логин пароль (?) регистрация


СТИХИ
О ВОЙНЕ
1941-1945
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Умер Влад Пеньков
Умер Влад Пеньков
Повесть, написанная на карантине
Все поэтические сайты – по образцу и подобию…
Помогите Оле Шишковой
А судьи кто?
Vlll Международный литературный Тютчевский конкурс *Мыслящий тростник - 2020*
Ушёл из жизни Игорь Чурдалёв...
Уровень языка на сайте рифма.ру
Пародия n°8
Пародия n°7
Пародия n°6
Пародия n°4 и n°5
Пародия n°2
Пародия n°3
Вчера умер Андрей Федосеев...
НЕПРОШЕНЫЙ КРИТИК
Из архивов Радио Африка
С Пасхой (наступающей не по дням, а по часам)
ПОЗДРАВЛЯЮ Ольгу Шишкову!!!
X литературная премия имени Марины Цветаевой.
Сплин
Пародия n°1
Vlll Международный поэтический конкурс *45-й калибр*
Юнна Мориц — Письмо с фронта
Фашизм, нацизм и русские эрудиты
Знания, образование и эрудиция
IV Международный литературный конкурс им. Гавриила Каменева *Хижицы*.
Умер Леонид Лейбович
Три вопроса

Новые отзывы БЛОГОВ:
Островский Семён 18:42
Бочаров Дмитрий В. 13:26
Антонов Геннадий 00:19
Ломкин Роман 10:34
Стрелец Вик 16:47
Зорингер Генрих 00:23
Зорингер Генрих 00:22
Дадашев Борис 20:33
Дадашев Борис 20:32
Процкая Наталия 00:54


Карпенко Александр
Бог и Его Машина* 21.11.2008 00:16

(О стихотворении Олега Горшкова "Deus ex machina")

*(лат. deus ex machina, буквально — бог из машины), драматургический и постановочный приём в древнегреческом театре: внезапное появление на сцене божества, приводящее действие к развязке.

Не иначе, леший попутал Бога с машиной в этом крылатом латинском выражении. Эти понятия настолько дико не вяжутся в воображении, что спасает фразу только её инакомыслие и мёртвоязычное написание. Ну да Бог с ним. Звучит красиво, да и смысл "последнего" вестничества очень поэтичен, с витающим вокруг ницшеанским духом трагедии. Машина так машина! Иногда мы обзываем иноязычными словами те явления, которые и нам самим до конца не понятны.

Не могу сказать, что и мне до конца понятно это стихотворение Олега Горшкова. Состояние лирического героя - да, общая канва стихотворения - да. Но есть некие частности, о которых я могу разве что высказать гипотезу. И это по-своему замечательно: тайное прекраснее явного - тем, что пробуждает в читателе энергию постижения.

Писать о стихах Олега Горшкова - всегда сложно. Я опасаюсь разочаровать поэта, поскольку задачи у нас разные: он ждёт, чтобы рецензия в унисон срезонировала с его миропониманием и настроением; мне же важно раскрыть по максимуму всё, что заложено в стихах. Даже если сам поэт такого в них "не закладывал".

Но вернёмся к трагическому вестнику. Он в стихотворении отсутствует. В сущности, что такое трагический вестник, если переводить с языка древнегреческой трагедии на современный? Это маленькое или большое событие в жизни человека, которое сопровождается прозрением и началом новой жизни. А что такое прозрение? Правильно, новый взгляд на уже устоявшийся миропорядок. Скорее, это даже не проз- (для прозаиков?), а оза-рение. Моментальная вспышка сознания - и ты уже совершенно другой человек. Был Савлом, а стал - Павлом.

… И тогда померещится жизнь, но уже
это будет иной инфантерии лагерь –
без исчисливших альфы с омегами алгебр
и бессонных себе самому сторожей.

Олег Горшков применил в этом стихотворении театральный приём, неизвестный древнегреческим драматургам. У него "жизнь после жизни" входит в ещё одну "жизнь после жизни". Как меньшая матрёшка - в большую. Как выразился яркий представитель Заозёрной школы поэзии Зазеркальный Карп, "сердце Бога - в последней матрёшке!"
Карпенко Александр
21.11.2008 00:17
Герой Олега уверен: осада души неизбежно закончится прорывом и преследованием неприятеля в его логове:
Это будет иной – невозвратный – поход
по лазейкам змеистых, замедленных улиц –
где бредут пехотинцы, от ветра сутулясь,
будто бредя об участи прежних пехот –
безымянных, безвестно пропавших…

Что меня бесконечно изумляет в этом стихотворении - военная лексика, и вообще - подача своих переживаний через военную терминологию. И вот это старинное название пехоты, и этот странный ассоциативный ряд с совершенно разными смысловыми значениями - инфантерия, инфанта, инфант террибль… Отчего же так грустно от сопереживания "безвозвратности" похода? Разве всех нас ждёт не одинаковая участь? Разве мы, живые и мёртвые, обязаны непременно возвращаться? "Возвращаться - плохая примета. Я тебя никогда не увижу". И окликает оттуда Андрея Вознесенского другой поэт, Георгий Иванов: "Пусть как поэт я не умру, зато, как человек, я умираю".

