логин пароль регистрация
кто тут=>


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО
Умер Лёня Колганов...
О пытке
Сильно! Честно! И прямо по морде!
О творческих конкурсах вообще и поэтических в частности
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Конкурс исторической поэзии *Словенское поле - 2019*
Премия *Поэзия*. 2019 год. Положение о премии.
15 апреля скончалась Ольга Алёшина...
Vll Международный литературный тютчевский конкурс *Мыслящий тростник*
Всероссийский поэтический конкурс *Я знаю, родятся песни...* к 135-летию Н.А.Клюева
III конкурс молодых поэтов на приз имени Бориса Богаткова
Радио КОНКУРС ПоЭдинок
ЧЕТЫРЕ КОНКУРСА ФЕСТИВАЛЯ «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА-2019»
Международная литературная премия им. И. Ф. Анненского
3-й Всероссийский литературный конкурс *Хижицы - 2019*. Положение о конкурсе.
8-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии - 2019. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ.
Vll Международный поэтический конкурс *45-й калибр* имени Георгия Яропольского. Сезон-2019.
Джинна вызывали?
Verba volant scripta manent

Новые отзывы БЛОГОВ:
Брагин Никита 10:11
Галь Дмитрий 17:50
Элго Маргарита 11:10
Алисов Владимир 23:08
Элго Маргарита 12:51
Элго Маргарита 12:43
Алисов Владимир 23:48
Элго Маргарита 17:08
Алисов Владимир 10:32
Элго Маргарита 09:30


Карпенко Александр
Оптимизм Михаила Гофайзена 17.04.2008 00:14

ЧАСТЬ 1. "Жизнь вкусна".

На фоне многочисленных и большей частью не вполне корректных попыток «привязать» своё скромное имя к шумному имени какого-нибудь классика, на мой взгляд, заслуживает всяческого внимания и морального поощрения развернутая поэтом Михаилом Гофайзеном беспрецедентная попытка «игры на равных» с великим немецким философом Шопенгауэром, при которой совсем не очевидно, кто из них ведущий, а кто – ведомый.
Поэт давно и увлечённо пропагандирует немецкого классика. И это примечательно: со времён Фета и Тютчева интерес к Шопенгауэру в России изрядно поостыл. Если мы затронем такую интригующую тему, как «жизнь после жизни» великих классиков прошлого, нельзя не отметить, что на этой своеобразной «бирже ценностей» мы с вами, пишущие люди 21 века – самые активные и действующие игроки. В самом деле, чем бы была сейчас, в начале нового века, слава, скажем, давно ушедших из жизни Осипа Мандельштама или Марины Цветаевой, если бы столько современных поэтов не пропагандировали их творчество? Их бы попросту забыли! Как, например, мало кто сейчас читает недавно ещё такого у нас ценимого Николая Некрасова.
Михаил Гофайзен нашёл в Шопенгауэре своего alter ego. Когда в далёком прошлом находишь своего неожиданного единомышленника, пронизывает странное ощущение духовного двойничества. И не важно, в каком жанре творил этот «другой»! Важно ощущение не просто сродства, но и «переселения души» через века. Такое ощущение у меня случается, когда я слушаю музыку Генри Пёрселла. «Что же такого необычного в том, что это приключилось и с Михаилом Гофайзеном?» - спросите вы. Необычное, на мой взгляд – то, как он выстраивает свои отношения с немецким классиком. Со своим alter ego можно иной раз и поспорить: он ведь не клон и не дубликат личности поэта! Да и не кумир, впрочем…
«Я пессимист, но – с сомнением», - сказал мне однажды писатель и журналист Генрих Боровик. Многие философы прошлого мужественно клеймили человеческие развлечения, отвлекающие человека от душеполезных размышлений о смерти и подготовки к ней. Вторя им, Шопенгауэр назвал оптимизм величайшей насмешкой над страданиями человечества, и именно эти слова легендарного немца Гофайзен делает эпиграфом к своему стихотворению. «Оптимизм» Гофайзена - самоироничный, каверзный и парадоксальный. Страшно напоминающий «пессимизм, но с сомнением» Боровика-старшего.
Чем ещё можно напугать человека, умирающего в каждой строчке?!

