логин пароль регистрация
кто тут=>


Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
А ты, какой ты след оставишь
Стихастые развлечения... -3
КАКАЯ ПРЕЛЕСТЬ ПОДОСПЕЛА...
Русь посконная, виртуальная
Современное кино
“Дискурс” Викуши и Витуши по поводу мироустройства и спасения человечества
Стихастые развлечения... -2
Новости конкурса Хранителей Рифмы
Неуважаемый мною г-н М. Ромм
Стихастые развлечения... )
По следам “академика” Вита, ч. 3
По следам “академика” Вита, ч. 2
По следам Виталия Иванова (“академика” Вита) ч. 1
Клубок
Баллада о рыбаке
ПУСТОСЛОВИЕ ЛЖЕ-АКАДЕМИКА
Послесловие. Академия, 2-ая часть
ПОМОЙКА МУСОРА
БИБЛИОТЕКА КНИГ. Продолжение, 1
VI поэтический интернет-конкурс Эмигрантская лира
Прошёл дождик
Приглашаю на вечер!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПОЭТЫ
АКАДЕМИЯ. Новая книга, часть 2
Об “академиках”, жизни на публику и психических отклонениях.
Разбор текстов Василия Тюренкова на фоне его аватара
Анализ стихотворения в.п.с. «Смотрящий из тишины»
6-й Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Литературный конкурс *Поэтический атлас* фестиваля *Мгинские мосты*
Международный литературный конкурс, посвящённый памяти писателя Константина Симонова

Новые отзывы БЛОГОВ:
Стрелец Вик 02:30
Езерская Светлана 01:02
Процкая Наталия 00:23
Андреевский АлексАндр 21:40
Тюренков Василий 21:00
Процкая Наталия 19:26
Процкая Наталия 19:16
Андреевский АлексАндр 18:23
Тюренков Василий 14:02
Тюренков Василий 13:59


Брагин Никита
Четыре стихии. Иллюзион. 19.10.2007 20:39

Ну, вот, наконец-то, завершил работу, занявшую больше двух лет. Вернее, не завершил, но подвел к последнему этапу - долгого, нудного вычитывания, поисков ляпов, рассматривания с разных сторон в стремлении найти лучший ракурс, и прочему - тому, что названо последними вершками. Это процесс на несколько месяцев, а то и полгода. А пока - хорошо бы это все собрать и выставить в блоге, в нынешнем виде (может, что-то изменится - а тут останется первоначальная редакция), заодно и страницу почистить от тех стихов, что еще не удалил.

Итак, "Четыре стихии". Пока выставляю одну из частей - "Иллюзион". Каждое стихотворение - отклик на запомнившийся фильм. С примечаниями...


Головокружение

Между туч полуабрис ущербной луны…
Вздохи ветра, и сны, что любовью больны,
Угольки догоревшего чуда…
По излучинам сердца неслышно скользя,
Проплывает печаль, и коснуться нельзя
Той реки, что течёт ниоткуда…

Вспоминаю тебя, и ищу – не такой,
Что беспечно смеётся бегущей строкой
На бесстыжей мигалке экрана,
Но осколками зеркала на мостовых,
Где холодными всплесками слёз дождевых
Окольцована старая рана.

И не в силах найти, и не зная пути,
Отрешённо шепчу – позабудь и прости,
Отпусти неразлучницу-память
На извивы дорог, в лабиринт городов,
Где закат воспалённый огнисто-бордов,
Как на ветках изрубленных камедь.

Я глотаю удушливый страх высоты,
Словно копоть горящих клочков бересты,
И взбираюсь по ветхим ступеням,
И, по стенам сочась, леденеет роса,
И далёко-далёко поют голоса
Всё сильнее и всё сокровенней…

Это просто – по жести и шиферу крыш
Незаметно пройди – и навек замолчишь,
Словно строчки в горящем конверте,
Одеваясь огнём, на углях почернев,
И упав с высоты, и стремглав пролетев
Краткий путь от неправды до смерти.


С широко закрытыми глазами

Классификация различных форм
разврата в перелистанной инструкции
преподаётся как собачий корм,
приемлемый по методу индукции.
Здесь всё рационально, как законы
для социума лежбища тюленьего,
но вероятность встречи неучтенной
необходимо тщательно оценивать.

Безлика маска, прорези узки,
лохматый свет истерзан заусенцами;
густого зелья сладкие глотки
сочатся в переливчатой каденции.
Но смысла нет перебирать осколки
на щебень передробленного мрамора,
где ползают без чувства и без толка
раздавленные образы-караморы...

