логин пароль (?) регистрация


СТИХИ
О ВОЙНЕ
1941-1945
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
ИЩЕМ РЕДАКТОРА
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Умер Влад Пеньков
Умер Влад Пеньков
Повесть, написанная на карантине
Все поэтические сайты – по образцу и подобию…
Помогите Оле Шишковой
А судьи кто?
Vlll Международный литературный Тютчевский конкурс *Мыслящий тростник - 2020*
Ушёл из жизни Игорь Чурдалёв...
Уровень языка на сайте рифма.ру
Пародия n°8
Пародия n°7
Пародия n°6
Пародия n°4 и n°5
Пародия n°2
Пародия n°3
Вчера умер Андрей Федосеев...
НЕПРОШЕНЫЙ КРИТИК
Из архивов Радио Африка
С Пасхой (наступающей не по дням, а по часам)
ПОЗДРАВЛЯЮ Ольгу Шишкову!!!
X литературная премия имени Марины Цветаевой.
Сплин
Пародия n°1
Vlll Международный поэтический конкурс *45-й калибр*
Юнна Мориц — Письмо с фронта
Фашизм, нацизм и русские эрудиты
Знания, образование и эрудиция
IV Международный литературный конкурс им. Гавриила Каменева *Хижицы*.
Умер Леонид Лейбович
Три вопроса

Новые отзывы БЛОГОВ:
Антонов Геннадий 00:19
Ломкин Роман 10:34
Стрелец Вик 16:47
Зорингер Генрих 00:23
Зорингер Генрих 00:22
Дадашев Борис 20:33
Дадашев Борис 20:32
Процкая Наталия 00:54
Процкая Наталия 21:47
Ахадов Эльдар 05:35


Зайцева Светлана
Две колдуньи и один поэт (2 часть) 02.12.2009 15:20

Начало: см. запись от 01.12.10

...А что же Высоцкий? Промолчал, не услышал ее голоса?
Не тут то было.
Имя Марина в его стихах и песнях встречается очень часто.
"Да это другая Марина", - скажете вы и будете правы. Но лишь отчасти.
Марина Влади - французская "колдунья", светловолосая и немного надменная красавица, кумир тысяч и тысяч мужчин всех возрастов и национальностей. Кто ее не знает?
А вас не удивляет, что настоящей, большой любовью стала для Высоцкого женщина именно с таким именем?
Те, кто интересовался творчеством поэта, наверняка знают его песню "Протопи ты мне баньку".
Напомню: поет ее некто, кто судя по всему долго отсидел в местах не столь отдаленных и просит "хозяюшку" протопить ему баньку.
Вот всего лишь одно четверостишие из этой песни:

Сколько веры и лесу повалено.
Сколь изведано горя и трасс.
А на левой груди - профиль Сталина,
А на правой - Маринка анфас.

"Ну и что тут особенного? - спросите вы. Слева - портрет вождя, справа - любимой женщины. Тысячи лагерников ходят с такими татуировками".
Ой ли?
Зададимся вопросом: а в какое время происходят события в этой песне?
В Советском Союзе после развенчания культа личности? Врядли. Мало тогда нашлось бы охотников украсить свою грудь изображением вождя.
Наверняка это песня про тридцатые-сороковые. Но позвольте, как же очутилась в этом времени "Маринка"? Ведь она-то совсем из другой эпохи!
Прилетела из будущего, как фосфорическая женщина (героиня одной из пьес позднего Маяковского)?
"Художник имеет право на вымысел", - тоже вроде бы постулат, не требующий доказательств.
Однако в данном случае это не "вымысел", не "накладка", не "небрежность". Это - намеренный художественный прием.
Взаимное проникновение эпох, перетекание их друг в друга. На мой взгляд, это интересно, хотя, конечно, частенько и рисковано.
Но есть у меня и другая версия (скажу сразу, небесспорная).
"А что, если на груди этого персонажа портрет вовсе не Марины Влади, а ... Марины Цветаевой", - подумала я как-то.
Сомневаетесь? А ведь есть немало аргументов в пользу моей догадки.
Согласитесь, что в данном случае получается весьма смелый портрет эпохи: на одной стороне груди - портрет тирана, на другой - пророка.
Не знаю, как бы отнеслась Марина Цветаева к этому приему. Скорее всего, возмутилась бы, дала бы волю своей ярости. И не только из-за трагической судьбы близких ей людей.
Вот что писала она в феврале 1936-го года в одном из своих писем: "я не могущая подписать приветственный адрес великому Сталину, ибо не я его назвала великим - и если даже велик - это не мое величие..."
Нужны ли тут комментарии?
Впрочем, допускаю мысль, что Цветаева, узнав, что ее портрет "носит на груди" сам Высоцкий (а эта песня немного и автопортрет), она бы возможно с присущей ей категоричностью стала утверждать, что она (и только она!) имеет право быть изображенной на таком "живом полотне".
Зная ее характер (а я вижу ее как живую!), рискну предположить: Сталина она бы с этой груди стерла, выжгла бы его каленым железом - а свое изображение оставила бы.
"Это - я!" - с полным правом сказала бы она.
Жизнь на портрете это тоже жизнь. Ее продолжение, иногда как минимум такое же интересное, как жизнь "реальная".
Не забудем и тот факт, что Цветаева довольно продолжительное время жила в Париже, хорошо знала этот город. Конечно, Париж Цветаевой и Париж Марины Влади - два совершенно разных города, и всё-таки география одна... Не исключено, что они ходили по одним и тем же улицам, заходили в одни и те же кафе.
"Скоро уж из ласточек - в колдуньи!" - грустно сказала Цветаева.
Присмотримся: золотые волосы, зеленые глаза: то смеющиеся, то печальные...
В этих двух женщинах, несмотря на их кажущуюся несхожесть, есть много общего.
"Пора, король, во Францию - домой!" - произнесла как-то Цветаева от имени Жанны д` Арк, одной из самых любимых своих героинь. И это тоже - отнюдь не оговорка.
Франция очень долго была ей если не домом (она нигде до конца не чувстовала себя своей), но очень близким местом. Близким, несмотря на всё её одиночество...

"Маринка, милая Маринка!
Кровиночка моя и половинка!" - это уже Высоцкий.

Можно ли сказать что-то более искренее, безащитное?

...А теперь оставим наших великих собратьев по перу: каждого в своем времени, наедине с собственной нелегкой судьбой и листом бумаги...

Они слышали друг друга, подбадривали, спорили...
Давайте же и мы присмотримся друг к другу повнимательнее.



{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Сетевая Словесность. Поэзия

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help