логин пароль регистрация
кто тут=>


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО
Умер Лёня Колганов...
О пытке
Сильно! Честно! И прямо по морде!
О творческих конкурсах вообще и поэтических в частности
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Конкурс исторической поэзии *Словенское поле - 2019*
Премия *Поэзия*. 2019 год. Положение о премии.
15 апреля скончалась Ольга Алёшина...
Vll Международный литературный тютчевский конкурс *Мыслящий тростник*
Всероссийский поэтический конкурс *Я знаю, родятся песни...* к 135-летию Н.А.Клюева
III конкурс молодых поэтов на приз имени Бориса Богаткова
Радио КОНКУРС ПоЭдинок
ЧЕТЫРЕ КОНКУРСА ФЕСТИВАЛЯ «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА-2019»
Международная литературная премия им. И. Ф. Анненского
3-й Всероссийский литературный конкурс *Хижицы - 2019*. Положение о конкурсе.
8-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии - 2019. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ.
Vll Международный поэтический конкурс *45-й калибр* имени Георгия Яропольского. Сезон-2019.
Джинна вызывали?
Verba volant scripta manent

Новые отзывы БЛОГОВ:
Стрелец Вик 23:31
Брагин Никита 10:11
Галь Дмитрий 17:50
Элго Маргарита 11:10
Алисов Владимир 23:08
Элго Маргарита 12:51
Элго Маргарита 12:43
Алисов Владимир 23:48
Элго Маргарита 17:08
Алисов Владимир 10:32


Корнилов Егор
Философия-вдохновительница, идеология и цензура 19.10.2008 17:52

Мысль о том, что каждое твоё действие, каждое решение, каждое слово отзываются в сердце мира не только в масштабе этой вот местечковой суеты – но в масштабе вечности, в общем потоке истории, заставляет гораздо внимательнее выбирать свой путь по жизни и осознавать свои истинные ценности. Этот «героизм расширения», не имеющий ничего общего с раздутостью Эго и вакхическим пиром сияющего самомнения, очищает и переструктурирует сферу целеполагания: позволив себе однажды ощутить душою величие, трудно продолжать барахтаться в грязи. Появляется ярко выраженная потребность психики в наличии позитивных ценностей и конструктивных целей, вписанных в контекст целостной Вселенной. Мировоззрение, прежде половинчатое или фрагментированное, стремиться сбросить с себя скорлупу неведения – и остаётся один на один с мучительной неопределённостью, в надежде вырастить на ниве этого хаоса идей и суждений новую, целостную систему, согласованную на интеллектуальном уровне с теми интуитивными впечатлениями и героическими эмоциями, которые и дали начало всему этому процессу. А поскольку любые попытки построить целостную систему мировоззрения так или иначе связаны с эмоциональными предпосылками и оценками, и не могут не включать последние в себя - пускай даже неосознанно, как это делает большинство философов – то не лучше ли осознанно выбрать «материал» для построения своего философского здания, выбрать тот тип «метафизического цемента», благодаря которому это здание устремится в небо, а не рассыплется прахом при первом же потрясении и не утонет в болоте липких будней?
Продолжая «строительную» аналогию, можно сказать, что интеллект, взятый «в чистом виде», создаёт архитектуру философской конструкции, просчитывает его на прочность и разрабатывает оптимальную технологию строительства. Но материал для строительства подбирается, исходя из условий существования, и добывается этот материал в глубоких карьерах эмоционально-чувственных и сенсорных восприятий, в родниках глубинных стремлений человеческой души. Изначально некачественный материал накладывает серьёзные ограничения как на прочность и долговечность, так и на эстетические характеристики готового здания. Если направить все свои силы и философские навыки на построение здания «из того, что было», можно даже из негодного материала соорудить архитектурный (то есть философский) шедевр. Но это ли – оптимальный путь, достойный Мастера?
Возвращаясь к вопросу о качестве эмоциональных предпосылок, незримо входящих в состав любой философской системы, следует признать, что героические эмоции, а также переживания счастья и любви и всеохватное чувство гармонии являются лучшей подложкой, исходной и конечной точкой для философских построений, нежели депрессивные состояния, страх, ненависть и дисгармония. Какими эмоциями, состояниями и стремлениями вдохновлено то или иное мировоззрение – именно эти состояния оно и получит в качестве предела своих стремлений, и именно их будет оправдывать на каждом извиве пути, используя всю мощь интеллектуального аппарата. Поскольку эмоции, стремления и мечты являются «скрытым фактором» для большинства философских систем – при их построении следует внимательно отслеживать влияние эмоциональных факторов на суждения, не преувеличивая это влияние, но и не отмахиваясь от него, ибо такое отношение к эмоциональности, одному из важнейших аспектов человеческой личности, в интеллектуальном смысле нечестно.
Философия, как интеллектуально выверенная основа человеческого мировоззрения, не только имеет право быть идейной вдохновительницей большинства жизненных свершений, и вдобавок основным соавтором осознанного Я в написании сценария жизни в целом – но просто обязана выполнять такие роли. В противном случае она окажется инертным, нефункциональным элементом психики – либо даже элементом разрушительным, фактором отрицательной мотивации.
Всё это относится не к философии как науке, ибо она в полной мере доступна, увы, немногим – но к философии как мировоззрению, которая в том или ином виде присутствует у всех и каждого. И если косноязычие и примитивизм жизненной философии, присущие едва ли не большинству живущих, неискоренимы без серьёзной корректировки культурных ценностей и даже генофонда человечества в плане интеллектуального развития – то изменение эмоционального и идейно-телеологического, целевого базиса мировосприятия кажется выполнимой задачей.
Но первыми шагами в этом направлении должно стать введение цензуры на телевидении и в печати по эмоционально-оценочным критериям, разработка разумной концепции эстетического и морально-нравственного воспитания детей, и другие шаги, часть из которых противоречит принципу свободы слова и иным демократическим нормам. Однако, если мы хотим иметь здоровых в мировоззренческом отношении людей, позитивно настроенных, конструктивно мыслящих и творчески верящих хотя бы в возможность социального и духовного, а не только технического прогресса – при переходе к такому обществу, как это ни парадоксально, без ограничения разгула демократических свобод и прав не обойтись.
Понятия цензуры и идеологии освещены тёмной аурой тоталитаризма, но это единственные инструменты в борьбе против современной формы демократии, которая на уровне общественных отношений всё заметнее анархизируется. Опасность заключается в том, что на фоне всеобщего культурного хаоса, на зыбкой почве отсутcтвия идеалов и основ гораздо проще проворачивать пиаровские акции, искажая восприятие «фокус-группы», то есть основной, зомбированной части социума, в пользу очередного клиента, «того, кто платит и заказывает музыку». А эти тенденции и возможности приводят к скрытой форме диктатуры, причём диктатуры низшего сорта – диктатуры ради сиюминутной прибыли манипулирующего меньшинства. По сравнению с такой угнетающей перспективой введение культурной цензуры и государственная деятельность на ниве разумной идеологии выглядят весьма мягкими мерами предосторожности.
Бейлина Мадлен
19.10.2008 19:16
"Понятия цензуры и идеологии освещены тёмной аурой тоталитаризма, но это единственные инструменты в борьбе против современной формы демократии, которая на уровне общественных отношений всё заметнее анархизируется. Опасность заключается в том, что на фоне всеобщего культурного хаоса, на зыбкой почве отсутcтвия идеалов и основ гораздо проще проворачивать пиаровские акции, искажая восприятие «фокус-группы», то есть основной, зомбированной части социума, в пользу очередного клиента, «того, кто платит и заказывает музыку». А эти тенденции и возможности приводят к скрытой форме диктатуры, причём диктатуры низшего сорта – диктатуры ради сиюминутной прибыли манипулирующего меньшинства."

