логин пароль (?) регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Всероссийский творческий конкурс *Дороги фронтовые - узелки на память*
О плесени и любви
Я - за справедливость
Всероссийский ежегодный литературный конкурс *Герои Великой Победы- 2020*
Сперматозоид и яйцеклетка
Геморрой совершенствует душу
ЦИРКУЛЬ @kstv77
10-й Международный Грушинский интернет-конкурс. Положение о конкурсе 2019-2020.
НЕПОКОРНОСТЬ
Три Товарища
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО

Новые отзывы БЛОГОВ:
Дорогая редакция 03:03
Дорогая редакция 02:55
Алисов Владимир 00:44
Тищенко Михаил 21:18
Тищенко Михаил 21:11
Алисов Владимир 14:48
Гридин Сергей 13:38
Гридин Сергей 13:13
Алисов Владимир 11:32
Дорогая редакция 15:40


Карпенко Александр
Откровения одиночества от Светланы Ос 10.11.2008 12:20

Бокал человека, земную жизнь прошедшего до половины, наполовину пуст. И - наполовину полон. Зависит от того, с какой стороны посмотреть. Первое, что бросается в глаза и привлекает в поэтике Светланы Ос, вызывая симпатию, - это предпочтение, которое она отдаёт одиноческому пути художника перед путём "тусовочным".

Там, где каждый из нас, равноценно-блестящих,
В окруженье зеркал, позолоты, картин,
Из фальшивого мира шагнув в настоящий,
Остается с судьбою один на один.

Надо сказать, что вокруг темы одиночества сломано множество копий и иллюзий. Обычно разделяют одиночество бытовое и одиночество космическое. Разделяют их, конечно, искусственно, поскольку дух, душа и тело в пределах земной жизни неразрывно между собой повязаны. Если у тебя нестерпимо болит зуб, ты вряд ли будешь сочинять стихи. Собственно, я и не собираюсь раскладывать по полочкам одиночество пола и одиночество личности. Ограничусь разве что тем соображением, что космическое одиночество человека невольно побуждает его скептически относиться к любви как способу преодоления такого одиночества. Даже родственники - порой плохие помощники человеку в борьбе с его вселенским сиротством, проистекающим от непохожести на других. И, чем непохожее человек на остальных, тем глубже его космическое одиночество. Стихи Светланы Ос интересны тем, что космическое одиночество отдаётся в её героинях больнее, нежели одиночество женское.

Каждый несет в себе
Тысячи новых вер:

Веры, что будет час...
Веры, что Бог един...
Только любой из нас
В людной толпе - один.


У Светланы Ос много строк в самых разных стихотворениях впрямую и "между строк" повествуют именно об этом непреодолимом одиночестве:

Там, где днём не знает света
Неба чёрная дыра,
Заколодила поэта
Беспричинная хандра.

Какое свежее и хорошее слово у Светланы - "заколодила". Как будто хандра героини - подколодная гремучая змея… Надо сказать, что не только поэты подвержены приступам одиночества. Но многие из тех, кто болен тем или иным одиночеством, ищут спасение в творчестве как единственном способе поговорить с миром - и, если не быть понятым, то, хотя бы, быть услышанным. И сильнее всего стихи тех поэтов, чей единственный канал связи с внешним миром лежит через творчество.

Поэзия Светланы Ос не чужда мифологических тем и сюжетов. Возьмём, к примеру, её притчу о Зле.

Когда мифическое Зло,
Преодолев времён излом,
Нас не уменьем, так числом
Превосходило,
Мы груды дум и слов пустых
Переплавляли на кресты,
И тьма теряла блокпосты,
Утратив силу..

Но сквозь надежды рваный фетр
Струился страх из чёрных недр,
За километром - километр,
Как кровь по венам.
И на глазах редела рать,
Забыв о праве выбирать,
Приняв искусство умирать
Почти мгновенно.

Да, обречён был этот бой:
Священник пел "за упокой",
Гасил дрожащею рукой
Паникадила,
И плакал в небе белый страж.
А Зло уже входило в раж
И мир брало на абордаж..
.. И победило.