Писать рифмуя - проще и страшней,
когда ты умираешь в каждой строчке,
как задыхаясь в собственном кашне,
всё остальное - так себе, листочки.

Нечто подобное переживал переводчик Шопенгауэра Афанасий Фет, который, работая над книгой великого немецкого философа, неожиданно для себя самого вместо привычных пейзажей стал писать небывалые для русской поэзии космогонические тексты. В связи со стихотворением Михаила мне сразу вспомнились стихи Фета. Они достойны того, чтобы привести их здесь целиком:

СМЕРТИ

Я в жизни обмирал, и чувство это знаю,
Где мукам всем конец и сладок томный хмель;
Вот почему я вас без страха ожидаю,
Ночь безрассветная и вечная постель.
Пусть головы моей рука твоя коснётся
И ты сотрёшь меня со списка бытия,
Но пред моим судом, покуда сердце бьётся,
Мы силы равные, и торжествую я.
Ещё ты каждый миг моей покорна воле,
Ты тень у ног моих, безличный призрак ты.
Покуда я дышу, ты мысль моя – не боле,
Игрушка шаткая тоскующей мечты.
1884.

Сам себе Вергилий, Михаил Гофайзен пропутешествовал со своим героем в посмертное запределье. Чем хороша поэзия? Тем, что ей подвластно выдавать реальность за вымысел, и, наоборот, вымысел за реальность. Впрочем, не нужно быть Дантом, чтобы ещё при жизни побывать в аду: ад – это просто часть нашей жизни.

Мой холмик цвета мёртвых соболей
пленэр с зимой под водочку накрыли.
Любимая, ты рюмочку налей
и мне поставь, вот здесь,
вблизи могилы...

Что делает писатель, оказавшийся в аду? Правильно, он пишет письма своей любимой. Не важно, получает она их или нет.

Ты знаешь, здесь у каждого свой бог,
а сад – кибуц, но в мой - закрыты двери.
В нём ад теперь, ведь бог мне не помог,
и я один, и я в него не верю.

В аду, ты не поверишь, холода,
нет ни чертей, ни прочих развлечений,
на сердце камень легче, чем вода,
а тяжелей - преодолеть теченье.

Современный Орфей не спускается за своей возлюбленной в ад, а сам ждёт её в аду:

Наперекор теченью жду тебя.
Я не хочу в Единое! Не таять!
Пусть ангелы небесные грубят,
держусь за жизнь,
за смерть,
за ад,
за память…

Границы между жизнью и смертью у Михаила так чудовищно размыты, что порой трудно распознать, где кончается одно – и начинается другое. И в этом водовороте ирреальной реальности происходящего как-то сразу стираются и тонут все эти пошлые «измы»: они действенны только по пути из прошлого в будущее. Обратного же вектора, когда всё уже свершилось, они не имеют. И это уже маленькая насмешка поэта Гофайзена над философом Шопенгауэром.


Карпенко Александр
17.04.2008 00:16
МИХАИЛ ГОФАЙЗЕН

ОПТИМИЗМ

«Оптимизм я считаю самой большой насмешкой
над несказанными страданиями человечества»
..........................А.Шопенгауэр

- 1-

Писать рифмуя - проще и страшней,
когда ты умираешь в каждой строчке,
как задыхаясь в собственном кашне,
всё остальное - так себе, листочки.

Любимая, ушла-прошла весна,
в поход чужие люди снарядили,
а жизнь вкусна, по-прежнему, вкусна,
хоть состоит из времени и пыли.

Не продохнуть. Ты помнишь, я люблю
по-книжному распахнутые окна?
От мыслей по тебе почти не сплю,
ращу цветы, они цветут и сохнут.

Не холодно? Ты любишь поболеть.
А до врача, конечно, не добраться.
Побереги себя, поскольку смерть,
увы, не греет ни души, ни пальцев.

Мой холмик цвета мёртвых соболей
пленэр с зимой под водочку накрыли.
Любимая, ты рюмочку налей
и мне поставь, вот здесь,
вблизи могилы...

