логин пароль (?) регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Всероссийский творческий конкурс *Дороги фронтовые - узелки на память*
О плесени и любви
Я - за справедливость
Всероссийский ежегодный литературный конкурс *Герои Великой Победы- 2020*
Сперматозоид и яйцеклетка
Геморрой совершенствует душу
ЦИРКУЛЬ @kstv77
10-й Международный Грушинский интернет-конкурс. Положение о конкурсе 2019-2020.
НЕПОКОРНОСТЬ
Три Товарища
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО

Новые отзывы БЛОГОВ:
Дорогая редакция 03:03
Дорогая редакция 02:55
Алисов Владимир 00:44
Тищенко Михаил 21:18
Тищенко Михаил 21:11
Алисов Владимир 14:48
Гридин Сергей 13:38
Гридин Сергей 13:13
Алисов Владимир 11:32
Дорогая редакция 15:40


Зайцева Светлана
Две колдуньи и один поэт (1 часть) 01.12.2009 15:00

Моя божественная лира
С твоей гитарою - сестра...
Марина Цветаева

Почему-то именно эти строки мне захотелось взять эпиграфом к моим скромным заметкам...
Над этим стихотворением молодой Цветаевой нет посвящения: ни одной буквы, указывающей на то, кому оно может быть адресовано. Да это и не нужно.
Пораскинем мозгами сами...
Есть у Цветаевой и Высоцкого (а речь опять пойдет о них, моих любимых поэтах) много общего, но главное: неукротимый темперамент, отсутствие жалости к себе, полная и безоговорочная самоотдача. И ни тени лукавства. Они могут примерять какие угодно маски, играючи переноситься в любую эпоху - и при этом оставаться самими собой. Более того: в каком-нибудь удачном костюме и гриме они даже больше на себя похожи, чем в простом пыльном зеркале...
Я частенько задавала себе вопрос: а что было бы, если бы им довелось встретиться? Поняли бы они друг друга, приняли бы? Или наоборот оттолкнулись бы друг от друга, как два одноименных заряда?
То, что любой поэт немного пророк, доказательств не требует. Причем, как мне кажется, любой поэт не ставит перед собой такой цели: сказать что-нибудь эдакое, чтобы "это" потом сбылось (это было бы чрезвычайно глупо!).
Поэты - проговариваются. Именно "случайные" оговорки и становятся теми истинами, которые потом имеют обыкновение сбываться.

Поэт - издалека заводит речь
Поэта - далеко заводит речь.

Это она же, Цветаева...

А теперь о предчувствиях...
В прошлых своих заметках я высказала мысль, что в стихах нет ничего случайного. Особенно - имен. Уж если поэт произнес какое-то имя, то мы можем быть уверены: за этим именем - целая история. А может быть и судьба.
Причем это не всегда напрямую относится к человеку, которому непосредственно были адресованы те или иные строки.
Известно: любое имя несет в себе определенную энергетику. Недаром говорится: "Как корабль назовешь, так он и поплывет".
За примером далеко ходить не надо. Вот что пишет Цветаева в 1921-м году, обращаясь к Маяковскому:

Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме.
Архангел-тяжелоступ -

Здорово, в веках Владимир!
Он возчик, и он же конь.
Он прихоть, и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
- Держись, ломовая слава!

Певец площадных чудес -
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем - тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.

Видите в этих строках Маяковского? Еще бы, как живого!
И все-таки: не проглядывает ли за его внимательными, зоркими глазами и другое лицо?
Ведь это свойство настоящего портрета: изобразить не только конкретное историческое лицо, но и типаж.
"Гордец чумазый" - разве это Маяковский, запальчиво утверждавший: "И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо"?
Не ближе ли к этому образу Высоцкий, певший спустя полвека:

Не космос - метры грунта надо мной.
И в шахте - не до праздничных процессий,
Но мы владеем тоже внеземной
И самою земною из профессий.

Любой из нас ну чем не чародей?
Из преисподней наверх уголь мечем.
Мы топливо отнимем у чертей.
Свои котлы топить им будет нечем.



Куда больше похож на того, кого имела ввиду Цветаева...
А сама строка "певец площадных чудес" вас не удивила?
Много ли "пел" Маяковский о "площадных чудесах"? Всё больше о политике и о любви...
А вот Высоцкого эта строка характеризует как нельзя лучше. Именно - певец.
Тем более, что Высоцкий - тоже Владимир. И его, прямо скажем, очень непростой характер очень соответствует той энергетике, которую излучает это имя.
Так что лирический портрет "архангела-тяжелоступа" не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Это - портрет двух великих поэтов прошлого столетия.
Не исключено, кстати, что в скором или отдаленном будущем появится и некто третий, кто узнает себя (или тот, кого узнают современники и потомки) в этих строках.
Это только один пример. Если внимательно почитать Цветаеву, то довольно быстро можно заметить: во многих ее строках (вольно или невольно?) проступает образ Высоцкого, тогда еще не появившегося на свет.
Напророчила ли Марина Ивановна? Или просто "сорвалось"?

- Продолжение следует!

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
СТИХОФОН

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help