логин пароль (?) регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Инвалид
Иду по парку.
Всероссийский творческий конкурс *Дороги фронтовые - узелки на память*
О плесени и любви
Я - за справедливость
Всероссийский ежегодный литературный конкурс *Герои Великой Победы- 2020*
Сперматозоид и яйцеклетка
Геморрой совершенствует душу
ЦИРКУЛЬ @kstv77
10-й Международный Грушинский интернет-конкурс. Положение о конкурсе 2019-2020.
НЕПОКОРНОСТЬ
Три Товарища
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт

Новые отзывы БЛОГОВ:
Галь Дмитрий 13:50
Алисов Владимир 18:26
Тищенко Михаил 16:02
Дорогая редакция 03:03
Дорогая редакция 02:55
Алисов Владимир 00:44
Тищенко Михаил 21:18
Тищенко Михаил 21:11
Алисов Владимир 14:48
Гридин Сергей 13:38


Карпенко Александр
ЛЕТОПИСЕЦ УСЕЯ РУСИ (фрагменты) 26.11.2008 22:53

Давно хотел написать что-нибудь о стихах Александра Асманова, но материал, как говорится, уплывал из рук. "Мир меня ловил, но не поймал", — вспомнилась автоэпитафия Григория Сковороды. Асманов-поэт мыслит большими циклами, что и нашло своё отражение в книге "Осенняя ностальгия". Стихи для Асманова — один из способов мышления. Есть странные люди, которым отчего-то глубже мыслится в рифму. Их, кстати, не так много, подавляющее большинство рифмоплётов пишет стихи без каких-бы то ни было признаков мысли.

Асманову близка манера Владимира Высоцкого писать "изнутри" разных персонажей от первого лица. Кстати, сопоставления с другими поэтами хороши тем, что в них отчётливо прорисовывается индивидуальность художника, его самобытность, непохожесть на тех, с кем его сравнивают. Поэтому, хотя и говорит классик: "Не сравнивай. Живущий несравним", я буду азартно сравнивать — именно для того, чтобы доказать эту несравнимость. Асманов, в отличие от Высоцкого, не актёр. Значит, в его стихах мы почти наверняка услышим меньше театра и больше самого Асманова. Так и происходит — Высоцкий часто "вживался" в свои песенные роли, Асманов же проживал их как свои собственные мысли, а то и фрагменты своих прошлых жизней. И ещё — разница в 20 лет дала просто колоссальное отличие: изменился тон эпохи. Гамлет Высоцкого не так обречён, как Гамлет Асманова.

Асманов питает неиссякаемый интерес к русской истории. Самого себя он записывает в "летописцы третьей четверти ХХ века". И, безусловно, исторические стихи обогатили его поэтическую палитру. История у поэта получается очень живая, выстраданная сердцем. Ибо летописец — гражданин своей страны не может выключить сердце и только бесстрастно фиксировать события. Он ещё и человек; эпоха, как всегда, бьёт его кувалдой по голове именно как человека. Принцип историзма заметен и в некоторых стихах Асманова о современности. Например, в стихотворении, посвященном Владимиру Строчкову, поэт отдаёт дань символизму и аллегориям в духе позднего Бродского. Казалось бы, свобода слова уже позволяет писать прямой речью. Но насколько же аллегоризм ярче, поэтичнее прямой речи! Он позволяет включить всё богатство русского языка, игру слов, полунамёки. Стихотворение посвящено смене эпох, настолько быстрой, что она происходит в пределах одной человеческой жизни.

"Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые", — написал Тютчев в относительно спокойный и благополучный период русской истории. Но для отдельного человека и период застоя и несвободы может быть роковым, не давая ему раскрыться, убеждая его в том, что он, разносторонне талантливый человек — "лишний" для своей страны. Поэтому я нахожусь в некотором недоумении насчёт "роковых" эпох. Даже война или иное тотальное бедствие чаще делают поэта и гражданина званым, необходимым и востребованным.

Но ещё чаще Александр Асманов — летописец собственного сердца. Впрочем, одно другому не мешает. И ещё одна удивительная ипостась Асманова — он новый русский интеллигент. Тот, кто может и всегда готов постоять за себя и за добро с кулаками. Это как раз то, чего порой не хватало в решительные исторические моменты интеллигенции прошлого. Сразу оговорюсь, что писать я буду лишь о том, что меня наиболее "зацепило" в творчестве Александра Асманова. На более детальное исследование просто нет времени.

