логин пароль регистрация
кто тут=>


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО
Умер Лёня Колганов...
О пытке
Сильно! Честно! И прямо по морде!
О творческих конкурсах вообще и поэтических в частности
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Конкурс исторической поэзии *Словенское поле - 2019*
Премия *Поэзия*. 2019 год. Положение о премии.
15 апреля скончалась Ольга Алёшина...
Vll Международный литературный тютчевский конкурс *Мыслящий тростник*
Всероссийский поэтический конкурс *Я знаю, родятся песни...* к 135-летию Н.А.Клюева
III конкурс молодых поэтов на приз имени Бориса Богаткова
Радио КОНКУРС ПоЭдинок
ЧЕТЫРЕ КОНКУРСА ФЕСТИВАЛЯ «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА-2019»
Международная литературная премия им. И. Ф. Анненского
3-й Всероссийский литературный конкурс *Хижицы - 2019*. Положение о конкурсе.
8-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии - 2019. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ.
Vll Международный поэтический конкурс *45-й калибр* имени Георгия Яропольского. Сезон-2019.
Джинна вызывали?

Новые отзывы БЛОГОВ:
Стрелец Вик 23:31
Брагин Никита 10:11
Галь Дмитрий 17:50
Элго Маргарита 11:10
Алисов Владимир 23:08
Элго Маргарита 12:51
Элго Маргарита 12:43
Алисов Владимир 23:48
Элго Маргарита 17:08
Алисов Владимир 10:32


Карпенко Александр
Портрет матери 04.10.2008 14:32

посвящается Юрию Косаговскому

Когда я заказал портрет своей матери знакомому художнику, я не мог себе даже представить, что впоследствии могу пожалеть о своём решении. Матери уже давно не было в живых – и мне захотелось увековечить её образ на большом полотне. Конечно, здесь не могло обойтись без фотографии. И тут я сделал решающую ошибку. Я зачем-то дал художнику не одну, а несколько фотографий. Захваченный размышлениями о том, как меняется лицо человека на протяжении жизни, я решил проиллюстрировать художнику свою мысль о том, что лица человеческие, как и реки, тоже «текут» и не бывают одинаковыми в разные периоды жизни. Лицо матери, ничем не примечательное в юности, неожиданно расцвело годам к пятидесяти, чтобы уже никогда не утратить свою красоту. Это было так очевидно, что мне и в голову не могло прийти, что художник может выбрать не поздние, а ранние годы её жизни. Я запамятовал, что, например, Модильяни больше интересовали лица, красота которых явно не укладывалась в общепринятый канон. То есть художник мог нарочно предпочесть дурнушку красавице на том основании, что в некрасивой модели он мог обнаружить свою, нетривиальную, неведомую миру красоту. А что возьмёшь, с общепринятой, канонической красавицы, если только у неё не отрублена рука, как у Венеры Милосской? Но всё произошло ещё неожиданнее.
Знаменитому художнику было совсем не интересно, словно простому ремесленнику, тупо копировать фотографию. Конечно, я предполагал это, думая, что свою фантазию он устремит на фон и перспективу, как это получилось у Леонардо да Винчи в его знаменитой Джоконде. Но художник поступил ещё оригинальнее. Он нарисовал собирательный портрет из всех представленных на фотографиях возрастов, отовсюду почерпая «только лучшее».

Надо ли говорить о том, какой шок я пережил, увидев долгожданный портрет. Я не узнал на картине любимого человека! У меня было такое чувство, что я потерял маму дважды: в момент её ухода и когда увидел этот её портрет. Что-то тревожное тяготеет над нашими воспоминаниями. Мы запоминаем человека таким, каким он ушёл из нашего мира, и любые фантазии на эту тему кажутся нам кощунственными. Нам бы не понравилось, если бы какой-нибудь художник-фантазёр изобразил, скажем, Пушкина глубоким старцем, а Льва Толстого – безбородым юношей. А здесь был случай с собственной матерью! Это показалось мне надругательством над её памятью, и в сердцах я наговорил художнику много обидных и несправедливых слов.