Самое удивительное для меня в этом стихотворении - декларация о победе Зла. Хотя, конечно, автор ни словом не обмолвилась об этой победе как окончательной и бесповоротной. Всё дело в том, что Добро и Зло находятся в динамическом состоянии неустойчивого равновесия. По этой причине, очевидно, что окончательная победа любого из этих верховных начал попросту невозможна. Но локальные победы Зла - да, возможны, поэтому автор как поэт прав, "не солгав ни капли". Как известно, всех людей можно условно разделить на оптимистов, пессимистов и реалистов. Нельзя требовать от поэта, живущего в мрачное время, чтобы он охватил мысленным взором и те времена, когда всё было не так плохо. Если он живёт в такое время, когда нечем дышать, его даже не назовёшь паникёром и пессимистом. Он - реалист. Если же говорить о самом стихотворении, то оно, несмотря на небольшой размер, написано с истинно былинным эпическим размахом, напоминающим "Властелина Колец". И, конечно, оно мыслится только как увертюра к ещё более грандиозному ненаписанному стихотворению, а, может быть, и поэме.

Карпенко Александр
10.11.2008 12:21
Много раз приходилось слышать о "профнепригодности" глагольных рифм, особенно от людей, которым очень хочется что-то сказать, а сказать - нечего. Светлана Ос в ряде своих стихотворений наглядно демонстрирует, что "ученические" правила легко могут быть посрамлены мастером своего дела. Плотность образов у Светланы такова, что глагольные рифмы вовсе не выглядят, как упущения или недоработки: они органично вписываются в выстроенную автором систему образов.

Друг друга отражают зеркала,
Реальность воплощенья удаляя,
Но всё же обретая и теряя
Покой, попеременно доверяя
Правдивость тайны - лживости стекла,
Где серых лабиринтов витражи
Готическим величьем поражают
И зазеркалья суть отображают,
Где путника сражают, окружая,
Туманности, фантомы, миражи.

Поэт, находящийся под перекрёстным отраженьем двух зеркал, зеркала жизни и зеркала смерти, попадает в своё закадычное зазеркалье:


…жизнь творца бесславна и горька...
И дан ему весь мир на одного -
Полубезумный, суетный и пресный.
И он стоит безвольно, бессловесно -
Печальный полубог, смотрящий в бездну -
Пред бездною, смотрящею в него...

Не могу сказать, что последние две строки, афористически венчающие стихотворение Светланы Ос, новы по мысли. Я уже читал нечто подобное у Ницше и Сартра. Но как здорово сказано! И потом, подобные крылатые выражения настолько универсальны, что их трудно "застолбить" за собой даже такому мастеру афоризма и парадокса, как Фридрих Ницше.

Язык Светланы Ос достаточно прост, но эта простота - следствие способности ясно излагать свои мысли. Иногда же в речи поэта появляются своего рода изюминки, специфические слова, за которыми приходится лезть в словарь. Но это только увеличивает очарование от прочитанного. Поэту одинаково подвластны и бездна верха, и бездна низа, но смотрит Светлана всегда снизу вверх:

Под небом, где химер стада,
Где с криком кружит вороньё,
Лежит дорога в никуда.
И лишь два шага до неё...
Вот на поверхности песка
Уже теряются следы,
И тает плоскость плавника
Под километрами воды,
И опрокинут в липкий зной
Светила огненный геккон.
Бокал вина передо мной,
Наполовину полон он.
С душой, податливой как ртуть,
Легко остаться не у дел.
И нет решимости шагнуть
За обозначенный предел,
Прервать запущенный процесс,
Взломать условностей хитин
И дотянуться до небес
Из маракотовых глубин.
И, развернувшись в полный рост,
Остаться, не укрыв лица,
Там, где под вечер в свете звёзд
Звучат мелодии творца...

Но звук не достигает дна
Сквозь шорох вод и жабер хруст...
Что наша жизнь? - Бокал вина...
И он наполовину пуст.

