логин пароль (?) регистрация


СТИХИ
О ВОЙНЕ
1941-1945
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
ИЩЕМ РЕДАКТОРА
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Умер Влад Пеньков
Умер Влад Пеньков
Повесть, написанная на карантине
Все поэтические сайты – по образцу и подобию…
Помогите Оле Шишковой
А судьи кто?
Vlll Международный литературный Тютчевский конкурс *Мыслящий тростник - 2020*
Ушёл из жизни Игорь Чурдалёв...
Уровень языка на сайте рифма.ру
Пародия n°8
Пародия n°7
Пародия n°6
Пародия n°4 и n°5
Пародия n°2
Пародия n°3
Вчера умер Андрей Федосеев...
НЕПРОШЕНЫЙ КРИТИК
Из архивов Радио Африка
С Пасхой (наступающей не по дням, а по часам)
ПОЗДРАВЛЯЮ Ольгу Шишкову!!!
X литературная премия имени Марины Цветаевой.
Сплин
Пародия n°1
Vlll Международный поэтический конкурс *45-й калибр*
Юнна Мориц — Письмо с фронта
Фашизм, нацизм и русские эрудиты
Знания, образование и эрудиция
IV Международный литературный конкурс им. Гавриила Каменева *Хижицы*.
Умер Леонид Лейбович
Три вопроса

Новые отзывы БЛОГОВ:
Островский Семён 18:42
Бочаров Дмитрий В. 13:26
Антонов Геннадий 00:19
Ломкин Роман 10:34
Стрелец Вик 16:47
Зорингер Генрих 00:23
Зорингер Генрих 00:22
Дадашев Борис 20:33
Дадашев Борис 20:32
Процкая Наталия 00:54


Касьянов Сергей
ИСКУССТВО - В МАССЫ! 13.08.2009 13:20

Пятничным утром в январе 2007 года на одной из станций метро в Вашингтоне появился мужчина со скрипкой и начал играть. Как это обычно бывает во время часа пик, мало кто из людей обращал на него внимание. За 45 минут он сыграл 6 произведений и удостоился наибольшего интереса от трехлетнего ребенка, которому мать, тем не менее, не дала дослушать понравившуюся музыку и увела дальше, торопясь по своим делам. Эта ситуация повторялась и с другими детьми. А вот из взрослых людей лишь немногие — из 1097 человек шестеро — останавливались, чтобы послушать скрипичный концерт. Еще 20 человек бросили деньги музыканту, не останавливаясь. За 45 минут игры он заработал 32 доллара, хотя обычно билет на его концерт стоит не меньше 100.

Музыкантом этим был Джошуа Белл — один из лучших скрипачей мира. Он играл в метро одни из самых сложных скрипичных произведений, из когда–либо написанных, а инструментом ему служила скрипка Страдивари стоимостью 3,5 миллиона долларов.
Эта акция была частью социального эксперимента газеты "Вашингтон Пост" о восприятии, вкусе и приоритетах людей.

Вопрос, который волновал исследователей: можем ли мы в будничной среде в неподходящий момент ощутить красоту, остановимся ли, чтобы оценить ее, распознаем ли талант в случайном человеке и неожиданной обстановке?
Один из выводов из этого эксперимента может быть следующим:
Если мы не можем найти время на то, чтобы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда–либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если мы слепы и глухи к таким вещам — тогда какого же рожна нам (не рифмянам, кстати, а всем нам, человечеству) надо?

Добавлю от себя, что, конечно, место людное, пассажиры спешили на работу и все же, все же... Как-то я также шел по переходу в онкобольницу к жене и замер перед девчушкой в подземном переходе через железку "Серп и молот": меня потряс мощный неземной голос девушки и нерасхожие песни в ее исполнении...
Стоял долго, слушал...

А вы что об этом думаете?
Алёшина Ольга
13.08.2009 13:40
Я всегда останавливаюсь перед уличными музыкантами. Пройти мимо не могу инстинктивно. Для меня такие люди - своего рода "светофоры", на которых "красный" - от слова "красота".

