логин пароль регистрация
кто тут=>


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО
Умер Лёня Колганов...
О пытке
Сильно! Честно! И прямо по морде!
О творческих конкурсах вообще и поэтических в частности
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Конкурс исторической поэзии *Словенское поле - 2019*
Премия *Поэзия*. 2019 год. Положение о премии.
15 апреля скончалась Ольга Алёшина...
Vll Международный литературный тютчевский конкурс *Мыслящий тростник*
Всероссийский поэтический конкурс *Я знаю, родятся песни...* к 135-летию Н.А.Клюева
III конкурс молодых поэтов на приз имени Бориса Богаткова
Радио КОНКУРС ПоЭдинок
ЧЕТЫРЕ КОНКУРСА ФЕСТИВАЛЯ «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА-2019»
Международная литературная премия им. И. Ф. Анненского
3-й Всероссийский литературный конкурс *Хижицы - 2019*. Положение о конкурсе.
8-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии - 2019. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ.
Vll Международный поэтический конкурс *45-й калибр* имени Георгия Яропольского. Сезон-2019.
Джинна вызывали?
Verba volant scripta manent

Новые отзывы БЛОГОВ:
Брагин Никита 10:11
Галь Дмитрий 17:50
Элго Маргарита 11:10
Алисов Владимир 23:08
Элго Маргарита 12:51
Элго Маргарита 12:43
Алисов Владимир 23:48
Элго Маргарита 17:08
Алисов Владимир 10:32
Элго Маргарита 09:30


Корнилов Егор
Функциональное понимание этических категорий 17.10.2008 16:24

Ось добра и зла пронизывает всё человеческое бытие, каждый уровень существования, каждое мгновение и каждый акт выбора, реализующий телеологический базис оценочной системы. Безусловно, все попытки установить объективные критерии добра и зла, особенно установить их априорно, до опыта, заведомо несостоятельны и ведут в итоге к проигрышной позиции моралиста-догматика.
Поэтому отсюда и в дальнейшем мы пользуемся категориями «добра» и «зла» не в морально-этическом смысле («что такое хорошо и что такое плохо»), но в функциональном (что эффективно на длинном временном промежутке, а что нет). Доминирующая и целевая тенденция к разрушению, включая саморазрушение, очевидно, неэффективна, особенно это заметно не в замкнутых временных рамках, а в масштабах вечности; поэтому тенденция к разрушению попадает в категорию «зло». Доминирующая и целевая тенденция к созиданию, включая самосозидание, эффективна, и это особенно заметно опять же в масштабах вечности; отсюда тенденция к созиданию попадает в категорию «добра».
Что же касается оценки не долгосрочной тенденции, но конкретного действия – то в этом случае установление адекватной оценки затрудняется на порядок, поскольку в любом, даже самом простом действии содержится огромное количество факторов, часть из которых являются неопределёнными в принципе; однако общий подход к оценке остаётся прежним.
Жизнестойкой и эффективной является только гармоничная и непрерывно гармонизирующаяся динамичная система, имеющая чёткую телеологическую направленность в сторону созидания. Таким образом, в случае расширения временных интервалов оценки категории «добра», «гармонии» и «системной эффективности» постепенно сливаются, и их в нашей (гипотетической) идеальной оценочной системе следует считать тождественными. И это в основе своей совсем не моральные оценки – оценки здравого смысла; а то, что в пределе мораль сливается со здравым смыслом, говорит лишь о том, что по сути своей человеческая мораль, понятая и прочувствованная правильно, является здравым смыслом души.
Без принятия в значительной мере эмпирических условий формирования морального суждения, а также без понимания его телеологического базиса, то есть того, к чему это суждение и следующие из него следствия способны в итоге привести, невозможно то или иное действие классифицировать в координатах «добра» и «зла». И даже классификация, основанная на поверхностном понимании функциональных этических категорий – то есть добро как интегральное дол-госрочное созидание, и зло, соответственно, как разрушение – такая классификация выглядит упрощённой едва ли не до потери всякого смысла. Единственный выход из ловушки схематизма применительно к любой форме моральных суждений – это опора на эмпирическую информацию и понимание диалектической природы любых динамических процессов во Вселенной.
Добро и зло парадоксальны в том смысле, что одновременно и относительны, и абсолютны: они относительны, если подходить к ним с меркой настоящего момента, из потока времени, но абсолютны с позиции вечности. Таким образом, природа оценочной диады добра и зла столь же диалектична, как и природа всех процессов бытия; наиболее истинное моральное суждение должно быть основано всё на том же всепроникающем синтезе «вечности» и «времени», относительного и абсолютного, эмпирического и априорного.
Впрочем, описанный выше моральный синтез вполне достижим, если дополнить функциональную модель этики, основанную на эффективности созидания, элементами телеологии, которые, в принципе, можно отнести к априорным, императивным. Это верное отнесение, ибо установление цели в системе человеческой психики, как правило, происходит исходя из некоего идеального образа, стремления, порыва, мечты и т.д. – то есть и в самом деле априорно. Таким образом, с учётом признания дуализма и телеологичности морально-оценочной системы синтез её «временных» и «вечных» составляющих вполне может быть произведен.
Исходя из этого, сформируем расширенный вариант функциональных этических категорий.