-2-

Ты знаешь, здесь у каждого свой бог,
а сад – кибуц, но в мой - закрыты двери.
В нём ад теперь, ведь бог мне не помог,
и я один, и я в него не верю.

В аду, ты не поверишь, холода,
нет ни чертей, ни прочих развлечений,
на сердце камень легче, чем вода,
а тяжелей - преодолеть теченье.

Наперекор теченью жду тебя.
Я не хочу в Единое! Не таять!
Пусть ангелы небесные грубят,
держусь за жизнь,
за смерть,
за ад,
за память…
Карпенко Александр
17.04.2008 00:33
Часть 2. Прав ли Артур Шопенгауэр?

Псевдофилософское послесловие к диптиху М.Гофайзена


«Оптимизм я считаю самой большой насмешкой
над несказанными страданиями человечества»
..........................А.Шопенгауэр

Не исключаю, что Шопенгауэр слегка лукавит, с такой убийственной безапелляционностью заявляя о "насмешке над страданиями человечества". Мне с трудом верится, чтобы такой великий философ, как Шопенгауэр, пожертвовал в угоду стройности своей системы истиной. Оптимизм и пессимизм давно уже не являются мировоззрением. Они, скорее, тенденции развития, состояния духа, то есть нечто весьма динамичное. Когда человечество, умножив познания, умножило и скорбь, возникла насущная потребность в уравновешивании пессимизма. "Уравновесить" не получилось. Оптимизм яростно вырвался вперёд, и, по-видимому, побеждает, если даже смертельно больные люди стараются изо всех сил его не терять. Хотя, конечно, "популизм" оптимизма мало философичен. Но столь же мало философично и взятое Михаилом Гофайзеном в эпиграфы высказывание Шопенгауэра: страдающему человечеству глубоко наплевать как на оптимизм с пессимизмом, так и на самого Шопенгауэра. Скорее всего, под "человечеством" философ подразумевал немногих мыслителей, сторонников своей теории. Да и представители "страдающего человечества", преодолев свои страдания, нередко дезертируют из отряда пессимистов и становятся самыми закоренелыми оптимистами, о чём я ещё буду говорить далее.

Лично для меня истинность пессимизма, как мировоззрения, под очень большим вопросом. Мы помним, что уйдём из этого мира, но, позвольте, это ли повод терять радость жизни? Это ли повод мрачнеть? Вот если бы кто-то продолжал жить, а мы были обречены, тогда, возможно, нам стало бы смертельно обидно… Почему пессимизму никогда не удастся целиком и полностью возобладать над умами даже самых выдающихся людей, видно на примере ученика Шопенгауэра, Фридриха Ницше. Тот, кому своей волей удается преодолеть смертельную опасность или смертельную болезнь, - одним словом, людям-победителям, трудно смотреть на мир пессимистично. Ведь они выиграли великую битву и уже ничего не боятся. Более того, им даже в голову не приходит, что впереди их с нетерпением могут поджидать ещё более серьёзные испытания.

Есть ещё один интересный ракурс зрения на оптимизм и пессимизм. В чистом виде они существуют только как философские категории, и то, у некоторых, например, у меня, всегда найдётся толика и того, и другого. Но даже если предположить невероятное: кто-то из них одержал над противником полную и безоговорочную победу, будет ли это означать крах побеждённого и невозможность его ренессанса? Нет, нет и ещё раз нет. Мы с удивлением обнаружим, что в мире идей смерти нет. То есть кое-что наносное, случается-таки, отмирает, но не везде и не навсегда. Христианство, казалось бы, нанесло сокрушительный удар по иудаизму. Но приказал ли долго жить этот последний? Нет, он и поныне "живее всех живых", и, кажется, ему совершенно нет дела до того, что христианство из маленькой Галилеи распространилось уже на добрую половину земного шара. Коммунизм умер? Оставьте. Лишившись своего флагмана, СССР, он, тем не менее, благополучно процветает до сих пор в ряде стран. То же самое касается и пессимизма с оптимизмом. Им едва ли удастся выявить сильнейшего до конца времён. А, если они и канут, в конце концов, в небытие, то - только взявшись за руки, вместе друг с другом. Да и сейчас они существуют, так сказать, попарно… Диалектика!