"РЕЖИССЁРСКАЯ" ПОЭЗИЯ

Есть у Асманова цикл стихов о персонажах русской истории и литературных героях. Это то, что я называю "режиссёрской" поэзией. И есть в этой серии несколько потрясающих, невероятных по накалу стихотворений. Например, "Монолог Хлудова". Александр, хотя и называет себя "летописцем третьей четверти ХХ века", не брезгует писать и о других исторических эпохах. И вот, на мой взгляд, почему. Дело в том, что последняя четверть любого века — это всегда время подведения итогов. И летописец не может не обращаться к метаистории, — к трагическим изломам в русской истории. И часто нагляднее это получается на литературных, а не на чисто исторических персонажах. Согласитесь, булгаковский Хлудов в исполнении Дворжецкого-старшего нам ближе и зримее Блюхера или Тухачевского. Именно на примере Хлудова отчётливо видна "Россия, которую мы потеряли". Ибо на смену Хлудовым пришли Шариковы.
Карпенко Александр
26.11.2008 23:01
Стихотворение Асманова, несмотря на свою безапелляционность, остро и полемично. Хлудов Асманова казнит себя за то, что не соблюдал Божьих заповедей. И потому… якобы погубил Россию. Это человек такого масштаба, что он готов, как истинный военачальник, проигравший битву, взвалить всю вину на себя, хотя мы прекрасно понимаем, что в общей беде не бывает виновен один человек. Но мы искренне уважаем таких людей, как Хлудов, за их чистосердечное призвание, за бескомпромиссность; наконец, за их готовность испить свою чашу до дна. А теперь спросим себя честно и правдиво: "А если бы Хлудов не нарушил заповедей, спас бы он тем самым Россию?" Вопрос риторический. Конечно, нет! Но его личная драма настолько тесно переплелась с трагедией родной страны, что одно без другого как-то даже и не мыслится. И миллион Хлудовых не спасли бы в тот исторический момент Россию. И не потому, что большевики были так сильны. Просто исторический пасьянс сложился для нашей страны столь несчастливо, что она была обречена.

В чём, на мой взгляд, заключается успех "режиссёрской" постановки стихов? Конечно, Высоцкий слегка лукавил, настаивая на том, что ему в этом здорово помогли профессия актёра и опыт вживания в роль. Может быть, это и важно, но не до такой же степени! На мой взгляд, разгадка фокуса состоит в том, что автор стихотворений и песен просто-напросто переживал драматические коллизии своих героев в личной жизни. Именно потому психологические портреты героев получились столь убедительными и правдивыми. Рассказывая историю какого-нибудь персонажа, автор "вторым пластом" повествует и о какой-то своей личной драме, что очень удобно, поскольку даёт ему возможность, не раздеваясь публично и не говоря от первого лица, вплести в оттиск истории страны отголосок своей текущей жизни.

Безусловно, никогда не стоит отождествлять автора и героя его произведений. Между ними всегда есть дистанция. "Всегда готов заметить разность между Онегиным и мной", — как остроумно заметил однажды Пушкин. Но так же несомненно и другое: все подобные произведения базируются на очень крепком знании жизни, основанном на личном опыте. Я убеждён: личное присутствует даже в Асмановской "Молитве Иисуса"!