БРАВО. Великолепно сказано...

и...:)... теперь эти слова - да Богу бы в уши...
:-)

Спасибо, Егор. С живым интересом и пользой для себя читаю ваши эссе. Надеюсь, что Вы их не сотрете? у меня старенький комп, память маленькая((... не стирайте? я еще буду возвращаться - это точно, и ведь еще имеются люди, кому это нужно... ладно?
:-)
Резина Юлия
19.10.2008 22:22
Егор, очень импонирует масштабность и самой задачи, и подходов к её решению. Идея проявить, сделать видимыми эмоциональные предпосылки в качестве "подложки" в архитектуре "философской конструкции" кажется достойной и своевременной. Абсолютно согласна с Вами по поводу необходимости "введение цензуры на телевидении и в печати по эмоционально-оценочным критериям, разработка разумной концепции эстетического и морально-нравственного воспитания детей"... В ином случае, мы все являемся заложниками, "заказывающих музыку", которым, по определению, неведом "героизм расширения". При размышлении на эту тему всегда попадаю в тупик: "Кто будет г л а в н ы м цензором? Каким образом он будет назначен - выбран на эту должность? (слишком печальна история цензуры, нет "школы для воспитания идеальных цензоров", нет механизмов приведения их "во власть" и т.п.).
Каждый раз убеждаюсь,что для решения задачи данного уровня необходимы средства более высокого уровня (по Геделю). ЧтО могло бы явиться подобным средством? (мои предположения относятся к разряду утопии)
С глубокой признательностью за чрезвычайно интересный
материал к размышлению.

