логин пароль (?) регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Всероссийский творческий конкурс *Дороги фронтовые - узелки на память*
О плесени и любви
Я - за справедливость
Всероссийский ежегодный литературный конкурс *Герои Великой Победы- 2020*
Сперматозоид и яйцеклетка
Геморрой совершенствует душу
ЦИРКУЛЬ @kstv77
10-й Международный Грушинский интернет-конкурс. Положение о конкурсе 2019-2020.
НЕПОКОРНОСТЬ
Три Товарища
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО

Новые отзывы БЛОГОВ:
Дорогая редакция 03:03
Дорогая редакция 02:55
Алисов Владимир 00:44
Тищенко Михаил 21:18
Тищенко Михаил 21:11
Алисов Владимир 14:48
Гридин Сергей 13:38
Гридин Сергей 13:13
Алисов Владимир 11:32
Дорогая редакция 15:40


Карпенко Александр
Цветок и камень. Застывшая музыка Игоря Лукшта. 04.11.2008 13:38

У поэзии Игоря Лукшта много приверженцев. Чем крупнее поэт, тем больше противоположностей он в себе совмещает. Я читаю цикл Игоря Лукшта "Ремёсла" и понимаю: земное начало так крепко повенчано в нём с небесным, что не покидает ощущение, что автор "облагородил" рутинные, пролетарские профессии, придав им вселенское значение и звучание. "Будешь плохо учиться - землекопом станешь!" - стращали меня в детстве родители. А, оказывается, быть землекопом, в поэтической мифологии Игоря Лукшта, не только не страшно, но и почётно, и ответственно, и архиважно. Можно сказать, Игорь Лукшт стихами своими "реабилитировал" в глазах обывателя земные профессии, считавшиеся ранее "непрестижными". Игорь пишет "щедро", как выразилась Светлана Осеева. Что означает щедрость применительно к поэтике Игоря Лукшта? Это опьянение жизнью и много, много красок. Иногда кажется, что существует даже некий избыток красок в его стихотворениях. Но это как раз вполне объяснимо: художник переносит на поэтическое полотно все гаммы, все оттенки красоты, а стихи к такому рогу изобилия художественных средств как будто не привыкли… Вернее, это наше восприятие стихов "не привыкло". Вот нам и кажется, что присутствует некий избыток…

Не стоит забывать, что Игорь Лукшт начинал как художник и скульптор, а эти жанры искусства, всё-таки несколько ограниченны в пространстве по сравнению с искусством слова. Например, живопись не способна развивать сюжет. Она может только останавливать прекрасное мгновение, что уже само по себе немало. Но я веду вот к чему. Живопись и скульптура достаточно "аскетичны" в сравнении с поэзией. И этот аскетизм побуждает художников максимально насыщать красками, казалось бы, обыденные вещи, находя в них скрытую от посторонних глаз поэзию. То есть те вещи, мимо которых прошёл бы поэт, озабоченный своей внутренней жизнью, художник без внимания не оставляет. В этом и заключается своеобразие поэтики Игоря Лукшта. Он может написать стихотворение "из ничего", просто сидя на берегу никому не известного пруда. Или - задержать в себе мимолётное впечатление, а потом месяцами, годами тщательно "выписывать" его в своём новом произведении.

Зато художественные ремёсла, в отличие от словотворчества - вещи гораздо более ритуальные, вещественные, материальные. Игорь Лукшт поведал нам в своих стихах, "из какого сора" растут его скульптурные произведения. Сперва землекоп выкапывает из земли комок глины, а затем скульптор начинает над этим первородным комочком своё поэтическое "моление".

Здесь, в магме родовой, первоначальной,
Сокрыты все творения мои -
Рождённые и будущие чада -
Отзвучия Любовей и печалей,
Отчаяний и помыслов рои.

Вот он, первородный космос художника! Точнее, это ещё не космос, а хаос, но хаос, уже содержащий в себе семя, зародыш и потенцию космоса. То невидимое, но прекрасное, которое обещает стать видимым, завершённым и долговечным. Но дадим слово самому поэту:

Под коркой глины слышу шелест крыл,
Смятенье юных губ и плеск ладоней,
И старости ворчливые хоры…

Я рассекаю грубой бороздой
Горбы и глади глиняного поля,
Тревожа Небо медленной мольбой:
"Пребудь со мной, в дни радости и боли,
В часы трудов - в обычае ль, крамоле -
Отец Небесный, Свете тихий мой"…

Карпенко Александр
04.11.2008 13:39
Здесь надо отметить, что, молясь над прообразом своего будущего творения, поэт не ограничивает свою молитву только художественным творчеством. Поэт молится, чтобы Отец Небесный не оставлял его ВО ВСЕХ его трудах! Вроде бы простая мысль, но, вместе с тем, это очень необычно и знаменательно! Поэт не хочет создавать Божественные творения, безбожно прожигая остальную жизнь, когда он не занят творчеством. Наверное, это выглядит не очень романтично в свете Серебряного века, в котором поэты нередко гордились дружбой с дьяволом: "Пять коней подарил мне мой друг Люцифер…" (Николай Гумилёв). Да и с Пушкинским тезисом: "пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, среди детей ничтожных света, быть может, всех ничтожней он" позиция Игоря Лукшта не очень-то очень согласуется. Но, может быть, это - новый романтизм двадцать первого века? И люди, наконец-то, перестанут беспутничать во имя якобы "высшего" творчества?..