Михаил Гофайзен, хоть и поклонник Шопенгауэра, в стихах своих, в частности, в рассматриваемом нами стихотворении "Оптимизм", далеко не так однозначен. У него, как у любого здорового, нормального человека, пессимизм и оптимизм перетекают друг в друга. Даже есть определённая загадка, о чём же пишет поэт - о посмертной жизни, или о прижизненной смерти? Или - о том, что всё это, в сущности, неважно. Если бы М.Г. в 21 веке только повторил изречения и образ мыслей Ш., это, наверное, было бы не слишком интересно. Но стихотворная форма даёт М.Г. возможность найти новое содержание. Посудите сами. Оптимизм и пессимизм, как философские понятия, имеют смысл до тех пор, пока не разрушена "берлинская стена" между тем и этим миром. Как только она начитает разрушаться, пусть даже только в мыслях, оба "изма" тут же теряют свою ценность. В самом деле, пессимизм и оптимизм - обитатели страны Гипотез и Догадок. Но стоит кому-то "прорубить окно" из нашего мира в мир иной, как догадка сразу же становится знанием, ощущением, обонянием, осязанием. На этом и играет лирический герой М.Г.

Любимая, ушла-прошла весна,
в поход чужие люди снарядили,
а жизнь вкусна, по-прежнему, вкусна,
хоть состоит из времени и пыли.

Кто бы сомневался, что жизнь после жизни, в том или ином смысле, существует? Всё это мы уже не единожды пережили, так сказать, эмпирически… И вот тогда, уже в мире ином, они опять возникают, - пессимизм и оптимизм, - но уже исходя из новых условий бытия, что остроумно подчеркнул в своём стихотворении поэт Михаил Гофайзен.
Малинина Наталья
18.04.2008 12:13
Прочла с интересом статью, и уже с новым интересом - прекрасные стихи Миши.
Я и не думала. что об этих сложных стихах можно писать так просто. Или -о таких простых стихах- так сложно?
Как бы то ни было, спасибо, Саша!
...что в мире идей смерти нет...
Оптимистическое , однако, заявление!
Хотя и спорное. Пока существует тот разум , что наполняет идеями ноосферу и тот(те ) разумы. что принимают идеи (я когда-то писала реферат на тему "учение о ноосфере в трудах академика Вернадского"- только до тех пор это утверждение верно.
А вот в бессмертье разума - ты веришь Саша?
Я пессимист, хоть и с сомнением..
:)
Воронина Ольга tuja
18.04.2008 14:41
""Уравновесить" не получилось. Оптимизм яростно вырвался вперёд, и, по-видимому, побеждает, если даже смертельно больные люди стараются изо всех сил его не терять".
Но можно ли назвать оптимизмом это "воинствующее противостояние"? Не впадать в отчаяние, не опускать рук - это не оптимизм, а... самоутверждение, что ли. Способ действия. "Отчаяние" - вот ключевое слово. И вся эта отчаянная борьба - от безысходности. Наверное, утрированные, крайние состояния не стоит делать мерилом оптимизма//пессимизма. Это уже по сути выбор между жизнью и смертью, а не между "черным и розовым дураками"...

В нераной битве "философских категорий" я бы поставила на фатализм. А оптимизм и пессимизм - лишь оттенки оного. "Бог не выдаст - свинья не съест!" - оптимистично, но обреченно. А если выдаст - да и чёрт с ним! Вернее, с нами. Как получится.

Не от безразличия ли (по большому счету) мы становимся оптимистами? Это вопрос. И вопрос не риторический, потому что очень легко - не сходя с места - доказать обратное. И столь же легко подтвердить тезис. ;)

В радости мы оптимисты, в унынии - пессимисты, а "по жизни" - суетные существа вне философских категорий. А избранные находят время "рассуждать". Но это - рассудок, читай, игры разума.

