О современном состоянии русского символизма" он пишет: "Незнакомка. Это не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового… Если бы я писал картину, я бы изобразил переживания этого момента так: в лиловом сумраке необъятного мира качается огромный белый катафалк, а на нем лежит мёртвая кукла с лицом, смутно напоминающим то, которое сквозило среди небесных роз". Такое вот авторское развенчание чёрной магии романтизма.

Есть все основания предполагать, что Прекрасная Дама и Смерть в творчестве Блока - одно и то же лицо. Сам Блок, когда начинал писать свой цикл о прекрасной даме, возможно, ещё этого не знал. Стихи Блока удивительны тем, что его мистические образы имеют глубоко реалистический подтекст. Хотя он и писал позже о том, что "изжил" символизм и связанное и ним декадентство, он выдавал желаемое за действительное. А, может быть, просто отпочковывался от своих бывших друзей, соратников и предшественников по этому литературному течению. В действительности, даже поздние "Двенадцать", на мой взгляд, представляют собой глубоко символистическое произведение. Просто, как говорят в Одессе, есть символизм и символизм. От одного он отпочковался, другому оставался верен до конца своих дней.

Мистика, на мой взгляд, заключена в самой судьбе поэта: Блок, один из самых красивых мужчин за всю историю русской поэзии, был не очень счастлив в любви. Но именно такая жена, как Люба, вкупе с жертвенным стоицизмом и фатализмом Блока, и могла сделать его великим русским поэтом. По этому поводу вспоминается история с Ксантиппой и Сократом. Будь Сократ счастлив с Ксантиппой, он не стал бы величайшим философом. Хотя сам Блок тоже был в этом смысле хорош. Не каждая дама вынесет то, что в ней любят не её саму, а её эманацию, некий навеянный ею отвлечённый образ идеальной женщины! Однако что-то мне подсказывает, что дело было не в Любе и вообще не в женщинах. Поэт, ищущий в жизни страдания, всегда их найдёт. Потому как жизнь испещрена и напичкана этими самыми страданиями. Блок находил в страданиях квинтэссенцию жизни и почти бессознательно к ним стремился, с самого раннего возраста.

Карпенко Александр
13.01.2010 18:35
До меня не сразу дошло, почему рефрен "…и каждый вечер…" так меня потряс и озадачил. Когда "каждый вечер", не может быть "незнакомка". За много вечеров можно женщину разглядеть, и, если не познакомиться, то хотя бы наречь её каким-нибудь прозвищем, чтобы не говорить "незнакомка". То есть на второй вечер это уже совсем не "незнакомка", а "та самая женщина, что приходила вчера". Тем более что герою даже удалось заглянуть ей за вуаль и что-то там увидеть… Но проблема в том, что блоковская Незнакомка - не совсем женщина, или, я бы даже уточнил, совсем не женщина. Как писал впоследствии сам поэт, "это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового". Блок был истинным символистом. Он создал "мерцающий" символ между жизнью и смертью, и не совсем понятно, где кончается одно и начинается другое. "В лиловом сумраке необъятного мира качается огромный белый катафалк, а на нем лежит мёртвая кукла с лицом, смутно напоминающим то, которое сквозило среди небесных роз", писал сам поэт. "Папа, а смерть - она живая или мёртвая?" - как-то спросила у меня маленькая дочь Полина. Говорят, что умирание человека, в метафорическом смысле, начинается прямо с его рождения. Я не знаю, что такое произошло с Александром Блоком, но по его стихам у меня складывается ощущение, что умирать он начал с 20-25 лет. Это какой-то утончённый садомазохизм, медленное, по капельке, самоубийство.

Для понимания подлинного облика Блока важно понимать, что он не развивался, подобно некоторым его младшим современникам, "от сложного - к простому" или, наоборот, "от простого - к сложному". Поэт явился в этот мир с уже готовым опытом и даже уставшим от жизни. Вот что пишет девятнадцатилетний Блок:

DOLOR ANTE LUCEM*

Каждый вечер, лишь только погаснет заря,
Я прощаюсь, желанием смерти горя,
И опять, на рассвете холодного дня,
Жизнь охватит меня и измучит меня!

3 декабря 1899

Жизнь, по большей части, не радует, а мучает поэта, и эта мысль проходит красной нитью сквозь многие стихотворения. Выяснить истинные причины этого душевного состояния великого поэта мне, будучи человеком совершенно иного склада ума, достаточно сложно. Возможно, поэт слишком заигрался с так называемым "тонким" миром. Возможно, Блок просто жил по принципу "чем хуже, тем лучше". Ведь это он однажды воскликнул устами своего героя: "радость - страданье одно!" О жизни Блока написано много псевдокритики. В советское время Блока-мистика как-то надо было выставить реалистом. Но и в новейшее время исследователи творчества Блока порой говорят такое, что уши вянут! Когда герой "Незнакомки" по дороге в ресторан встречает катающихся на лодках людей и брезгливо от них отворачивается, пишут, что таким образом поэт-романтик протестует против мещанского быта(!). Ничего себе мещанский быт! Да любая девушка романтично мечтают о дне, когда возлюбленный покатает её на лодке! Надо ещё не забывать, что Санкт-Петербург - один из красивейших городов мира. И надо очень постараться, чтобы Питерские каналы, напоминающие Венецию, обозвать "канавами". Но всё очень легко объясняется эффектом "дежа вю", каждый день преследовавшим поэта.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

