логин пароль (?) регистрация


СТИХИ
О ВОЙНЕ
1941-1945
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
ИЩЕМ РЕДАКТОРА
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Умер Влад Пеньков
Умер Влад Пеньков
Повесть, написанная на карантине
Все поэтические сайты – по образцу и подобию…
Помогите Оле Шишковой
А судьи кто?
Vlll Международный литературный Тютчевский конкурс *Мыслящий тростник - 2020*
Ушёл из жизни Игорь Чурдалёв...
Уровень языка на сайте рифма.ру
Пародия n°8
Пародия n°7
Пародия n°6
Пародия n°4 и n°5
Пародия n°2
Пародия n°3
Вчера умер Андрей Федосеев...
НЕПРОШЕНЫЙ КРИТИК
Из архивов Радио Африка
С Пасхой (наступающей не по дням, а по часам)
ПОЗДРАВЛЯЮ Ольгу Шишкову!!!
X литературная премия имени Марины Цветаевой.
Сплин
Пародия n°1
Vlll Международный поэтический конкурс *45-й калибр*
Юнна Мориц — Письмо с фронта
Фашизм, нацизм и русские эрудиты
Знания, образование и эрудиция
IV Международный литературный конкурс им. Гавриила Каменева *Хижицы*.
Умер Леонид Лейбович
Три вопроса

Новые отзывы БЛОГОВ:
Антонов Геннадий 00:19
Ломкин Роман 10:34
Стрелец Вик 16:47
Зорингер Генрих 00:23
Зорингер Генрих 00:22
Дадашев Борис 20:33
Дадашев Борис 20:32
Процкая Наталия 00:54
Процкая Наталия 21:47
Ахадов Эльдар 05:35


Зайцева Светлана
Эти одинокие великие (1 часть) 14.12.2009 11:12

Одиночество... Кому их нас не знакомо это тягостное, тяжелое чувство? Прожить жизнь, ни разу не ощутив себя одиноким, невозможно. И с этим нам придется смириться...
И всё-таки: а не является ли одиночество тем самым "топливом", которое необходимо для творчества, в частности для стихов?
Что толкает нас к чистому листу бумаги? Честолюбие? Не будем кривить душою, отчасти да. Желание высказаться, заявить о себе? Не без этого. Но часто это и необходимость уйти от гнетущего чувства непонятости, отверженности в свой мир, который чище, ярче, безопаснее. Где ты - хозяин, а не гость.
А что же великие? Неужели им жилось легче?
В том-то и дело, что нет.
Кого-то этот факт разочарует, кого-то,наоборот, заинтересует.
Вот с теми, кому интересно, как справлялись со своим одиночеством те, кто давно и прочно стоит на своем пьедестале, я и хочу сегодня поговорить.
В таком случае нам не обойтись без примеров (а цитировать я как всегда буду тех авторов, которые, во-первых, интересны и близки мне и, во-вторых, наверняка знакомы вам).
Кто из нас не знает Бориса Пастернака?
Вот строки из его стихотворения "Гамлет", которые для большинства из нас стали хрестоматийными:

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.

...Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.

Я намеренно пропустила несколько четверостиший, чтобы сконцентрироваться на главном.
Для начала несколько "простых" вопросов.
Во-первых, где именно происходит действие? На подмостках (то есть во время театрального действа). Это и не удивительно: герой - действующее лицо классической пьесы, это - его традиционное "место обитания".
Значит, одиночество (обратим внимание на очень важные, ключевые слова "я один") в данном случае не более чем костюм с театральными кружевами, который можно в любой момент снять?
Не тут-то было. Ключ к разгадке образа - последняя строка: "Жизнь прожить...". Здесь Пастернак снимает с себя все маски, отстраняет от себя всю пыльную бутафорию и прямо признается: "Да, это именно жизнь, а не театральная сцена". Жизнь, где "всё тонет в фарисействе". Безрадостная картина, не правда ли?
Но, может быть, у других всё не так безнадежно?
Вот Владимир Высоцкий. Цитирую его постоянно, потому что нахожу у него много такого, что очень похоже на мою нынешнюю систему взглядов на окружающую действительность.
Песня "Охота с вертолетов". Ее тоже несомненно можно уже отнести к разряду современной классики.
Помните?

Те, кто жив, затаились на том берегу.
Что могу я один? Ничего не могу.
Отказали глаза, притупилось чутье.
Где вы, волки, былое лесное зверье?

Вы наверняка заметили, что и здесь мелькнули два слова, которые мы уже видели у Пастернака: "я один". И если Пастернак заканчивает свой поэтический текст поговоркой (то есть народной мудростью, в которой еще проглядывает надежда, пусть и слабая), то Высоцкий честен и со слушателями и прежде всего с самим собой: он НИЧЕГО не может.
Не будем забывать: песня написана от имени волка, затравленного зверя, на которого устроена облава. Это уже не бледный Гамлет в лучах театральной рампы, а хищник, дикий зверь. На него идет охота. Здесь уже в ход идут не бутафорские шпаги, а клыки и ружья. Здесь всё - смертельно. И времени - предельно мало (гораздо меньше, чем у пастернаковского персонажа).
Пастернак - человек, Высоцкий - зверь.
У Пастернака - кулисы, у Высоцкого: лес, берег реки.
На Пастернака смотрят зрители (кто с любопытством, кто равнодушно), за Высоцким неотступно следят безжалостные, зоркие глаза охотников.
Есть разница?
"Декорации" изменились, но не изменилась суть: борьба, конец которой, как это ни печально, предрешен.
А теперь сравните свои ощущения с моими: кому мы больше сочувствуем? Кому сопереживаем?
Оставляю этот вопрос без ответа. Пусть каждый ответит на него сам.
А вот Есенин. Его разговор с черным человеком тоже многим из нас известен. Это на мой взгляд одно из самых трагичных и самых сильных произведений Есенина.
Кто-то видит в черном человеке представителя "царства теней", кто-то самого прародителя зла, кто-то - половину больной, истерзанной части души самого Есенина. Не в этом суть. Вспомним, чем заканчивается разговор с тем, у кого по меткому выражению Есенина глаза "покрываются голубою блевотой":

Я взбешен, разъярен и летит моя трость
Прямо к морде его, в переносицу...

Страшно.
(Кому-то, кто с такими чувствами на свое счастье не сталкивался, вероятно, даже немного смешно).
Ну всё, кажется, убил, освободился. И что же?

Месяц умер. Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь? Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою. Никого со мной нет.
Я один. И разбитое зеркало...

Здесь уже не подмостки, даже не жутковатый лес, наполненный тенями и призраками.
Здесь - разбитое зеркало (вспомним, очень нехорошая примета). Что же произошло? Пытался уничтожить самого себя - и не смог. И снова: одиночество, пустота. Утро, начинается новый день, а жить дальше нет ни желания, ни сил...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:)

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
«Хижицы» - литературный конкурс им. Гавриила Каменева

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help