Прекрасный диптих! Только черта с два это оптимизм. Не смирение это. Гордыня! Моя любимая :)))
Карпенко Александр
18.04.2008 15:53
Наташа, теорию относительности ещё никто не отменял. Что это значит? Пушкин бессмертен - но только до той поры, пока литература имеет для нас хоть какое-то значение. А так - можно говорить разве что об относительной долговечности бессмертия, и, в этом смысле, моё высказывание действительно оптимистично.

Бессмертие разума? Почему бы и нет! Например, в лучистой форме, как о том рассказывал Чижевскому Циолковский. Но мы пока можем только гадать, насколько индивидуальны такие формы разума. Спасибо тебе за интерес!
Карпенко Александр
18.04.2008 16:10
Оля, мне кажется, мы играем в слова. Хотя этого действительно трудно избежать, поскольку у слов - значения не фиксированные, они незаметно меняются со временем. Вот почему Тютчев однажды воскликнул: "Мысль изреченная есть ложь!"

Честно говоря, именно в пиковых ситуациях я бы и рассматривал эти понятия. В апатичном состоянии всё они ничего не стоят. И потом, у Миши Гофайзена стихотворение всё-таки, как ни крути, экзистенциальное.

Оптимисты от безразличия? такое не исключено. Пофигист - он явно не пессимист:)) А вообще, рассуждать на общие темы непросто по той банальной причине, что у всех людей - разный градус присутствия и понимания тех или иных вещей. Например, одному человеку кажется, что он любит. Но другой, который встречал в жизни более совершенные или более насыщенные формы любви, удивлённо воскликнет:" Да какая же это любовь? Это не любовь вовсе!" То же самое и с оптимизмом/пессимизмом.
Воронина Ольга tuja
18.04.2008 16:44
"...рассуждать на общие темы непросто по той банальной причине, что у всех людей - разный градус присутствия и понимания тех или иных вещей". - Согласна на все 100. Однако... Разве можно летать "в разных небесах"? - Мы все летаем в одном и том же небе, просто на разной высоте.
"Апатичное состояние" - тоже, по сути своей, состояние измененное, крайнее, пиковое. Изнанка отчаянной борьбы, так сказать... Я-то подразумевала "норму" (насколько она возможно) ;)

А диптих Михаила Гофайзена и хорош (для меня) прежде всего тем, что "как ни крути-экзистенциальность" на воротах не висит! И не подумаешь даже, пока критик носом не ткнет! ;-)
Гофайзен Михаил
21.04.2008 00:05
Саша, друг сердешный, спасибо! Порадовал!
:)
Однако не напиши мне об этой статье Наташа Богатова - между нами, великий провокатор :) - я бы так и прозябал в неведенье на сей предмет.
Что же касается возникшей полемики – по-моему, необходимо разобраться сначала в понятиях. С одной стороны, пессимизм (оптимизм) – это бытовое понятие со вполне
очевидной психологической мотивацией, с другой – философское учение, согласно которому жизнь не имеет ни смысла, ни оправдания от зла (ср. с размышлениями Вани Карамазова в «Братьях Карамазовых»). Признанным отцом философского пессимизма считается Шопенгауэр, хотя общее легко найти и у Будды, и у Соломона – в частности, сходство сие обнаруживал Л. Толстой (см. «Исповедь).
Согласно построениям франкфуртского титана, жизнь не имеет смысла, ибо всем правит иррациональная Воля, а человек – всего лишь её марионетка. Стих, в метафизическом плане, полемичен именно этому, основному, положению немецкого философа. Это философский пласт стиха, но есть ещё и пласт поэтический, где мистическое и трагическое входят в противоречие друг с другом. Выбор как основа трагедии предлагает либо продолжать любить, а, значит, страдать (замечу, что здесь
принципиальных разногласий с Шопенгауэром нет), либо слиться с Единым, утратив
свою индивидуальность… В психологическом плане конфликт не разрешим – разрешим только в бытийном и, разумеется, не в пользу сохранения личности… Пессимизм ли это?.. Но разве оптимизм отрицает смертную природу сущего?..