10 октября 1912


Эти строки он напишет спустя шесть лет. Но фактически они присутствуют уже в "Незнакомке:

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
… И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушён.
… И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Вне всякого сомнения, поэта раздражает именно повторяемость мира. И, может быть, поэтому он и принял Октябрьскую революцию, и воспел её: она была переменой и уходом от дежа вю. Он и смерть, наверное, кликал как новое, ещё не изведанное путешествие!

То, что прекрасная дама Блока, незнакомка и смерть - одного поля ягоды, понимали ещё наиболее проницательные из современников поэта. Так, например, "король" русских поэтов Игорь Северянин в своей эпиграмме на Блока написал: "Когда же смерть явила свой оскал, он сразу понял - Незнакомка". Не скрывал этого и сам поэт, несколько раз недвусмысленно отозвавшись о своём творении.

Писать о Блоке сложно ещё и потому, что в нём в одном флаконе умещались мистик, реалист и символист, причёт всё это у него очень тесно переплетено в одно целое, в монолитную, нерасщепляемую глыбу. "Мистический реалист" - так можно сказать об Александре Блоке.

"Символист уже изначала теург, т.-е. обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою".
"…океан - моё сердце, всё в нем равно волшебно: я не различаю жизни, сна и смерти, этого мира и иных миров (мгновенье, остановись!). Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством". Александр Блок.


*Dolor ante lucem — Предрассветная тоска (лат.)
Чеботарева Людмила
13.01.2010 19:25
Саша, здорово! Очень интересное исследование. Вы, как никто, умеете ЧИТАТЬ стихи.
Карпенко Александр
13.01.2010 19:34
Спасибо, Люче! Я научился этому, вычитывая "до дыр" стихи любимой женщины:)) Это было давно-о-о-о:) Пытался по стихам понять, что с ней происходит в реальной жизни, поскольку стихи для поэта - зеркало души. Поэт может "закодировать" в стихах интимные события своей жизни, но он никогда не врёт, и в этом - ключ к пониманию. Даже играя словами, поэт не врёт:)
Владыкин Андрей
14.01.2010 09:13
И мне понравилось. Весьма!

Спасибо
Карпенко Александр
14.01.2010 16:57
Спасибо, Саня!

Лена, Даниил Андреев писал итоговый обзор русской культуры, глядя из своего далёка в Небесной России. Но, если вырвать словосочетание "падение вестника" из авторского контекста, оно звучит, на мой взгляд, достаточно странно. Что же получается? Он летел к свету, но низвергся в тьму? Но в биографии Блока мы не найдём этих взлётов и падений. Света и тьмы в нём было примерно поровну. "Он весь - дитя добра и света, он весь - свободы торжество". То есть, с человеческой точки зрения, он не сделал в жизни ничего дурного. Или почти ничего. А результат, по Андрееву, плачевен. Но это уже взгляд из другого измерения.

Спасибо, Надежда и Андрей!
Каратов Сергей
14.01.2010 20:44
Саша, с большим интересом познакомился с твоим исследованием. Достойный труд! Столько неожиданных особенностей в характере Блока выявилось! Действительно, мы его приняли однобоко. Спасибо за интеллектуальный подарок!
Богатова Наталья
15.01.2010 09:31
Саша! Благословенна будь та девушка, что сподвигла тебя научиться «вычитывать до дыр» собеседника, живого ли, литературного. (За эту пристальность зрения женщины всех веков падали к ногам поэтов :)). Интересно ты написал о Блоке. Тщательно, зыбко и осторожно. Побуждая к размышлениям.

Кроме авторской параллели Незнакомки со Смертью, я бы еще припомнила Цаплю…:
«...Блок живет отшельником. Рано встает. Запирается в кабинете. Его покой тщательно оберегается. Если звонит телефон, подходит жена или прислуга: Александр Александрович уехал... Александр Александрович болен... Чтобы добиться Блока, надо вести долгие сложные переговоры, часто остающиеся
бесплодными: болен... уехал...
Блок не болен и не уехал. Должно быть, он занят какой-нибудь срочной работой. Не всегда. По большей части, он сидит, заложив руки за спину, и смотрит в одну точку. Так он может сидеть час, два, три, целый день. В окнах - лицейский сад, крыши, трубы, купола. На столе - начатая бутылка елисеевского "Нюи". В квартире тишина. Блок смотрит в одну точку. Иногда в счастливый день из обоев и мебели,из окна с лицейским садом, из стола с бумагами и бутылкой "Нюи" сгущается какое-то облако. Понемногу это облако превращается в сероватый светящийся грот. Вдруг зазвенит чей-нибудь назойливый звонок -- тогда все пропало. Но кругом тишина. И в средине грота начинает вырисовываться фигура цапли. Она стоит неподвижно на одной ноге. Цапля - стеклянная, она тускло светится. Понемногу этот тусклый свет делается ярче, разгорается, переходит в сияние. Хрустальная сияющая цапля стоит в центре голубого грота перед остановившимся, неподвижным взором Блока. Его глаза неподвижно уставлены в это странное видение, губы начинают шевелиться, повторяя первые слова
зарождающихся стихов. Покуда Блок не увидит свою цаплю - стихи не выйдут.
- Мне так хотелось писать сегодня, - говорит он. - Я был уверен, что она появится. И так досадно -- сидел, ждал -- ничего.»