Наполовину пустой бокал Светланы Ос заставляет вспомнить строки Игоря Гора: "И не было меня - мир пуст. Уж нет меня - мир полон". Свершённая жизнь целиком заполняет мир. Бокал, заполненный наполовину, радует оптимистов, но раздражает и пугает перфекционистов, жаждущих полного бокала и грезящих о нём, как о золотом руне. Но нам дано изменить не свершившиеся факты, а лишь своё к ним отношение. И помогает в этом как раз душа, "податливая, как ртуть". В нашем быстро изменяющемся мире это скорее преимущество, нежели недостаток. Гибкая, как ртуть, душа помогает человеку выжить.

Как выразился однажды Блок, "вся поэзия - обмолвка". Иногда маленькие восьмистишия Светланы Ос похожи просто на заметки на полях, однако дар слова делает, казалось бы, невозможное: простое наблюдение оказывается и грустным, и смешным, и глубоким, и афористичным:

О ЛЮБВИ

Ночь. Под балконом топчась бестолково,
Пылких речей рассыпая рулады,
Он Ей понравился с первого слова.
С первого слова... до первого взгляда.

Несколько позже, в кругу маскарада,
Ангельский облик приняв за основу,
Он полюбил Её с первого взгляда.
С первого взгляда... до первого слова.

И это - в теме, на которую не писал только ленивый!:) Светлана Ос - поэт пути. Того самого, о котором шёпотом говорили звёздной ночью герои знаменитого фильма "Безымянная звезда". Звёзды никогда не сбиваются с предназначенного им пути. Удел остальных - "спутничать" звезде. Об этом хорошо говорит поэт в стихотворении "Полярная Звезда":

Но не ищи у нее ответ,
Мир ее ясен едва ль кому...
Манит лучами туда, где свет,
Снова бросая назад - во тьму...

Следом за ней я должна идти.
Знаю - обратной дороги нет.
Поздно. Уже не свернуть с пути.
Просто забудь. Не смотри мне вслед...

Интересно, что сюжет стихотворения зеркально противоположен притче об Орфее и Эвридике: там Орфей был ведущим, но по сути - ведомым: запрет бога был именно на нём. Здесь же ведущая - женщина, но запрет - опять на мужчине. Вся разница в том, что Орфею нельзя было оглядываться, а лирическому герою Светланы Ос - смотреть вослед. Но то - лирический герой. Мы же, благодарные читатели, осмелимся изредка глядеть нашему автору вослед, надеясь прочесть в её строках, а заодно и в своём сердце что-то важное и судьбоносное.


9.11.08.
Чеботарева Людмила
10.11.2008 15:42
А можно я повторюсь, Саш?
И вновь: блистательная статья о блистательном поэте.
Такие тонкие и бережные слова Александр нашел о поэзии Светланы. Аж завидки берут, честное слово! ;-)

С теплышком,
Люче
Евсеева Елена
10.11.2008 20:31
Александр, супер!!! А Светлана-то видела? :))))
Карпенко Александр
10.11.2008 22:40
Девушки, я о плохих поэтах вобче не пишу:)) Даже за деньги:)) Так что, может быть, и про вас черкну когда-нибудь. Желание такое есть:)) Я вон Асманову год уже обещаю, да всё никак(( Тут как со стихами: накатит - только и успевай записывать! А круг интересных поэтических явлений достаточно широк. По некоторым поэтам хоть диссертацию пиши:)) А Светлана, конечно, читала. Спасибо, Люся и Леночка!
Арсанова Янка
11.11.2008 00:06
ух ты!!! как хорошо, Саша!!!
очень люблю твои эссе (не знаю, правильно ли назвала?)
действительно, можно только по-доброму позавидовать авторам, о которых ты пишешь - так тепло, так бережно, так глубоко.
Спасибо тебе!
Карпенко Александр
12.11.2008 18:03
Правильно, Янка. Хотя не в названии дело. Спасибо, что читаешь!:)

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
РИФМА КЛУБ

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help