логин пароль регистрация
кто тут=>


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух
мысли вслух
ЧУВСТВО ПОЭЗИИ
ЯЗЫК ПОЭЗИИ
Всероссийский творческий конкурс *Моя Москва*.
Всероссийский литературный конкурс *Золотое звено*.
XVII открытый Международный литературный Волошинский конкурс. Положение - 2019.
Новый литературный сайт
II-й литературный конкурс *Голос Севера*. Положение о конкурсе-2019.
НИКАКОЙ ДУЭЛИ НЕ БЫЛО
Умер Лёня Колганов...
О пытке
Сильно! Честно! И прямо по морде!
О творческих конкурсах вообще и поэтических в частности
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Конкурс исторической поэзии *Словенское поле - 2019*
Премия *Поэзия*. 2019 год. Положение о премии.
15 апреля скончалась Ольга Алёшина...
Vll Международный литературный тютчевский конкурс *Мыслящий тростник*
Всероссийский поэтический конкурс *Я знаю, родятся песни...* к 135-летию Н.А.Клюева
III конкурс молодых поэтов на приз имени Бориса Богаткова
Радио КОНКУРС ПоЭдинок
ЧЕТЫРЕ КОНКУРСА ФЕСТИВАЛЯ «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА-2019»
Международная литературная премия им. И. Ф. Анненского
3-й Всероссийский литературный конкурс *Хижицы - 2019*. Положение о конкурсе.
8-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии - 2019. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ.
Vll Международный поэтический конкурс *45-й калибр* имени Георгия Яропольского. Сезон-2019.
Джинна вызывали?
Verba volant scripta manent

Новые отзывы БЛОГОВ:
Брагин Никита 10:11
Галь Дмитрий 17:50
Элго Маргарита 11:10
Алисов Владимир 23:08
Элго Маргарита 12:51
Элго Маргарита 12:43
Алисов Владимир 23:48
Элго Маргарита 17:08
Алисов Владимир 10:32
Элго Маргарита 09:30


Малинина Наталья
О "ПОШЕХОНСКОМ АПОСТОЛЕ" 07.11.2007 16:56

Здесь
http://dzen-john.livejournal.com/66665.html#cutid1 размещён замечательный, острый , живой материал- обсуждение долгожданной книги Олега Горшкова "Глагол одиночества", презентация которой недавно состоялась в Москве в Булгаковском доме.
Очень благодарна Жене за прекрасный повод ещё раз поразмышлять о прекрасном.
Сначала , вслед за Женей , поразмышляю о:
"Пошехонский апостол"

На пешеходной мостовой,
как заблудившийся апостол,
грустит нездешний, в доску свой,
не похмеленный, пьяный вдосталь,
ловец невнятных слов, толмач,
искатель истины помятый –
в его груди, что сдутый мяч
с почти истертою заплатой,
всё глуше бьется сердце, он
и жив-то, кажется, дыханьем
рот в рот в простуженный тромбон...
Окрест, в укутанной мехами,
плывущей день-деньской вотще,
толпе, взыскующей вещичек,
запечатлен весь ход вещей,
весь беспорядок их, весь хичкок
безумной фильмы с титром "жить".
Толпа плывет к своим полтавам –
бежать, сражаться и сложить
опять под серп бессонниц главы...
Поток сметает вся и всех,
но в нем самом заметна немочь –
он исторгает брань и смех,
и даже кой-какую мелочь
в уже заснеженный футляр.
Но отрешен, почти безгрешен,
с небес берущий ноту ля,
зимы апостол безутешный.
Он всё трубит протяжно, всласть,
и если вдруг мундштук отнимет
от губ, то, кажется, упасть
он может замертво в пустыне –
средь улья улочки кривой.
Но он трубит, он пьяный вдосталь
своей печалью – в доску свой,
не похмелившийся апостол...
О . Горшков.


"Примечательно,-пишет Женя,- что в этом лирическом стихотворении совсем не видать, что называется, автора. Ни слова – от первого лица. Всё отношение передано только через описание, отбор деталей. Вот подход искусства! И, забегая вперед, для нашего поэта такой подход весьма характерен. И свойственен, к слову сказать, русской прозе (да и прозе вообще) более, нежели русской поэзии. А ведь пушкинский подход – и с тех пор основательно подзабытый. Тех же уважаемых читателей, кому для авторского голоса нужно формальное «я», решительным образом посылаю к Маяковскому"