У Игоря Лукшта есть стихи, которые поражают воображение даже видавших виды людей. Я не могу припомнить ни одного стихотворения, в котором автор бы так трепетно описывал появление на свет своего собственного младенца, как это сделал Лукшт в стихотворении "Входи, дитя!". Может быть, поэту-женщине непросто написать столь космические стихи в силу некоторой "повёрнутости" своего сознания на вынашивание ребёнка.

…лик небесного посланца,
столь зыбок в животворной колыбели,
в скорлупках тонких, цвета померанца,
его сердечка лепет акварельный.

Дитя, дитя! В пелёнах кайнозоя,
во снах янтарных спишь в дремотных водах:
сквозишь в межтравье древней стрекозою,
шуршишь змеиной шкуркой слюдяною,
зрачок багришь румянцами восходов.

Простое до банальности, хотя и не лишённое тайного очарования событие трактуется автором как Богоявление, как событие вселенского масштаба. И потоки нежности набегают, волна за волной, на песчаный берег, где уже затаился благодарный читатель… Стихи Игоря Лукшта общечеловечны, и в этом - ещё одно их достоинство. Они одновременно и "густо" написаны, и достаточно просты для восприятия: густая простота.
А рождение сына или дочки - действительно событие незаурядное в жизни каждого человека. Даже если не забывать о том, что родители - всего лишь "медиумы", и ещё беспомощный молодой человечек - уже с пелёнок ни на кого не похожая личность. Хотя и содержит в себе генетический код своих предков.

Я бы не назвал Игоря Лукшта эпиком, хотя многие его стихотворения похожи на эпос. Скорее, он, по выражению Марины Цветаевой, "поэт с длинным дыханием". Это, конечно, не значит, что он не может написать блестящую миниатюру. Маленькая притча о душе "Босоножка" - лучшее тому подтверждение. И всё же - вольготнее всего Игорь чувствует себя там, где у него есть большое и длительное пространство. Лучшая Лукштовская строфа - шести-восьми-строчна. Чем больше строк в строфе, тем "гуще" поэтический замес. Когда я читаю Лукшта, меня не покидает ощущение, что он "рисует" в стихах то, что не успел нанести на холст. Микеланджело и Леонардо не описывали в стихах и прозе свои картины. Но Игорь Лукшт, по-видимому, считает, что в стихах можно передать живопись. Ведь "живопись" - это то, что написано живо, а разве стихами нельзя написать живо?! И это часто ему удаётся. Меня больше всего поражает непринуждённость, с которой он переходит от одной детали к другой, как он в пейзаж "вписывает" человека. Например, в стихотворении "Тамбовский часослов" после изумительного по красоте пейзажа следует строка "там шёл ребёнок…" Поэт "остановил" в нашем сознании идущего ребёнка! Это ли не чудо? И таких чудес у щедрого поэта - россыпи.

В заключении хотелось бы сказать вот о чём. В наш век, когда поэты мало уважают друг друга, а маргиналы от поэзии вообще пишут, что "в каждом втором литераторе русском что-то подонское есть", меня беспрестанно удивляет и восхищает человеческая составляющая поэта Игоря Лукшта. Никто в жизни не слышал от него дурного слова, он всегда подчёркнуто внимателен к каждому собрату по цеху. Прежде чем написать ответ на рецензию, Игорь обязательно заглянет на страничку рецензента и не забудет упомянуть в своём ответе приглянувшиеся ему строки этого поэта. Даже если кто-то напишет о его творчестве неуважительно, Игорь обычно говорит: "Это не ты написал. Это твоя усталость. Это твоё раздражение". Игорь Лукшт действительно любит людей, причём ему удаётся любить людей не избирательно, а всех без исключения. Это - большая редкость. И я снимаю перед этим человеком шляпу.
Чеботарева Людмила
04.11.2008 14:57
Блистательная статья о блистательном поэте.
Спасибо, Саша!

С теплом,
Люче
Арсанова Янка
04.11.2008 18:24
Спасибо, Саша!
превосходная статья о замечательном поэте.
очень люблю поэзию Игоря Лукшта!
Карпенко Александр
04.11.2008 20:32
Спасибо, Люче и Янка, что заглянули. Я, кстати, не уверен, что статья попадётся самому Игорю Лукшту. У меня уже был случай с Гофайзеном, когда эссе о нём прочли все, кроме самого Миши:) Но специально звонить Игорю не буду:))
Карпенко Александр
04.11.2008 20:35
Вот-вот, Надежда! Можно сказать, поймали меня на слове. Но, я уверен, птичья почта донесёт до "именинника" сию новость:)) Тем более, что я вывесил это безобразие ещё и на Поэзии.ру:)
Шляхова Надежда
27.12.2008 21:20
Саша, как я рада этому эссе! О стихах Игоря Лукшта мне хочется писать много и подробно. Его непростая философия, пластика и глубина его стихов восхищает меня до глубины души. И так хорошо, что Вы со своей точки зрения взглянули на поэтику Игоря! Спасибо!

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Новая литература

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help