Спасибо за тему, Серёжа! Это интересно:)
Теверовский Андрей
13.08.2009 19:16
Сложнейший вопрос, я его задаю сам себе, а способны мы все воспринимать прекрасное без подготовки, с лёта? Не знаю, не уверен, это проблема, работают стереотипы, по которым ты не ждёшь, что уличный музыкант способен тебе подарить что то высокое, ты глух в этот момент, тебе не до этого. Я отчасти сам понимаю такое, есть моменты, когда самая великая музыка не действует, ее не слышишь, есть моменты, когда я не могу даже читать чужие стихи, глух, задвинут на чем-то своем. Может быть не стоит так делать подарки и дарить прекрасное на улице, может важнее устроить бесплатный концерт в парке, со временем на него начнут ходить именно те, до которых и нужно достучаться. Понимать прекрасное надо учить, не швырять, как приманку, а медленно готовить.
Стрелец Вик
13.08.2009 21:31
Неоднократно проверено: снобизму ну и позерству человекому нет предела.
Дело не в способности воспринимать в той или иной ситуации. Прекрасное прекрасно в любой ситуации. Но дело в причастности человека к миру прекрасного или в его полной профанации, стыдной и потому тщательно скрываемой...
Вон ведь чистые детские души еще не закосневшие, еще восприимчивые, еще не знакомые с ужимками и притворством - потянулись к красоте. И тут же были смяты грубой рукой глухих (давно оглохших) взрослых...

Однажды (где-то в семидесятых) на свойской вечеринке я наливал гостям вино из красивой иностранной бутылки с надписью "Johnnie Walker", в которую слил остатки разных третьесортных "чернил" (типа "777" или "Агдам") и изрядную толику ужасного сивушного самогона, раздобытого специально для этой цели. И вот тонкие ценители, отогнув мизинчики, смаковали это дикое пойло, закатывали глаза и приговаривали: "О-о-о-о! О-о-о-о-о! Это совсем другое дело! Это ведь настоящий Уокер!!!"...