Е.Коновалов

Яркий, полемичный Евгений Коновалов! Вступлю в разговор, поскольку очень уж предмет его- вышеприведённые стихи Олега - нравится. Да и мнение Жени об авторском голосе меня как-то заинтересовало. Очень. Касаемо не только этого стихотворения.
...А если мне "для авторского голоса" как "формальное Я" не обязательно, так и стихотворение, где "совсем не видать, что называется, автора" -то есть безликое , бесполое, отстранённое , холодное - не нужно тоже?
Это уже не "подход искусства"?
Рискуя быть посланной к Маяковскому , приведу все же свою рассуждалку по поводу "Я" -формального и всякого разного...
А категоричен, ты , Жень, насчёт определения авторского голоса по наличию или отсутствию в стихотворном полотне "формального Я"!
" Я Вас любил",- тот же Пушкин написал, не Маяковский, а личных местоимений от первого лица там - не счесть.
Формальное Я в Апостоле отсутствует, по-моему, не потому, что это не прилично, то есть "по-маяковски", а по другим, на мой взгляд, причинам. Прежде всего, потому, что автора, напротив, там, не то, что "совсем не видать", а ,как раз, слишком много, чтобы "рассказать себя" с позиции одного "формального" Я.
Я услышала в стихотворении даже не одно авторское "Я", а два, как минимум, да ещё и коллизию между ними неразрешимую, отчаянную до невозможности : быть двумя в одном! А формального Я , как "буковки" , нет ни одной, Женя прав .
Но стихотворение-то, всё-же , автопортрет, да ещё такой исповедально откровенный - переданный во всех деталях и подробностях, даже медицинских ( истертая заплата на сдутом мячике сердца, похмельное состояние души...). Только , да , не автопортрет маяковского ОДНОМЕРНОГО Я, а олегического, сущностного, мятущегося -- между Я "апостольским" и Я "толпяным".
Автор- двоелик: он лицо из толпы, и он же- лик ...безутешного апостола зимы.
Подпись сотворителя этого автопортрета стоит под апостольским "Я" : вот она , эта подпись-признание: рефренное "В ДОСКУ СВОЙ".
НО тут ведь и ВТОРОЕ , внешнее "Я" автора тоже запортречено со всей исповедальностью и коллизионностью с первым. А ОНО-второе авторское Я- И ЕСТЬ -ЧЕЛОВЕК ТОЛПЫ!
Как тут от двух Я говорить "Я"?! "МЫ",- что ли?
Потому и нет формального "Я", что описание апостола - идёт от двух лиц: "лица" лица из толпы ( внешнего авторского Я- для города и мира) и подлинного лица автора - лика апостола...
Стихи- коллизия этих двух Я -и стычка их! И, очевидно, что выбор автора -на стороне Апостола и Режиссера небесного,на стороне музыки , да только вот беспощадная режиссура земного хичкока загоняет его в толпу, заставляет брать новые и новые полтавы, и складывать голову не на футляр с тромбоном, а на плаху бессониц - наказание за отступничество, за внешнее отделение своего Я от Я внутреннего - "в доску своего" апостола!
Какая коллизия -то обрисована!
А ты говоришь- "нет автора".
Такое неодномерное авторское Я рассказать - поведать только так и можно. Тем и ценно эти и другие стихи Олега, что нет в них отстранённости от своего авторского Я. Только оно -не плакатное, а исповедальное. Он раскрывает перед нами все свои внутренние космосы . Тем и отличен от многих, лукавящих,псевдофилософящих, строчащих о своих НЕПРОЖИТЫХ жизнях, что
его магический кристалл, в любой стихотворной форме, прошит пульсирующими нитями его авторского биополя. Его как раз неформального "Я".
Но и презрения к формальному Я - нет у Олега. С "Я" или без "Я"- он всё равно поёт с "АВТОРСКОГО ГОЛОСА". Просто все его надмирные и земные сути в эту букву - НЕ всегда УКЛАДЫВАЮТСЯ, как вот не уложились и в этом стихотворении. Посмотреть хотя бы раздел книжки "Это в дверях Бог"...
Не спорю. Размышляю просто...

