логин пароль (?) регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Всероссийский творческий конкурс *Дороги фронтовые - узелки на память*
О плесени и любви
Я - за справедливость
Всероссийский ежегодный литературный конкурс *Герои Великой Победы- 2020*
Сперматозоид и яйцеклетка
Геморрой совершенствует душу
ЦИРКУЛЬ @kstv77
10-й Международный Грушинский интернет-конкурс. Положение о конкурсе 2019-2020.
НЕПОКОРНОСТЬ
Три Товарища
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО

Новые отзывы БЛОГОВ:
Дорогая редакция 03:03
Дорогая редакция 02:55
Алисов Владимир 00:44
Тищенко Михаил 21:18
Тищенко Михаил 21:11
Алисов Владимир 14:48
Гридин Сергей 13:38
Гридин Сергей 13:13
Алисов Владимир 11:32
Дорогая редакция 15:40


Зайцева Светлана
Эти одинокие великие (1 часть) 14.12.2009 11:12

Одиночество... Кому их нас не знакомо это тягостное, тяжелое чувство? Прожить жизнь, ни разу не ощутив себя одиноким, невозможно. И с этим нам придется смириться...
И всё-таки: а не является ли одиночество тем самым "топливом", которое необходимо для творчества, в частности для стихов?
Что толкает нас к чистому листу бумаги? Честолюбие? Не будем кривить душою, отчасти да. Желание высказаться, заявить о себе? Не без этого. Но часто это и необходимость уйти от гнетущего чувства непонятости, отверженности в свой мир, который чище, ярче, безопаснее. Где ты - хозяин, а не гость.
А что же великие? Неужели им жилось легче?
В том-то и дело, что нет.
Кого-то этот факт разочарует, кого-то,наоборот, заинтересует.
Вот с теми, кому интересно, как справлялись со своим одиночеством те, кто давно и прочно стоит на своем пьедестале, я и хочу сегодня поговорить.
В таком случае нам не обойтись без примеров (а цитировать я как всегда буду тех авторов, которые, во-первых, интересны и близки мне и, во-вторых, наверняка знакомы вам).
Кто из нас не знает Бориса Пастернака?
Вот строки из его стихотворения "Гамлет", которые для большинства из нас стали хрестоматийными:

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.

...Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.

Я намеренно пропустила несколько четверостиший, чтобы сконцентрироваться на главном.
Для начала несколько "простых" вопросов.
Во-первых, где именно происходит действие? На подмостках (то есть во время театрального действа). Это и не удивительно: герой - действующее лицо классической пьесы, это - его традиционное "место обитания".
Значит, одиночество (обратим внимание на очень важные, ключевые слова "я один") в данном случае не более чем костюм с театральными кружевами, который можно в любой момент снять?
Не тут-то было. Ключ к разгадке образа - последняя строка: "Жизнь прожить...". Здесь Пастернак снимает с себя все маски, отстраняет от себя всю пыльную бутафорию и прямо признается: "Да, это именно жизнь, а не театральная сцена". Жизнь, где "всё тонет в фарисействе". Безрадостная картина, не правда ли?
Но, может быть, у других всё не так безнадежно?
Вот Владимир Высоцкий. Цитирую его постоянно, потому что нахожу у него много такого, что очень похоже на мою нынешнюю систему взглядов на окружающую действительность.
Песня "Охота с вертолетов". Ее тоже несомненно можно уже отнести к разряду современной классики.
Помните?

Те, кто жив, затаились на том берегу.
Что могу я один? Ничего не могу.
Отказали глаза, притупилось чутье.
Где вы, волки, былое лесное зверье?

Вы наверняка заметили, что и здесь мелькнули два слова, которые мы уже видели у Пастернака: "я один". И если Пастернак заканчивает свой поэтический текст поговоркой (то есть народной мудростью, в которой еще проглядывает надежда, пусть и слабая), то Высоцкий честен и со слушателями и прежде всего с самим собой: он НИЧЕГО не может.
Не будем забывать: песня написана от имени волка, затравленного зверя, на которого устроена облава. Это уже не бледный Гамлет в лучах театральной рампы, а хищник, дикий зверь. На него идет охота. Здесь уже в ход идут не бутафорские шпаги, а клыки и ружья. Здесь всё - смертельно. И времени - предельно мало (гораздо меньше, чем у пастернаковского персонажа).
Пастернак - человек, Высоцкий - зверь.
У Пастернака - кулисы, у Высоцкого: лес, берег реки.
На Пастернака смотрят зрители (кто с любопытством, кто равнодушно), за Высоцким неотступно следят безжалостные, зоркие глаза охотников.
Есть разница?
"Декорации" изменились, но не изменилась суть: борьба, конец которой, как это ни печально, предрешен.
А теперь сравните свои ощущения с моими: кому мы больше сочувствуем? Кому сопереживаем?
Оставляю этот вопрос без ответа. Пусть каждый ответит на него сам.
А вот Есенин. Его разговор с черным человеком тоже многим из нас известен. Это на мой взгляд одно из самых трагичных и самых сильных произведений Есенина.
Кто-то видит в черном человеке представителя "царства теней", кто-то самого прародителя зла, кто-то - половину больной, истерзанной части души самого Есенина. Не в этом суть. Вспомним, чем заканчивается разговор с тем, у кого по меткому выражению Есенина глаза "покрываются голубою блевотой":

Я взбешен, разъярен и летит моя трость
Прямо к морде его, в переносицу...

Страшно.
(Кому-то, кто с такими чувствами на свое счастье не сталкивался, вероятно, даже немного смешно).
Ну всё, кажется, убил, освободился. И что же?

Месяц умер. Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь? Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою. Никого со мной нет.
Я один. И разбитое зеркало...

Здесь уже не подмостки, даже не жутковатый лес, наполненный тенями и призраками.
Здесь - разбитое зеркало (вспомним, очень нехорошая примета). Что же произошло? Пытался уничтожить самого себя - и не смог. И снова: одиночество, пустота. Утро, начинается новый день, а жить дальше нет ни желания, ни сил...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:)

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Новосибирский поэтический портал

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help