Так что - не все так просто. Были бы глаза, были бы уши!...
Стрелец Вик
13.08.2009 21:38
Независимо от занятости, озабоченности просто невозможно пройти мимо хороших музыкантов. Прекрасное - прекрасно безотносительно!!! Оно просто-напросто останавливает время. Твое время. Важность текущих дел - это потом, это после. Но вот ты слышишь чарующие звуки скрипки, и мгновение остановлено... И мир провалился в тартарары...
Алёшина Ольга
13.08.2009 23:50
Несколько лет назад был потрясающий эпизод. Наш офис тогда располагался на Большой Грузинской улице - в доме-музее Даля. Практически каждый день - примерно между 11 и 13 часами - из окна одного из близлежащих домом доносилось оперное пение. Красивый женский голос. Мы выходили во двор (как раз обед) или высовывались из окон - слушали. Насколько я помню, равнодушных было мало. Внезапно "репетиции" прекратились. Один из сотрудников решил полюбопытствовать - во дворе того дома поспрашивал жильцов. Какая-то тётка ему ответила: "вы маразматичкой со второго этажа интересуетесь, что ли? Слава богу - схоронили её на прошлой неделе. Хоть окно теперь открыть можно..."
Касьянов Сергей
14.08.2009 00:36
Саша, я все же больше склонен прислушаться к Вику. Красота действительно самодовлеюща, и если у человека орган, отвечающий за нее не совсем атрофирован, он к ней притянется - хоть за уши. Хорошо знаю это по себе.
Сложность в другом. Белл по условиям эксперимента играл ВИРТУОЗНЫЕ - подчеркиваю - произведения, а не простенькие и эмоциональные экзерсисы: ведь его целью было не денег заработать, а привлечь (!!!) слушателя, если угодно, огорошить его.
Иначе бы и проблемы не возникло никакой - с великим мастерством, помноженным на "три аккорда" (каким-нибудь скрипичным "Владимирским централом"))) он наверняка собрал бы если не толпу, так группу людей - хоть в Америке, хоть в Австралии.
Но это было бы значительно менее интересно. Кстати, в курсе ли ты, что скрипка и виолончель задумывались в Средние века как некие имитаторы человеческой речи?
Сравнение твое с детективом " с устатку" не очень корректно - людей, идущих на работу в этом трудно обвинить - не все же поголовно не выспались.
Речь шла не о том, что человек обратится в соляной столп (хотя и это в принципе возможно), а в том, чтобы он, по выражению поэта, "остановился, оглянулся".
Но этого не произошло.
Не склонен обвинять все человечество скопом, хотя если бы нечто подобное произошло в 19 веке, результат мог бы быть совсем другим...
Ахадов Эльдар
14.08.2009 00:57
Не могу отвечать за всех. Отвечу за себя. Я бы услышал. И если бы даже не остановился, то оглянулся бы точно, а запомнил бы наверняка.
В Москве однажды был в примерно такой ситуации :человек громко пел в толпе, идущей внутри метро. Я запомнил НА ВСЮ ЖИЗНЬ то, КАК красиво он пел. Хотя я его вообще-то и не видел... Просто голос слышал.
Касьянов Сергей
14.08.2009 11:18
Речь, Саня, не о знатоках скрипичной музыки, которых даже в Карнеги-Холле, куда ходят слушать Белла, вероятно, единицы - большинство ходят "на скрипку в 3 ляма"))), как ты правильно заметил. Я ведь тоже здесь, увы, темен, аки мерин сивый - даже "Венгерскую рапсодию", пожалуй, не назвал бы.
Речь об органе, позволяющем градуировать средненько-приятное и высокое, безошибочно и БЕССОЗНАТЕЛЬНО отделяющем талант от толпы. Вот его-то у "быдла" и нет. Здесь я не являюсь политкорректным демократом. "Быдло" нельзя опустить ниже плинтуса - оно там по жизни находится.
Эксперимент сей был в прошлом году повторен в Москве в известном переходе под Арбатской площадью. Был и мастер, может, не такого уровня, как Белл, была и виолончель 17 века - созданная до рождения Страдивари. Был и заработок примерно на уровне Белла. Из него, кстати, для чистоты эксперимента, вычли пятисотку, положенную в футляр неким менеджером - между прочим, тоже спешившим на работу.
НО!
Отношение людей сильно отличалось от американского. Прохожие все-же значительно чаще останавливались, а сосед-гитарист, у которого, между прочим, хлеб отбивали!)) по-братски посоветовал класть денежку в футляр (стоимостью в десяток его гитар))), чем виолончелист благоразумно не воспользовался.
О чем это свидетельствует? О том, что эксперимент оказался все-таки не общечеловеческим, а ментально-культурным: некий мизер, по выражению Достоевского, общечеловечности в нашем народе сохранился, несмотря ни на что.
Но и менталитет здесь, по гамбургскому счету, не аргумент. Аргумент в том, что морлоков и элоев из бессмертного романа Уэллса никто не отменял, правда, ходят они по одной и той же улице. И всегда великосветские барышни будут сбегать к Инсаровым, несмотря на всю их разночинность.
Касьянов Сергей
14.08.2009 11:32
Пардон, я имел в виду не "общечеловенчность", а "всеотзывчивость")))
Брагин Никита
14.08.2009 17:59
Все уже сказали - и очень хорошо. А я могу лишь добавить один штрих. Это, вроде бы, из другой оперы, но все же...

Великий Карузо как-то заменил заболевшего певца и исполнил партию. Однако бурных оваций не было. А все потому, что в афишу внести замену уже не было времени. И Карузо - просто не узнали.

Так и здесь. Для внимания и интереса окружающих очень важна информация - что такой-то известен тем-то и тем-то, знаменит там-то и там-то, и так далее. Таковы люди. Подавляющему большинству их само искусство неинтересно - их может привлечь мода, престиж и т.п. И, конечно, все искренне полагают, что в метро играют только неудачники, стало быть, сей гарун-ар-рашидовский спектакль просто обречен на "успех".
Стрелец Вик
14.08.2009 22:19
Но сивый мерин вполне может быть темным. И как Букефал Македонского, может быть великим или трусливым, пугающимся своей тени...
И как Букефал, люди боятся своей собственной тени: а вдруг я не такую, как надо, тень отбрасываю?! Вдруг скажу не то, не так и не там. Вдруг приму какую-нибудь сирую (и сивую) лошадку Пржевальского за Букефала...
Некогда людям чувствовать, некогда верить себе, вот и предпочитают ярлыки, бирки, канцелярские штампы типа "УПЛОЧЕНО"... (Между прочим, наблюдая за тем или иным литсайтом, можно увидеть немало параллелей, этих убогих параллелей ярлыкопочитания: "се лев!").

