логин пароль (?) регистрация


СТИХИ
О ВОЙНЕ
1941-1945
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
ИЩЕМ РЕДАКТОРА
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Умер Влад Пеньков
Умер Влад Пеньков
Повесть, написанная на карантине
Все поэтические сайты – по образцу и подобию…
Помогите Оле Шишковой
А судьи кто?
Vlll Международный литературный Тютчевский конкурс *Мыслящий тростник - 2020*
Ушёл из жизни Игорь Чурдалёв...
Уровень языка на сайте рифма.ру
Пародия n°8
Пародия n°7
Пародия n°6
Пародия n°4 и n°5
Пародия n°2
Пародия n°3
Вчера умер Андрей Федосеев...
НЕПРОШЕНЫЙ КРИТИК
Из архивов Радио Африка
С Пасхой (наступающей не по дням, а по часам)
ПОЗДРАВЛЯЮ Ольгу Шишкову!!!
X литературная премия имени Марины Цветаевой.
Сплин
Пародия n°1
Vlll Международный поэтический конкурс *45-й калибр*
Юнна Мориц — Письмо с фронта
Фашизм, нацизм и русские эрудиты
Знания, образование и эрудиция
IV Международный литературный конкурс им. Гавриила Каменева *Хижицы*.
Умер Леонид Лейбович
Три вопроса

Новые отзывы БЛОГОВ:
Антонов Геннадий 00:19
Ломкин Роман 10:34
Стрелец Вик 16:47
Зорингер Генрих 00:23
Зорингер Генрих 00:22
Дадашев Борис 20:33
Дадашев Борис 20:32
Процкая Наталия 00:54
Процкая Наталия 21:47
Ахадов Эльдар 05:35


Зайцева Светлана
Две колдуньи и один поэт (1 часть) 01.12.2009 15:00

Моя божественная лира
С твоей гитарою - сестра...
Марина Цветаева

Почему-то именно эти строки мне захотелось взять эпиграфом к моим скромным заметкам...
Над этим стихотворением молодой Цветаевой нет посвящения: ни одной буквы, указывающей на то, кому оно может быть адресовано. Да это и не нужно.
Пораскинем мозгами сами...
Есть у Цветаевой и Высоцкого (а речь опять пойдет о них, моих любимых поэтах) много общего, но главное: неукротимый темперамент, отсутствие жалости к себе, полная и безоговорочная самоотдача. И ни тени лукавства. Они могут примерять какие угодно маски, играючи переноситься в любую эпоху - и при этом оставаться самими собой. Более того: в каком-нибудь удачном костюме и гриме они даже больше на себя похожи, чем в простом пыльном зеркале...
Я частенько задавала себе вопрос: а что было бы, если бы им довелось встретиться? Поняли бы они друг друга, приняли бы? Или наоборот оттолкнулись бы друг от друга, как два одноименных заряда?
То, что любой поэт немного пророк, доказательств не требует. Причем, как мне кажется, любой поэт не ставит перед собой такой цели: сказать что-нибудь эдакое, чтобы "это" потом сбылось (это было бы чрезвычайно глупо!).
Поэты - проговариваются. Именно "случайные" оговорки и становятся теми истинами, которые потом имеют обыкновение сбываться.

Поэт - издалека заводит речь
Поэта - далеко заводит речь.

Это она же, Цветаева...

А теперь о предчувствиях...
В прошлых своих заметках я высказала мысль, что в стихах нет ничего случайного. Особенно - имен. Уж если поэт произнес какое-то имя, то мы можем быть уверены: за этим именем - целая история. А может быть и судьба.
Причем это не всегда напрямую относится к человеку, которому непосредственно были адресованы те или иные строки.
Известно: любое имя несет в себе определенную энергетику. Недаром говорится: "Как корабль назовешь, так он и поплывет".
За примером далеко ходить не надо. Вот что пишет Цветаева в 1921-м году, обращаясь к Маяковскому:

Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме.
Архангел-тяжелоступ -

Здорово, в веках Владимир!
Он возчик, и он же конь.
Он прихоть, и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
- Держись, ломовая слава!

Певец площадных чудес -
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем - тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.

Видите в этих строках Маяковского? Еще бы, как живого!
И все-таки: не проглядывает ли за его внимательными, зоркими глазами и другое лицо?
Ведь это свойство настоящего портрета: изобразить не только конкретное историческое лицо, но и типаж.
"Гордец чумазый" - разве это Маяковский, запальчиво утверждавший: "И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо"?
Не ближе ли к этому образу Высоцкий, певший спустя полвека:

Не космос - метры грунта надо мной.
И в шахте - не до праздничных процессий,
Но мы владеем тоже внеземной
И самою земною из профессий.

Любой из нас ну чем не чародей?
Из преисподней наверх уголь мечем.
Мы топливо отнимем у чертей.
Свои котлы топить им будет нечем.



Куда больше похож на того, кого имела ввиду Цветаева...
А сама строка "певец площадных чудес" вас не удивила?
Много ли "пел" Маяковский о "площадных чудесах"? Всё больше о политике и о любви...
А вот Высоцкого эта строка характеризует как нельзя лучше. Именно - певец.
Тем более, что Высоцкий - тоже Владимир. И его, прямо скажем, очень непростой характер очень соответствует той энергетике, которую излучает это имя.
Так что лирический портрет "архангела-тяжелоступа" не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Это - портрет двух великих поэтов прошлого столетия.
Не исключено, кстати, что в скором или отдаленном будущем появится и некто третий, кто узнает себя (или тот, кого узнают современники и потомки) в этих строках.
Это только один пример. Если внимательно почитать Цветаеву, то довольно быстро можно заметить: во многих ее строках (вольно или невольно?) проступает образ Высоцкого, тогда еще не появившегося на свет.
Напророчила ли Марина Ивановна? Или просто "сорвалось"?

- Продолжение следует!

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Новосибирский поэтический портал

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help