МОНОЛОГ ХЛУДОВА

Страшен воздух бледно-синий,
Порт и грязный волнорез.
Там, за воздухом, Россия,
Там... а я, как видишь, здесь.
Здесь, и это значит, вправе
Все отсечь и все забыть.
Память, ладан да отрава,
Как же мне с тобою быть?..
Словно бред: то бой, то лошадь,
В поле — мерзлые тела.
Мчится Родина, о, Боже! —
С черным пластырем седла.
В пальцах пьяного сатира
Повода — не видно крыл.
«Не твори себе кумира!»
— Не твори... а я творил.
Я творил: к ее иконам
Отдал раз — на всех святых —
Генеральские погоны —
Два огарка золотых.
И пошло: именья в угли,
Петли виселиц. Толпа.
Жизнь — на вес свинцовой пули,
То нелепа, то глупа.
Здесь с молитвою до света
Станут старцы в дым кадил:
“Не суди». Но как же это?
— Не суди, — а я судил...
Я судил, и будь что будет!
Кровь текуча, как вода.
Победителей не судят,
Побежденных — иногда.
Победить! — Война, работа.
Победить! одно забыл:
«Не убий», — напомнил кто-то.
— Не убий, — а я убил...
Русь, как девка на панели,
Отвернулась, отдалась —
И не помню: был-то с ней ли?
Только: тлен, окопы, грязь,
Храмы, храмы над холмами —
В них ни слова, ни огня...
Всю тебя, Россия, в пламя! —
Станешь свечкой за меня.
Станешь пеплом, пеплом, пеплом
... но засыплешь снегом шлях.
Станет белым, белым, белым
След судьбы моей в полях...
На душе саднит короста,
Ногти рвать — не отскрести.
Только мне не нужно — просто,
Как угодно — но прости.
Под чужой молиться крышей
Позабытым словом — Бог.
Возлюби ее, Всевышний!
— Возлюби, — а я не смог.
Возлюби!.. на карту плачет
Свечка воском на столе...
Неба нет над ней, и значит
Нет его на всей земле.



Карпенко Александр
26.11.2008 23:03
КРУГОВОРОТ СИРОТСТВА

Есть очень важная и значимая для России тема, которая, тем не менее, почему-то прошла в нашей литературе почти незамеченной. Я имею в виду распад семей и детство, омрачённое родительскими дрязгами. Тема очень непростая, и психологи, возможно, только-только подбираются к осмыслению всех тайных и явных причин и следствий этой проблемы. А вот поэты уже сказали своё слово! Когда я листал книгу Асманова "Осенняя ностальгия", где очень много сильных, глубоких и достойных анализа стихотворений, меня просто ошеломило стихотворение под неброским заголовком "Письмо из дома".

По дороге у дач подмосковных,
Той, что тянется — прямо ли, криво ли,
Ходит женщина — руки бескровные,
У которой глаза — два бессилия.
Не гляди в них, не надо, пожалуйста!
Победит тебя мука нездешняя,
Ну а коли посмотришь – не жалуйся,
Пропадай, сиротинка сердешная...
Где-то там... что я с этим поделаю?
Не поверят мне люди случайные —
Кружит Птица Беда, перья белые,
У которой глаза — два отчаянья.

Повстречаться с ней — и не расстанешься,
Оглянёшься — все сроки просрочены.
Никуда не уйдешь, там останешься,
Где дорог не видать — все обочины.

Да слепые дома за калитками,
Да виденья вослед, да проклятия
Да снега, словно зеркальца, бликами,
Да приходская пьяная братия.
Но трезвеют корявые увальни
И бледнеют багровыми лицами,
Коли встретят случайно на улице
Станционную сказку провинции.
Нет, надежда меня не покинула,
Я вернусь из далекой обители.
Знаю: Птица и Женщина сгинули,
Где-то мертвыми в поле их видели...
Мне бы радоваться Подмосковию,
Мне бы небо приветствовать синее...

Но птенец на плече — перья белые,
Рядом девочка — руки бескровные,
И глаза у нее — два бессилия.

Вера, конечно, великая вдохновительница человечества. Но, есть, к сожалению, в мире и "неспасаемое" — то, что обречено, как Сизиф, вечно катить свой камень под гору, да так никогда и не взобраться вместе с ним на вершину. Даже если все мы объединимся — и станем Сизифу всем миром помогать. У меня есть сильное ощущение того, что дочь матери-одиночки, повзрослев, тоже обречена стать в будущем матерью-одиночкой. Почему так происходит, трудно понять до конца. То ли карма, то ли "раненое" психологически детство, то ли унаследованная от матери привычка во всём полагаться в жизни только на себя, то ли заложенная миной детства неприязнь к мужчинам… В общем, что-то очень глубоко засевшее и наследственное, что одолеть в одиночку не просто трудно — практически невозможно. Вспоминается благородный по своему побуждению, но в корне идеалистический и утопический порыв русской интеллигенции спасать "падших" женщин путём женитьбы на них и создания для них человеческих условий жизни. Чем всё это закончилось, хорошо известно. По этому поводу вспоминается поговорка: "Горбатого могила исправит". Если под "горбатыми" подразумевать всех людей с ярко выраженной линией судьбы, то никакие усилия не помогут сдвинуть этих людей с предначертанного им пути. Есть что-то воистину роковое и в судьбах таких людей, и в участи тех, кто с ними соприкоснётся. Вот как пишет об этом Александр Асманов:

Повстречаться с ней — и не расстанешься,
Оглянёшься — все сроки просрочены.
Никуда не уйдешь, там останешься,
Где дорог не видать — все обочины.