И - уже у Олега - духовой оркестр зимы с партитурой тишины на пюпитре. Военные марши, снящиеся грому, сменяются тишиной. Так заканчивается "Гамлет" Шекспира. "Дальше - тишина". А что же дальше, за тишиной? Духовой оркестр, "выдыхающий сроки" – явно не окуджавовский "Надежды маленький оркестрик", хотя, как известно, надежда умирает последней. Не капайте мне в душу, капельмейстер! Однако ж… не Шопена вроде бы собираются играть, а… тишину. Но тишина на войне всегда подозрительна, особенно если её собираются играть piano. "Вот Вы и попались, Штирлиц!" Конечно же, как это я раньше не догадался! Deus ex machina здесь – именно эта пресловутая тишина… между мирами!

там, конечно, иная война приключится,
и почувствуешь холод колючий в ключицах,
и нельзя проиграть будет эту войну,
как нельзя победить в ней, добравшись до дна
тишины, неизвестной тоски, снегопада
и внезапного бога… нельзя и не надо…
и мерещатся – бог, снегопад, тишина…

Тишина - это материализованный и воплощённый абсолютный поэтический слух. Но нельзя испить тишину до дна: она безгранична и бездонна. И всё-таки Олег Горшков пытается "расслоить" тишину, внедриться в неё, постичь её пределы в себе самом. И мы видим, что война отступает перед этим чистым, бескорыстным промыслом поэта.
Как часто де юре в войне есть победители и побеждённые, а де-факто – их уже нет: начинается новая жизнь и новая война – "отец и царь всего", как вещал многомудрый Гераклит. Но это уже – несколько космический взгляд на действительность. А в реальной жизни, как сказал другой поэт, "но пораженья от победы ты сам не должен различать".

Олег Горшков – поэт вселенской и в то же время человеческой отзывчивости и сопричастности. Не случайно столько людей вдохновляются его стихами, "платят ему той же монетой", только, может быть, переворачивая её с решки на орла, где начертана их сущность. И сам он тысячелистно отзывчив не только к дороге, по которой идёт, но и к людям, которые попадаются на этой дороге. Спасибо ему за это!


ОЛЕГ ГОРШКОВ

… и тогда померещится жизнь, но уже
это будет иной инфантерии лагерь –
без исчисливших альфы с омегами алгебр
и бессонных себе самому сторожей;
это будет иной – невозвратный – поход
по лазейкам змеистых, замедленных улиц –
где бредут пехотинцы, от ветра сутулясь,
будто бредя об участи прежних пехот –
безымянных, безвестно пропавших; и там,
где зима небывалой, тончайшей настройкой
всех своих духовых, выдыхающих сроки
и времен несмолкаемый трам-тара-рам,
обещает сыграть, наконец, тишину,
там, конечно, иная война приключится,
и почувствуешь холод колючий в ключицах,
и нельзя проиграть будет эту войну,
как нельзя победить в ней, добравшись до дна
тишины, неизвестной тоски, снегопада
и внезапного бога… нельзя и не надо…
и мерещатся – бог, снегопад, тишина…



Малинина Наталья
21.11.2008 02:15
Саш, как люблю читать "эссе одного стихотворения".
Особенно если это стихотворение -Олега.

Олег ведь -это поэт внутреннего космоса, его философ и " постоялец", потому что космос внешний не позволяет ему замкнуться там , уйти в свой мир "в себя, в себя , в себя с безумством интраверта"-
и каждое его стихотворение для меня откровение, некая телепортация в этот внутренний космос, и каждый раз возникает смешанное состояние и "здесьшности и тамости" поэта, и этот внутренний космос ещё более таинственный и не менее загадочный чем космос, вне нас.
Вселенскость и человеческость , ты хорошо сказал, Саш.
Я всегда испытываю потрясение на уровне соприкосновения с неведомым, для выражения которого мало слов в нашем языке ещё удивление с ошарашиванием от того, что Олег их находит и рассказывает нам , как квантовую теорию, силясь переложить космос своего духа на язык поэзии. Это ведь приговор , Саш,находиться в таком смешанном состоянии, и жить на два космоса. Или миссия.

Хотя рассказать весь космос этого стихотворения нельзя, наверное.Приблизиться только. Я вот не решилась и начать.А ты -молодец, что решился!
Хотя я когда-то расшифровала "Тающий пейзаж" Олега так, что ему самому это раскодирование что -то дало или добавило и он перенес его даже на другие сайты.
Я очень люблю, когда кто-то даёт трактовки стихов Олега: Женя Коновалов, Мила Владимирова и ты- пожалуй наиболее близко приближаетесь к его космосу и, постигая его глубины, -открываете и обживаете какие-то новые планетки поэтической вселенной под названием "поэзия Олега Горшкова".
Вот теперь, и планету этого стихотворения слегка обжил , и меня по тропинке своего понимания провёл, и я посадила там свой цветок благодарности автору и стихотворения и эссе...
Карпенко Александр
21.11.2008 10:08
Наташ, это, в сущности, тоже "оборотка", только написанная не стихами. Я, поскольку прилично владею любыми жанрами, машинально выбираю, как мне сподручнее говорить:))

Для меня "жить на два космоса" - норма жизни:)) Очень многие поэты открывают что-то своё в поэзии Олега и достаточно глубоко об этом говорят. Например, Лада очень хорошо понимает поэзию Олега, до глубин и нюансов. И твои слова очень ёмки; это могло бы стать предисловием к его подборке или книге.
Малинина Наталья
21.11.2008 15:40
Что это "оборотка", Саш?
Карпенко Александр
21.11.2008 16:35
Ну, плод "ответного" вдохновения. Обычно - стихотворение на навеянную автором тему. Так сказать, вариации на тему, написанные под сильным впечаилением прочитанного.
Карпенко Александр
12.06.2010 15:30
Да, Олега можно назвать "постояльцем внутреннего космоса".

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
СТИХОФОН

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help