А «каждый вечер в час назначенный», насколько помню, другой интерьер, другие напитки, иные ожидания в его качаются мозгу. Другое ожидаемое видение… А Цапля – Смерть? "Поэта раздражает именно повторяемость мира", говоришь? Блок устал от размеренности жизни? Но каких перемен он хотел? Любых? А мы сами? никаких?...

"Чтобы стать поэтом, надо как можно сильнее раскачнуться на качелях жизни..."

Удивительно – побудительной причиной для написания первых стихов очень многих современных поэтов явилось прочтение стихов Блока. :))
Ларин Андрей
15.01.2010 10:45
Александр, там не только "Каждый вечер..." причем три раза - непонятно как Вы раньше этого не заметили, там еще и "..в час назначенный"(с), как раз о Незнакомке.

У меня создалось впечатление, что конкретное произведение "Незнакомка" исследовано недостаточно глубоко даже с точки зрения наличия Прекрасной дамы, ака Смерти.

ЭлЭй
Карпенко Александр
15.01.2010 12:06
Сергей, рад видеть тебя у себя в гостях!:)

Наташа, ты понимаешь, несмотря на массу свидетельств очевидцев, жизнь любого поэта полна тайн и загадок. И то, что мы - другие, отнюдь не помогает нам понять другого человека. Вот, например, слабый алкоголь Блоку помогал медитировать, а мне, например, мешает:))

Андрей, а Вы сами возьмите - и напишите лучше. А то на словах - все орлы... А как дойдёт до дела...
Ларин Андрей
15.01.2010 12:17
Александр, причем тут я? Вы же взяли на себя труд анализировать текст, а наше читательсткое дело - высказать свое мнение об этом анализе - вот я и высказываю. Разве не для этого Вы опубликовали сей текст в своем блоге?
ЭлЭй
Карпенко Александр
15.01.2010 12:28
Спасибо, Андрей, что изволили высказаться. Весьма польщён!:) Большой привет от меня Татьяне (Лариной).
Людвиг Анна
15.01.2010 13:08
Александр, действительно очень интересно! Блок - один из самых любимых поэтов, в частности " Незнакомка" и " Я не люблю пустого словаря..." , но такая трактовка мне никогда не приходила в голову почему-то...
Спасибо огромное за информацию к размышлениям ;)

Карпенко Александр
15.01.2010 16:47
Спасибо, Анна! Собственно, я всегда пишу малую прозу в несколько провокационном ключе - именно для того, чтобы "разбудить" мысли читателей. А Блок... ему подчас удавалось невероятное - повенчать депрессию... с величайшим подъёмом духа!
Карпенко Александр
17.01.2010 00:55
А тут, Виталий, вообще ничего не нужно говорить или комментировать! Это одно из бесспорно гениальных стихотворений у Блока.
Малинина Наталья
18.01.2010 12:57
Нуу, что касается характера Блока, то он в полной гармонии с его красотой, какой-то нездешней.
И ещё мне кажется, действительно, что будь у Блока женой "душечка" - не было бы и "Незнакомки" в том числе...
Спасибо, Саша, только об этом Смерть=Незнакомка уже говорили и писали, анализируя творчество Блока.
Кажется, Соловьёв.
Я читала об этом в читалке МГУ-шной и балдела...
Карпенко Александр
18.01.2010 15:51
А я и не говорю, что я - первый. Хотя я впервые написал об этом ещё в 1986 году. То есть я живу с этой мыслью уже 24 года. Но это ведь только "шапка" эссе, а само оно - о блоковском чувстве безысходности, не покидавшем поэта. Кстати, для меня ещё интересна тема "падения" Блока. Даниил Андреев против Георгия Иванова.
Малинина Наталья
21.01.2010 02:50
Саша, а вообще классно. Спасибо тебе.Ты пишешь НЕСКУЧНО. На твоих эссе отдыхаешь и "познаваешь" одновременно.Это -редкое качество.
А можно по заявке? Я тебе в приватке напишу, аха?
Василой Адела
21.01.2010 22:13
Интересно... мне тоже понравилось! Спасибо!

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Рифма.TV

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help