Шляхова Надежда
07.11.2007 17:18
Птаха, права на все сто пятьдесят процентов. С другой строны, в пушкинском подходе, о котором говорил Женя Коновалов, вот такое двойственное "Я" тоже присутствует. Если не тройственное. Не заложи поэт в своего героя частичку собственного "я" получился бы просто перечень тех деталей, о которых говорит Женя. По себе знаю, даже когда пишешь даже балладу о Даждьбоге, обязательно вкладываешь в нее себя, и в строе воинов, идущих на приступ со сверкающими щитами тоже идешь, если не в центре, то где-то сбоку.
Другое дело, что тончайшая лирика Олега Горшкова тем и прекрасна, что он умудряется вкладывать свою личность - исповедально! - во все, включая падающий лист, тем она и затрагивает - до слез!!
И анализ, который ты провела, просто очень нужен, потому что заплутались мы в спорах о мастерстве, о бродскости, которая, кстати, и построена на иронической отстраненности: вот, мол, мир, а я-то не такой! Я - выше, я - загадка...
Брагин Никита
07.11.2007 18:57
Лирика - тот жанр, где все построено на этом самом "я". Другое дело, как оно, это "я", выражено - чем, и в чём.
Владимирова Людмила
07.11.2007 22:48
Нат, это ты анонимно там у Жени написала? :)
Малинина Наталья
08.11.2007 00:38
Мил, я забыла сразу подписаться, а потом -не получилось.
Малинина Наталья
08.11.2007 01:05
Надюш, спасибо, что поняла!
Можно и без формального Я- петь с авторского голоса. А можно и за сплошным Я- каньем -его не услыхать, если писать маяковые лозунги, типа: "я знаю:город будет, я знаю- саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть" - здесь , и вправду нет автора, несмотря на Я-изобилие, и поёт он свои лозунги не со своего голоса, отражая не свою потребность самовыражения в искусстве стихосложения а выполняя политическую задачу "бучи боевой кипучей"..
Но объявлять Я-канье в лирике исключительно неприличным , я бы -таки не стала.

"Я вас любил. Любовь ещё быть может,
в душе МОЕЙ угасла не совсем.
Но пусть она Вас больше не тревожит:
Я не хочу тревожить Вас ничем..."

на 4 строчки три местоимения первого лица. И - не Маяковский, а Пушкинский, как раз, стих и подход.

Малинина Наталья
08.11.2007 01:08
Н. Брагину:

Ники, спасибо!
Малинина Наталья
08.11.2007 13:38
"Поэзия представляет ИНДИВИДУАЛЬНОЕ и ЛИЧНОЕ отношение к миру. Выраженное КОНКРЕТНЫМ человеком."

Иногда - поражаюсь: и написано гладко, и человек весь из себя - не пустышка, например,даже редактора дорогого нанимает, чтоб стихи получились "на все времена", или с папой римским сфотографировался, но читаешь его тексты -и понимаешь:это маска, корона картонная, а живого -своего, личного- нет ничего.Значит, фанера.
И если голос авторский - изменён, в угоду ли редактору, на потребу однажды данного лестного определения("дышит мол в одно место тому-то) , то в стихах эти вещи особенно заметны.
Вот где-то прочла о стихах Ирины Суглобовой, что там нет находок, сплошные огрехи, а образ -материнская рука, увидевшаяся старушечьей на горячем лобике ребёнка - запомнился без какого бы то ни было желания или усилия с моей стороны. Потому что , несмотря на местоимение "Я" там был собственный авторский голос, и был живой зародыш под "формальной"скорлупой ...
Интересно, что куриное яйцо без зародыша моя бабушка называла "болтун"...
С виду - не хуже других, но цыплёночка из него не дождёшься.

...А из стихов Олега -живые цыплята так и бросаются врассыпную: не соберёшь без помощи или без особенного к тому повода.
И я рада, что Женя взялся их посчитать по осени!:)))И дал мне повод ! Вот и я одного поймала и описала- СВОЕГО цыплёночка, свой кусочек опешиванья от своей же трактовки "Апостола".

Теперь о своих пожеланиях:
Мне были бы интересны и другие прочтения- увидения
и рассуждения по поводу книги Олега и стихов из неё.
Мы как-то мало замечаем ТАКИЕ события.
И это на литературном сайте!
А ведь это своеобразный творческий итог - третья книга ,зрелая и ...ещё не отболевшая для такого уровня автора.

Спасибо, Саша!

И , конечно, спасибо Жене, что взялся за такой труд.
Жду с нетерпением продолжения.



Колганов Леонид
08.11.2007 20:11
Прочёл с большим интересом,дорогая Наташенька.Спасибо!
Малинина Наталья
09.11.2007 01:31
Спасибо, Леонид.