Добро, согласно такой трактовке, есть дуальный процесс, включающий в себя элементы созидания и разрушения, но в качестве телеологического базиса (цели и целеполагающей процедуры) имеющий приоритет созидания.

Зло, соответственно, есть дуальный процесс, включающий в себя элементы созидания и разрушения, но в качестве телеологического базиса (цели и целеполагающей процедуры) имеющий приоритет разрушения.

Таким образом, добро и зло в функциональной трактовке различаются только телеологическим базисом, долгосрочным целеполаганием процесса. Это и понятно – ибо как невозможен процесс только лишь созидания, не включающий в себя элементы разрушения, так и невозможно «чистое разрушение», не включающее в себя элементы созидания. Крайние случаи «функционально чистых» процессов не могут быть отнесены к реальной жизни – скорее их можно назвать божественными, если это чистота созидания, и дьявольскими, если это чистота разрушения. Опять же – божественность или дьявольщина суть метафоры и относительные определения.
Абсолютное добро и абсолютное зло допустимы как мыслительные категории и как природа телеологического базиса того или иного процесса; но сами процессы не столь двуцветны. Можно сказать и так: благодаря телеологической направленности, в нашем случае, этической оценочной системы абсолютные принципы «добра» и «зла» пытаются воплотиться в реальных людях и реальных процессах бытия, но преуспевают в этом лишь частично. Однако чётко проявленного вектора стремлений чаще всего достаточно для вынесения морального суждения; именно на этом основана работа любой морально-этической системы.
начало (1 | 2) конец
Корнилов Егор
06.11.2008 17:58
Асманов Александр

Ваш тезис:
"ВСЯКИЙ процесс - это взаимодействие между предметами или явлениями, стремящееся К ЗАВЕРШЕНИЮ, т.к. всякий процесс является признаком некой недостаточности, которую он, собственно, и призван компенсировать".

Он кажется мне интересным, но не до конца верным - вернее, неполным. Вы описали только половину возможных процессов - назовём этот тип ПРОЦЕССАМИ ДЕФИЦИТАРНЫМИ, по причине того, что они призваны "компенсировать недостаточность". Не каждый процесс по своей природе дефицитарен. Часть является ПРОЦЕССАМИ ГЕНЕРИРУЮЩИМИ - такие процессы основаны не на том или ином виде "недостаче" и её покрытии - а на акте свободной воли и производстве того, чего не было, но "хотелось бы, чтобы было": что-то новое, интересное, и даже не обязательно нужное. Можно, конечно, трактовать генерирующие процессы как покрывающие субъективно ощутимую недостачу в неком образе желаемого состояния и таким образом свести их к процессам дефицитарным - но такая подстановка кажется мне натяжкой.
Корнилов Егор
06.11.2008 18:02
Иванов Всеволод: Вас я тоже уважаю! :)

Насчёт Бодрийяра - читаю. Я его и раньше "трогал" - но тогда в его текстах увяз и дальше не читал. Видимо, малый был и глупый :) А, может, и нет: у меня какое-то внутреннее отторжение к идеям политфилософии - чисто эмоциональное неприятие, не делающее эти идеи неверными, но заставляющее относиться к ним весьма и весьма критично (если не сказать - предвзято)...
Иванов Всеволод (Des)
07.11.2008 21:26
Да, трудное чтиво. Психологически трудное.
Я и по сию пору отношусь критично - не подумайте, что считаю "одной книгой, в которой вся правда написана от и до" - ни в коем разе.
И насчет "не делающее эти идеи неверными" - именно, именно... и согласиться с ними почти невозможно, и опровергнуть никак. Только - принять или нет, да и то... Да, на эмоциональном уровне.

И тем не менее - я думаю, что социальная психофилософия (это, на мой взгляд, более удачное определение, чем "политфилософия" - более соответствующее предмету, по крайней мере на русском) - это (на текущий момент) одно из самых глубоких проникновений человеческой мысли в сущность обсуждаемых процессов и явлений. К счастью или к несчастью, но оно далеко не полно.

Огромная часть явлений психики, "мыслей" (кавычки существенны), проявлений и "сущностей" добра и зла, и пр. и т.п. не поддаются никакому "анализу" (поскольку, как мин., существенно однократны - это, кстати, и к судьбе относится), и можно только выразить эмоциональное отношение или внутреннее эмоциональное состояние, вызываемое ими.

Т.е. - есть область явлений, которые не могут быть предметом логического (любой логической основы) рассуждения, но только - интуитивного и эмоционального восприятия и выражения.

Т.е. - искусства.

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
РИФМА КЛУБ

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2013
php+sql dAb 2003-2005
Техническая поддержка -
пишите_в_теме_rifma-help