Рабин Анатолий
20.10.2008 02:13
Похоже, Егор, Вы пытаетесь утверждать, что анархия - высшая форма, к которой стремится свобода. "Ограничение разгула демократических свобод и прав" существует с тех пор, как существует само понятие "демократия". Эти ограничения исходят из биологической и социальной целесообразности, охраны собственности, семьи, будущего.
А рассуждения о цензуре мы уже проходили: диктатура, властное меньшинство "заказывает музыку". Да и радение о судьбе потомков надо бы начинать не с цензуры, а с воспитани
Рабин Анатолий
20.10.2008 02:17
а с воспитания их родителей, с их нищеты и бесправия.
Материальное благополучие - первооснова нормальной семьи и главнейщий стимул предотвращения разгула и анархии.
Стрелец Вик
20.10.2008 03:02
Эта статья мне в большой мере импонирует. Подобные мысли давно будоражат сознание. Совершенно наглядно демократические процессы все более спекулятивно эксплоатируют "зыбкую почву отсутcтвия идеалов и основ" в пользу "того, кто платит и заказывает музыку".
И полагаю, что в конце концов любое общество придет к тому, что "без ограничения разгула демократических свобод и прав не обойтись".
В странах "развитой демократии" уже теперь видна ползучая тенденция к подмене эстетического и морально-нравственного - сомнительными свободами, которые, в конечном счете, потрафляют диктатуре манипулирующего, платящего меньшинства ради сиюминутной прибыли.
Словом, ни единый тезис статьи не вызывает у меня возражений.
Юфит Татьяна
20.10.2008 03:54
По-моему, начинать нужно со школы, с семьи. Там закладываются основы человека. Телевидение - это важно и много, но это - вторично все же, как мне кажется. И не очень-то мне понятны высказывания типа "на фоне всеобщего культурного хаоса, на зыбкой почве отсутcтвия идеалов" - куда они девались, идеалы? Куда исчезла культура? Все есть: и музыка хорошая, и кинофильмы, и литература.
Стрелец Вик
20.10.2008 04:08
Да, это так - все есть. Но есть оно для довольно узкого круга людей, тех, кто не растерял, ввиду всяческих безразмерных свобод, идеалы...
Но верно: начинается все со школьной скамьи. Однако и школьная скамья очень зависима от общей картины от конкретной ситуации в обществе. Каково общество - такова и школьная скамья.
Корнилов Егор
06.11.2008 18:20
Бейлина Мадлен: спасибо Вам!
Я не собираюсь это стирать...
Корнилов Егор
06.11.2008 18:27
Резина Юлия

"Кто будет г л а в н ы м цензором? Каким образом он будет назначен - выбран на эту должность? (слишком печальна история цензуры, нет "школы для воспитания идеальных цензоров", нет механизмов приведения их "во власть" и т.п.).
Каждый раз убеждаюсь,что для решения задачи данного уровня необходимы средства более высокого уровня (по Геделю). ЧтО могло бы явиться подобным средством? (мои предположения относятся к разряду утопии)"

Это действительно серьёзные проблемы, а главная проблема - в том, что социальная система охватывает всю человеческую цивилизацию, а посему выход из "гёделевской ловушки" в поисках средств более высокого уровня - только один: это - выход за пределы цивилизации и культуры, за пределы Человека. Ницшеанский запашок у этой идеи, вернее, у такого решения.

В социальной системе противоречия должны разрешаться силами самой системы - её "переформатированием", если можно так выразиться. Либо - осознанным и управляемым введением "дополнительного измерения" - хотя бы на уровне собственного сознания: например, глубокое подключение самое себя к коллективному бессознательному, коллективный выбор пределов стремления цивилизации (наподобите точек Омега по Тейяру де Шардену) и т.д.
И всё это слеует делать ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО, чтобы не нарушить хрупкую гармонию Всленной.
Корнилов Егор
06.11.2008 18:29
Рабин Анатолий

"Похоже, Егор, Вы пытаетесь утверждать, что анархия - высшая форма, к которой стремится свобода"

Нет, я говорил лишь о том, что современная демократия стремится к "цивилизованной анархии", и это уже НЕ СВОБОДА и НЕ ДЕМОКРАТИЯ.
Именно эти тенденции необходимо пресечь.
Корнилов Егор
06.11.2008 18:31
Юфит Татьяна

"Куда исчезла культура? Все есть: и музыка хорошая, и кинофильмы, и литература".

Всё есть. Но многие ли этим пользуются? Для тех, кто не живёт достижениями культуры - культуры не существует. Чем больше их - тем ярче культура "исчезает": не как феномен, но как инструмент массовой духовности (а не массового потребления зрелищ).
Корнилов Егор
06.11.2008 18:32
Стрелец Вик: спасибо большое, мне очень приятен Ваш отзыв и Ваше согласие с приведёнными здесь тезисами!

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Новосибирский поэтический портал

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2013
php+sql dAb 2003-2005
Техническая поддержка -
пишите_в_теме_rifma-help