Занятно, что литературные темы Блогов занимают менее всего внимания читателей Рифмы.
А ведь такая книга, обсуждение которой я здесь поддержала(а начал его Евгений Коновалов)- это событие в литературе.
Не знаю, что и думать.
То ли то, что я написала- зело неинтересно, то ли скандальчики -большие и малые,гораздо интереснее для нонешних сетераторов...
Вот если бы я опубликовала чей-нибудь анализ ммм...очи, например, наверное, сразу бы народ сбежался...
А я тут на литературном сайте рискнула с анализом стихов вылезти...
"Как я проста!"(самоцитата)
Кантор Елена
09.11.2007 13:37
Наташ, спасибо. Интересно покопаться, конечно, у поэта "что откуда растет", но совсем неважно от какого лица пишет автор. Главное, чтобы стихи читались как что-то новое, тогда это стихи. А слова в русском языке. как не удивительно, повторяются.
Мне стихи Олега очень нравятся, я ему писала.
И это настоящий поэт, художник слова и музыкант слова и даже в какой-то мере кулинар-фармацевт настроения.
А разночтения всегда имеются. Я здесь иронизирую, разное понимание прочитанного.
Поэтому каждый будет оставаться при своем мнении.
Но Олегу я опять скажу "Браво" !!!
Малинина Наталья
09.11.2007 14:03
Лен, а ты видела -слышала фото и аудиозаписи из Булгаковского? С презентации?

http://oleg-gor.livejournal.com/
http://a-moiseev.li vejournal.com/58783.html#cutid1
http://lojki-net.livejournal.com/2518 76.html#cutid1
Малинина Наталья
09.11.2007 14:57
ЛЕН, ты знаешь, а мне в последнее время хочется понять, почему я испытываю такое опешивание от стихов Олега? Как от открытия , которое было во мне самой, но от меня было СОКРЫТО.

И поэтому, мне очень интересны те открытия, которые сделали независимо от меня другие читатели его космосов,чтобы свериться ,с ними, а может и довериться, как теперь доверилась( Женя скатализировал это доверие и этот разговор) и поделиться кусочком своего откровения в ответ.
Интересно бы собрать кусочки этих откровений : статьи Нади Шляховой, Саши Карпенко, ещё кого? - какой замечательный материал- ,читательская конференция по поводу "Глагола..." получится!
Повторюсь , ведь книга эта - явление в литературной действительности нашей.
Надина статья по "Аста ла виста" -здесь:
Сашина по поводу "олегического Бога" -здесь:
http://rifma.ru/rifma.php?curr_node=3110&post=1000488
Кантор Елена
09.11.2007 16:02
Да, ты права. Статьи почитаю. :)
Малинина Наталья
09.11.2007 18:45
Особенно бы хотелось про Цирк города Энска чью-нибудь впечатлялку-эссе почитать, ну и про раздел "это в дверях Бог".Я было , заняла его, а потом...оробела как-то....
Бейлина Мадлен
09.11.2007 20:08
Костя... так-таки все в упор и хотят рейтингов этих? и остального...сайт знакомств, гы))
...да тут куча людей молчащих, - молча читающих... любящих поэзию, из-за нее сюда и пришедших. Жаль, счетчика читателей нет - вместо "респекта" вот его бы, больше пользы было бы, имхо)... И еще ведь тут понимаете, Наташа и Костя, какая штука: я вот совсем не умею говорить о...- и чрезвычайно уважаю тех, кто может делать анализ текстов, и толково о них сказать!..а стихи Олега - так все знают, как они мне, его стихи, и еще немногих "таких"), - это кислород... им - дышишь...
но я это уже столько раз говорила - так зачем опять, лучше людей послушаю, кто сейчас - о книге...это же особое явление,- книга поэта...
ну и - зрею все-таки)...- может, и смогу что-то важное сформулировать) - кроме обычной своей "нутряной впечатлялки")) хочется)).... но если все-таки не получится, и придется и дальше только читать, ты уж. Костя, в рецензерейтингознакомстволизатели меня... и таких, как я))... - не записывай, будь ласка...а??))))
Бейлина Мадлен
09.11.2007 21:15
(ощупывет лапой спину - где там крылышки) - мрррр:)))
Малинина Наталья
11.11.2007 15:23
Костя, никаких Америк Вы мне не открыли.
Вот теперь я озадачилась- Вы -то с какой целью мой блог посетили: попикироваться с Мадой, или познакомиться с Леночкой Кантор?
Беркович Михаил
12.12.2007 18:42
Интересно-то как! А я вот и пошел к Маяковскому - тот ещё "якала"! Это кто же доставал" из широких штанин"? Уж не Есенин ли! Кто "как всну человечества" пел свое Отечество? Это первое, что пришло в голову. Не поленился, нашел в шкафу том,открыл на удачу и -тут же на меня пошло маяковское: "Я вот что скажу...","Я буду солнцу лить своё"..." Я даже ямбом подсюсюкнул..." Не надо больше, наверное?..
Малинина Наталья
18.12.2007 23:44
Миш, значит, по адресу Женя послал?
:))

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
Большой Литературный Клуб

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2013
php+sql dAb 2003-2005
Техническая поддержка -
пишите_в_теме_rifma-help