Конечно, не могло быть и речи о том, что я возьму этот портрет. Прошли годы, и как-то я опять зашёл в гости к моему художнику. Надо сказать, что он с честью вышел из неловкой и щекотливой ситуации, которая могла положить конец нашей дружбе.
- Как там поживает портрет моей матери? – спросил я у него за чашкой чая.
- Сейчас я его тебе покажу.
И он полез доставать картину. Меня поразило, что на этот раз картина не показалась мне столь непохожей на оригинал. Наоборот, росло чувство, что ещё чуть-чуть, и она заставит меня воскликнуть: «Мамочка!» Что же произошло с картиной?
Художник рисовал грезившийся ему идеал, свободно обращаясь с чертами лица своей модели. Я сомневаюсь, что у него хватило бы внутренней свободы проделать подобный фокус с памятью не моей, а своей собственной матери. Но здесь он был свободен, раскрепощён, и потому неуязвим для критики.
В конце концов, не я ли сам подвиг его на эту шаткую стезю – внушил ему, что жизнь человеческая похожа на матрёшку: чуть-чуть времени пройдёт – и Господь откуда-то вынимает нового человека… Но ведь даже великий выдумщик Оскар Уайльд не додумался изобразить «усреднённый» из всех возрастов портрет Дориана Грея! Это не показалось ему достойным внимания. «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» – не этим ли фаустовским заклинанием было отравлено целое поколение корифеев искусства того периода? Но если времени нет – а такова главная мысль нашего художника, то не всё ли равно, как выглядит человек на портрете? Стал лучше питаться – и он уже другой. Прошла сквозь сердце неразделённая страсть – и вот он уже опять изменился. Но уместить всю жизнь в одном-единственном портрете – не есть ли это величественнейшая из задач художника? Рисовать не лицо, а лик, сущность?..

Карпенко Александр
04.10.2008 14:33
Надо сказать, что мистика неразрывно сопутствовала моим отношениям с матерью. Однажды она, стремясь записать на клочке бумаги нужный телефон, неосторожно выдрала листочек из моего дневника. Когда требуется найти клочок бумаги, чтобы записать нужную информацию, обычно не слишком стесняешься в средствах. Но у меня была старинная неприязнь к действиям подобного рода, не столько из-за эгоистической привязанности к своей собственности (тетрадке), сколько из-за нечаянно, врасплох поруганного чувства интеллигентности. Рвать тетради некрасиво, тем более – чужие! (Родственные связи – не в счёт!) Когда я заметил, что мама вырывает листок из моей тетрадки, я воскликнул: «Мамочка! Что ты делаешь! Не вырывай листочек!» Но было поздно. Досада быстро прошла (всё-таки родная мама!), да и не мешало бы прятать свои записи куда подальше! Открыв тетрадку, я обнаружил, что листок был вырван пятью страницами после моей сегодняшней записи. Ну и ладно, подумал я, тетрадь кончается, скоро заведу себе новую. Да и какая, в конце концов, разница, одним листом больше, одним – меньше, ведь всего их 96. Почти сотня. Хватит и на телефон…

Вскоре я уехал в Москву и забыл об этом инциденте (мама жила в провинциальном областном центре на Украине). Каждый день в моей жизни происходили какие-то события, и я заносил их в свою тетрадь. Таким образом, вскоре я дописал свой дневник до вырванного мамой листочка. И вдруг – междугородний звонок! С мамой случился удар! У меня было ощущение, что этим случайно, впопыхах вырванным листочком она сама себе подписала смертный приговор. А я не смог её остановить, хотя и предчувствовал всей глубиной своего сердца, что добром это не кончится! И ещё, если бы я не делал никаких новых записей в этот свой проклятый дневник, может быть, она бы здравствовала и поныне!
Конечно, я человек разумный и не очень охотно верю во всякого рода чертовщину. Однако подчас события бывают подтасованы (хотелось бы знать, кем?) до такой степени достоверно, что поневоле начинаешь сомневаться в собственном разуме.

Что же касается нашей истории, то я, несмотря ни на что, забрал впоследствии у художника портрет, и даже вполне свыкся с мыслью, что это действительно моя мама. Странное всё-таки это дело – рисовать людей, которые уже никак не могут тебе попозировать...
Алёшина Ольга
04.10.2008 15:06
С портретами вообще часто связано много мистики - и не важно, позирует человек или художник восстанавливает его образ по фотографии. Помню, был такой случай: гуляли с двоюродной сестрой по Арбату. Мне было 12, а ей 22. Какой-то художник предложил написать её портрет. От результата мы обе пршли в недоумение: с портрета на нас смотрело совершенно другое лицо! Во-первых, женщина, изображённая на листе ватмана, была явно старже лет на 15, а во-вторых - всклокоченные волосы, как будто отёкшее лицо, поджатые (словно нет зубов) губы и уставшие, с какой-то мутной мукой - глаза... Художник понял, что "модель" результатом не довольна и снизил цену почти вдвое. Мы забрали портрет, но сестра оставила его у нас дома - не взяла с собой в Зеленоград. Через год она очень тяжело заболела и со временем пришлось прекратить общение - стало невыносимо! Год назад, переезжая на новую квартиру, я случайно нашла тот портрет. Посмотрела на него и убрала обратно на антресоли. А примерно через месяц в гости к родителям наведалась моя тётя. Пришла я - давно не общались. Она похвасталась новым мобильником. Я стала его изучать, открыла папку с фотографиями и сразу наткнулась на фото моей кузины... У меня был шок! Один-в один - лицо с портрета. Прошло, кстати, ровно 15 лет...
Карпенко Александр
04.10.2008 15:34
Оля, выходит, портрет рисовал художник-провидец?
Алёшина Ольга
04.10.2008 16:02
Даже не знаю... Симптомы болезни (как потом поняли)были уже тогда, но им никто не придавал значения. Возможно, художник что-то заметил, почувствовал, представил... Не могу объяснить.
Малинина Наталья
04.10.2008 20:47
Саша, рассказ сам по себе- потрясающий.