"Ходит женщина — руки бескровные, у которой глаза — два бессилия". Такие женщины очень притягательны — именно своим бессилием. Какой же сильный и благородный мужчина не захочет обустроить жизнь одинокой женщины, красивой и беспомощной? Но всё тщетно. То ли Птица Беда, двойник женщины-одиночки, всё время кружит над головой, мешая человеческому счастью, то ли пьяная трясина русской глубинки потихоньку засасывает не только женщину, но и человека, протянувшего ей руку и сердце… И самое страшное в этом пронзительном стихотворении Александра Асманова — это постоянная реинкарнация женщины-одиночки и Птицы Беды. У женщины обязательно рождается дочка, обречённая повторить её судьбу. И я, читая это стихотворение, вдруг с ужасом подумал, как страшно было бы, путешествуя по городам и весям России, встретить где-нибудь свою выросшую внебрачную дочку, просящую подаяния…


Карпенко Александр
26.11.2008 23:41
Саня, в сущности, "развёрнуто" я написал только о двух стихотворениях, которыми "болею" ещё с прошлого года. А так - всегда есть повод быть недовольным собой: то по строчкам "забыл" более детально пройтись, то недоцитировал, то ещё что-нибудь упустил... Но так как бОльшая часть опуса написана сегодня, у меня ещё будет возможность взглянуть на всё "свежими" глазами. И формат здешний, конечно же, меня совершенно не устраивает. Особенно учитывая то, что этих твоих стихов здесь нет и приходится публиковать их заново. Жалко, не успел написать фрагмент про дорогу на Бадагри. В голове уже есть, а на бумаге - пока нет. Обнимаю.
Чеботарева Людмила
27.11.2008 00:56
Оба Саши, спасибо вам!!!
Кланяюсь.

С теплышком,
Люче
Карпенко Александр
27.11.2008 15:19
Спасибо, Люче! Вот как раз подоспело продолжение!

ДОРОГА НА БАДАГРИ

Есть такой плотный музыкальный размер — четыре четверти. В музыке, конечно, бывает и пять четвертей. Но Высоцкий, бывший музыкантом только "понарошку", в пределах знания шести гитарных аккордов, возможно, об этом и не знал. Иначе его знаменитая песня "Четыре четверти пути" могла бы и не появиться. Конечно, то, что я сейчас говорю, не более чем "шутка, в которой есть доля шутки". Высоцкий писал об "исчерпанности" жизненного пути, о том, что только пройдённый до конца путь делает жизнь человека полнокровной и значимой. Как выразился другой поэт, "сделал всё я, что только мог, и — не жалей меня, не жалей!" У Александра Асманова есть песня, заставившая меня вспомнить о "Четырёх четвертях пути" Высоцкого. "Дорога на Бадагри". Но позиция Асманова в этом вопросе совсем другая. Оказывается, свершённость, значимость человеческого пути — в достижении высочайших вершин духа, а не в цветущем разнообразии и выкладывании себя по полной программе. То есть для теннисиста это будет выигрыш Уимблдона, для альпиниста — покорение Джомолунгмы, для хоккеиста — Кубок Стэнли и т.д. Но, поскольку чисто профессионально цели и вершины у всех — разные, Асманов выбрал труднопроходимую, как ралли "Париж — Дакар", дорогу на Бадагри — и сделал её символом смысла человеческой жизни.