Между тем, я не раз наблюдал как вокруг хороших уличных музыкантов вкруговую собиралась толпа. Это было в Одессе, Москве, Киеве, Минске... Но никогда - в Америке. Здесь уличные музыканты любого уровня - одиноки.

И еще: серьезная музыка требует "живого" слушания. Я, скажем, уже лет в 13-14 имел абонементы на прослушивание филармонических концертов, на которых сидел буквально "с отвисшей челюстью". И, одновременно, терпеть не мог слушать симф. музыку по радио. И уже тогда не верил взрослым, "балдеющим" перед грамм.пластинками c записями, скажем, Баха. Ну нельзя слушать симфонические произведения с граммофона. Другое дело - легкая, песенная, джазовая музыка, хотя и в этих случаях всегда выигрывает "живье"...
Ломкин Роман
15.08.2009 01:49
Думы, Сережа, не хлеб (не дай бог в голодные столетия) а вот догмат жизненных устоев неизменен, как бы он не казался парадоксальным. Как говорится: и палкой не загонишь... или - слетелись мухи на.... А что тут сказать... так, честно говоря, и нечего. Может другим и другое кажется. Когда реки поворачивали вспять то непредвиденные аномалии - отплатили сполна. Если человек невосприимчив к музыке, это не значит, что он не человек, а заставить медведя балет танцевать так впору и цирк параллельно объявить! Разные таланты и потребность... тоже на месте не стоит.
Рабин Анатолий
15.08.2009 19:59
Господа, вопрос Сергея сводился к одному: как донести
"искусство в массы!". Сложная тема, требующая знания
местной культуры, физиологии человеческого восприятия,
маркетинга... и т.п.
Можно поставить Джошуа Белл в переходе, не продвинув искусство в массы ни на шаг.
Вчера я слушал другого корифея - Йо-Йо-Ма (челло) - но не в переходе, а на летнем Фестивале: две огромные поляны перед эстрадой плюс огромные экраны собрали тысячи слушателей. Далеко не все они большие любители классики. Многие совмещают это с пикником на природе.
Но симфония Мендельсона и виолончельный концерт Дворжака - мелодичные произведения были им по силам.
А вот симфония Малера в этих же условиях собрала пару сотен любителей классики.
К чему это я? Надо учить массы искусству и красоте доступными. И не путать дворянство 19 века с массой образованных людей от сохи.
Это, кстати, касается и любви масс к поэзии: есть поэзия для масс, а есть для профессионалов. Малер не "хуже" Мендельсона и Дворжака, но менее доступен физиологии мозга обывателя. И тем более в переходе
спешащих на работу людей.
средствами
Алёшина Ольга
16.08.2009 14:27
"Искусство в массы" - это вопрос воспитания вкуса. Такие вещи прививаются с раннего детства, как хорошие манеры и бережное отношение к природе. Это своего рода религия - человек должен с ней вырасти. В противном случае мы получим вместо верующего - фанатика или ханжу.
Тищенко Михаил
03.09.2012 23:42
Сергей,
Позвольте и я внесу лепту в эту трехгодичной давности дискуссию.
20 век - век, когда появилось понятие массы...
До этого гворили о народе, классах, группировках, слоях и т.д.
И вот - новый герой. Совершающий революции, перевороты, поглащающий товары и идеи, способный завоевать мир и стать послушным драконом, послушным дудочке крысолова.
Одних занимал и занимает вопрос - как подчинить этого монстра.
Других - как на нем заработать деньги.
Третьих - как его воспитать.
И в частности, как донести до него культурные ценности....
Только невсегда умели ответить при этом, на какой уровень ориентироваться? Ведь массы - это абсолютно все уровни сразу!
Сергей,
В западном метро ездит определенный уровень... Концерт на него никак не мог быть расчитан. Люди, которые ставили этот эксперемент, ставили его для того чтобы произвести впечатление его результатом, т.к результат был очевиден еще до начала эксперемента....
Это была акция, удавшаяся. Газета Вашингтон Пост увеличала свои продажи!

А народу культура нужна. Разная. Разному))))
И ни шлягером, ни аппастонатой, ни интернационалом, ни рок-оперой, ни цыганской песней, ни музет, ни.... Невозможно удовлетворить всех. 6 человек на 1000, учитывая сложность музыки, это не мало!

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Новая литература

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help