Ольга, да и фатализмом это едва ли назовёшь… Нет? :)
Богатова Наталья
21.04.2008 00:26
Михаил дорогой (увы - не Марк дорогой Антоний :), ваше любовное "провокатор" не всеми может быть воспринято столь же нежно :) Предпочитаю именоваться как "связующее эхо". Вы, как всегда, на своей высоте.
Саша Карпенко - как я рада была прочитать столь серъезное "вдавание" в чужую поэтику! спасибо тебе, ты, в этом смысле - Открыватель!
Ольга - третья сила :) - все астрологи слушают только женщин.
Друзья, всех люблю, не сердитель, пожалуйста :)
Воронина Ольга tuja
23.04.2008 14:50
"Пессимизм ли это?.. Но разве оптимизм отрицает смертную природу сущего?..

Ольга, да и фатализмом это едва ли назовёшь… Нет?"


Михаил, отойдя от философских абстракций: диптих тем и хорош, что всякий "измЪ" будет за уши притянут, (причем, притянут - при желании - может быть любой из...) А по сути - глубоко индивидуальное, лишенное абстрактности, но не лишенное романтической манкости, движение души лирического героя. Своё, без всяких измов. То, что доктор прописал! :)

Наташа, половина астрологов - сами бабы женщины ;)
Мы не сердимся! Мы радуемся друг на друга. :) :) :)
Гофайзен Михаил
24.04.2008 04:40
Наташенька, я полон раскаянья! Веришь?
:)
Но у меня есть оправдание. Я тебя спровоцировал -
и ты здесь. Согласись, и работа стрелочника порой даёт
свой доход.
:)
Гофайзен Михаил
24.04.2008 04:52
Ольга,
а философия разве не может обладать теми же
достоинствами, что и поэзия? И разве конкретное мыщление интереснее абстрактного? Сейчас не берусь вспомнить точно, чья эта фраза: "Если мир и может быть
описан вполне, то только языком поэзии"...
К слову спросить, а Гёте или Данте уступали своим более лиричным (романтичным) современникам?.. А Ницше - разве не поэт?
:)

Я бы сказал, что это просто разные пласты текста. По-моему, они прекрасно могут сочетаться...
Воронина Ольга tuja
24.04.2008 11:49
Ох, не люблю я слово "текст"... Дохлое оно!

Михаил, уж не показалось ли Вам, что я считаю "Оптимизм" недостаточно философичным? Отнюдь! Да и достоинств философии - не умаляю. Видимо, это особенности "личного восприятия": когда по прочтении не хочется, скажем упрощенно, "формулировать выводы" - хорошо. Когда выводов можно наформулировать много - еще лучше! Я ведь не спорила с Сашей. Мысль была, что под эти стихи можно "подверстать" и прочие измы - все зависит от выбора угла зрения.

К слову, Данте и Гёте - для меня - всё-таки прежде всего Поэты. А Ницше... тут особый разговор. На мой вкус, слишком он кокетлив. Это, конечно, не выбрасывает его из рядов философов или поэтов (или каких угодно "творцов текстов"), но... яичный порошок с душком Оставляю за собой полное право на НО!

"По-моему, они прекрасно могут сочетаться..." Не просто "могут" - они так и делают! Всегда :)
Владимирова Людмила
26.04.2008 16:47
"Я не хочу в Единое! Не таять!" М. Гофайзен

"Но мы пока можем только гадать, насколько индивидуальны такие формы разума" А.Карпенко.

В этом вопросе вы с Мишей близки :))

Мне думается, Саш, в этом-то ("не хочу в Единое") и есть один из ключиков и к этому стиху, и к "Метафизике" Гофайзена, да и ко всей его поэзии: страстная, одержимая, титаническая борьба за уникальность собственного разума. По любую сторону границы сущего.


Как это здорово, Саш, что ты написал о Мишиной поэзии!
Правда, насчет alter ago у меня большие сомнения :)

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Поэтическая библиотека

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2013
php+sql dAb 2003-2005
Техническая поддержка -
пишите_в_теме_rifma-help