ДОРОГА НА БАДАГРИ

Солнце садилось быстро – всего-то минуты три,
Тени ползли на Запад, словно солдаты в бой.
Я прочитал указатель «Дорога на Бадагри»
На проржавевшем знаке прямо перед собой.
И у меня был выбор – напиться в отеле в хлам,
Чтобы забыть загадки всех на Земле дорог,
Или вперед по жарким, темным ночным холмам
Ехать и ехать дальше – и да поможет Бог.
Да, у меня был выбор, и был он истрачен зря.
Пьяным и злым я встретил новый приход зари,
Нечего делать в Африке, честно-то говоря,
Может быть, только кроме дороги на Бадагри.
Я отряхнул пустынную с белой одежды пыль,
Выжил, как будто выиграл жизнь свою на пари.
Вот я вернулся, видите, я уже все забыл,
Кроме одной дороги – дороги на Бадагри.
Многие страны видел я, и приходил домой,
Радуясь даже пьяницам утренним во дворе,
Родина, словно родинка раковая, со мной
В Азии и в Америке – в каждой земной дыре.
Но не прогнать до смерти мне больше одну мечту,
И про себя с молитвою «Господи, повтори!»
Выйти хочу на жаркую снова на трассу ту
И до конца проехать дорогу на Бадагри.

Фишка здесь вот в чём. Никто, кроме Александра Асманова, не знает, насколько трудна эта дорога на Бадагри. Может быть, есть и покруче, и потруднее, типа "пяти четвертей" пути. Но это уже совсем не важно, в избранной системе ценностей. Поэт выбрал свой критерий сложности и настоящести и убедил в этом своих читателей и слушателей. Потому что каждый судит в таком деле не абстрактно, а исходя из своего личного опыта. Порой испытания, выпавшие на нашу долю, настолько "заводят" нам дух, что мы готовы повторить это испытание снова, пусть даже оно и грозит нам смертельно осознанной опасностью. А, может быть, именно потому и хотим. Как тянуло и до сих пор тянет многих афганцев вернуться и снова пройти этот Богом забытый Афган! Потому что там было то настоящее, которое делает жизнь испытанием, а не прозябанием.

Я думаю, вы уже поняли, друзья: для того, чтобы пройти свою "дорогу на Бадагри", вовсе не обязательно ехать в Африку. У каждого - своя личная Голгофа. Жизнь прожить - не поле перейти.


27.11.08



Чеботарева Людмила
27.11.2008 16:32
Саша, и вновь получила огромное удовольствие от чтения.
И стихи Алексаедра Асманова просто потрясли.
Спасибо огромное вам обоим!

С теплышком,
Люче
Богатова Наталья
28.11.2008 23:24
Саша Карпенко, удалось тебе как всегда живо и азартно проанализировать авторское творчество. Очень значительное исследование поэзии и психологического литературного феномена Александра Асманова у тебя получилось. Здорово. Остался все же вопрос по поводу названия "Летописец УСЕЯ Руси" - мне видится в этом словообразовании иронический оттенок. Нет? :)
Карпенко Александр
29.11.2008 08:38
Я рад, Люче! Надо же, чтобы кто-то читал! Не всё же "писать для потомков"!:))

Саш, я думаю, что людям всё-таки не хватает здесь некоторых твоих старых стихотворений, хотя бы десятка избранных. Другое дело, и это - вообще беда сайта, что здесь читают фактически только "последние поступления". То есть, с учётом прибытия на сайт новых людей, всё равно есть необходимость ликвидации и перевыставления произведений.

Спасибо, Наташа! Хотя, честно говоря, не чувствую, что сделал нечто фундаментальное:) Так, поток сознания пытливого читателя:) Нет, в "летописца" никакой иронии я не заклыдывал. И никакого "возвеличивания" автора здесь на самом деле нет: каждый писатель в той или иной степени "летописец усея Руси". А с "усея" просто фраза интереснее звучит:) Убедительнее, что ли... Не есть ли поэзия, в некотором смысле, священнодействие?!
Карпенко Александр
29.11.2008 22:06
Ты совершенно прав, дружище, насчёт "не читаются". Но ты понимаешь, тут как в библиотеке: кому-то "припекло", понадобилось вдруг для души или для творчества, и человек кликает в поисковике, радуется что нашёл, бегает по дому, пугая родственников криками "Эврика!" - или, на худой конец, "ай да Пушкин, ай да сукин сын!":)) А секундой спустя его ждёт агромадное разочарование, ибо страничка, которую он нашёл, уже удалена. Конечно, таких людей немного, но ссылочка, про которую ты говоришь, наверное, действительно нужна!

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
РИФМА КЛУБ

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help