Но уместить всю жизнь в одном-единственном портрете – не есть ли это величественнейшая из задач художника? Рисовать не лицо, а лик, сущность?..
По-моему, портрет надо рисовать тогда,когда человек был наиболее гармоничен, то есть равен самому себе. Если с твоей мамой это произошло в 50 лет, то этот возраст и надо было запечатлеть. Я вообще против принятого ритуала прощания с мертвыми- пусть в нашей памяти они остаются живыми... Кому из живых приятно представлять, как дорогие им люди смотрят на искаженный агонией лик в гробу?
Вечера памяти-да! А показы разлагающегося тела большому числу людей?

...Прекрасный рассказ!
Бейлина Мадлен
04.10.2008 22:33
очень, очень,очень интересно....

Саша... знаете, одно из самых серьезных потрясений в моей жизни связано с полотном знаменитого художника - портрет актрисы, сделанный им, ясно сказал мне о скорой ее смерти, причем - что она умерла молодой... я стояла как столб, я не могла уйти из испанского зала Эрмитажа, и моя спутница не могла меня оттянуть от этого портрета - а когда я ей сказала о своем таком убеждении, стала подсмеиваться и ругать меня... и тут мы увидели проходившую через зал сотрудницу музея с какими-то людьми, видимо, коллегами, и я взмолилась - скажите, Бога ради, - что известно о персонаже?? она внимательно посмотрела на меня, поняла, что все не просто так - и ответила, что известно мало что, - только то, что это была хорошая актриса и что она умерла в 24 года от чахотки.
:), вот и сейчас, - пишу Вам, и колотится сердце...
Богатова Наталья
06.10.2008 00:07
Саш, прочитала внимательно и с интересом. Если можно, поясни пожалуйста, что произошло от твоего неприятия портрета до его осмысления по-другому? Это не поняла. Спасибо :)
Карпенко Александр
06.10.2008 00:30
Наташа (Малинина): да, надо было оставить художнику одну-единственную фотографию - ту, на которой мама запечатлена в расцвете женской красоты (у каждого человека расцвет наступает в разном возрасте). Но получилось странно: я принёс несколько фоток, чтобы поделиться своим удивлением - как часто меняется лицо у человека, а художник попросил оставить ему ВСЕ фотографии. Я не мог ему отказать.

Леночка, как хорошо выразилась Ахматова! Лучше сказать трудно. Да, мистика - везде. Для тех, кто настроен на её восприятие.

Мада, увидительно, что на нас порой сваливается информация, которая нам самим, может быть, и не нужна. Но мы сами вызываем дух этого информационного поля своим состоянием. Люди бывают внезапно проницательны. Спасибо Вам за Ваш рассказ.

Наташа (Богатова): всё очень просто! Никакого осмысления портрета не было. Прошли годы, и яркий в моём сознании образ мамы стал понемногу "размываться" временем. И некоторая непохожесть, неточность в портрете, которая вначале меня оскорбляла, в результате эрозии времени оскорблять перестала. Только и всего.
Карпенко Александр
06.10.2008 00:37
Надежда, на самом деле это документальное произведение, написанное хорошим русским языком:)) У меня настолько богатая выдалась жизнь, что порой и выдумывать ничего не приходится. Хотя многие люди, у которые в жизни не происходит НИЧЕГО, успешно работают в жанре фэнтези:)) Так что там у Гоголя?
Карпенко Александр
07.10.2008 23:16
Иногда даже дети "считывают" из космоса провидческую информацию. А, может быть, кто-то просто "кидает" им сверху эти предчувствия. Это происходит как мгновенная вспышка озарения, как внезапное, невесть откуда взявшееся знание.

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
АЛЬМАНАХ «Под небом единым»

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2013
php+sql dAb 2003-2005
Техническая поддержка -
пишите_в_теме_rifma-help