И повсеместно - искажённый мир
антагонистов света и гармонии,-
повсюду ночь, протёртая до дыр,
сплетает сладострастие агонии,
и властвует безудержная похоть,
красуясь в одеяньях псевдогреческих,
и вязнет в ухе ядовитый хохот
над обречённым человечеством!


Гранд-Отель

Люди приезжают, люди уезжают,
Но не происходит ровно ничего...
Чёрно-белой лентой жизнь бежит чужая,
И молчит сознанье - не буди его...

Не буди надежду - танец твой окончен,
До конца свершилось то, что суждено,
Телефон вибрирует всё наглей и звонче -
Ты его не слышишь, ты глядишь в окно.

Эта суета вечернего Берлина,
Блеянье клаксонов, мельтешенье лиц...
Это просто сон, прилипчивая глина,
На колёсах времени, вязнущих до спиц.

И чужая алчность, ненависть и похоть,
Как неон рекламы, бьётся о стекло...
Ты её не видишь, поминая вздохом
Свой последний поезд в Царское Село.

Лепесток России в каменном флаконе!
Что тебя спасёт? Любовь? Какой ценой?
Твой заветный жемчуг - слёзы на ладони
В суховейный полдень над землей больной!

И шаги портье стрелой опережая
Мечется твой взгляд, не видя никого...
Люди приезжают, люди уезжают,
И не происходит ровно ничего.


Огни рампы

От жизни половину растеряв,
Другую - расточив и разбазарив,
Забившись, как бездомный на вокзале,
В заплёванном углу сижу. Ни прав,
Ни обязательств, и карман дыряв,
Как память маразматика. Случайно
Твою походку плавную узнав,
Во все глаза смотрю сквозь двери чайной

На бедный столик, нежный контур ног
И локоны под пеньюаром дыма...
А люди входят и шагают мимо,
Официант мелькает как челнок,
И счастлив я, что стар и одинок,
Что никому на свете я не нужен,
Что на последний золотой венок
Я закажу тебе роскошный ужин...

Томится мой заветный соверен,
Случайный листик облетевшей славы...
Пускай теперь послужит он оправой
Медовому теплу твоих колен,
И я покину глупой жизни плен
Со светлою душой, за добрым делом...
Так я мечтал, дряхлеющий силен...
А ты - ты на меня уже глядела!

Да, это я. Теперь ты узнаёшь?
Ты помнишь, как больная, одиноко
Лежала ты, а я в чаду порока
Слонялся по пивным, глотая ложь
Забвения? За здорово живёшь
Я умирал... но у твоей кровати
Стал серебром и златом каждый грош,
Что на тебя я, милая, потратил!

Рассказывай! Берут в кордебалет?
Удачного, счастливого начала!
Конечно, это кажется так мало,
Но уверяю - призовой билет
В твоей руке. Как солнечный букет,
Прекрасное и скорое открылось!
Бьюсь об заклад - пройдет лишь пара лет,
И станешь ты Жизелью белокрылой!..


Продолжение - в ленте
Брагин Никита
19.10.2007 20:42
Пурпурная роза Каира

Наверное, образы, краски, цветы –
Насмешка над немощной плотью,
Блестящие фантики бедной мечты,
Упавшие мне на лохмотья,
Бессмысленный мусор, клочки мишуры,
Потухший огонь карнавала,
Костяшки и фишки наивной игры,
Где я столько раз умирала,

И снова рождалась, и, плача навзрыд,
Спешила к тебе, мой любимый,
Слезами смывая морщины обид,
И чад паровозного дыма,
И горькую пыль безоглядных дорог,
И тьму над бессонным вокзалом,
Где звезды ронял отдыхающий Бог,
Мерцая по небу кресалом…

А жизнь ковыляла кривою тропой,
И я просыпалась, больная,
Чтоб в омуте дня, омертвело слепой
Томиться, не видя, не зная
Ни солнышка в небе, ни роз из окна,
Ни кружева летних платанов…
Со мной только дома глухая стена,
Да хриплые выкрики пьяных.

Мой свет замурован в больной нищете,
В кольце между кухней и лавкой,
Побои и брань я терплю в немоте,
Как будто на горле удавка.
Здесь воздух пропитан отрыжкой пивной,
На стенах мерещатся черти,
А мысли и годы слились в перегной,
Сочащийся запахом смерти…

Но вечер придет, и начнется кино,
И ты улыбнешься с экрана,
И счастье, мелодией губ рождено,
Прольется слезой без обмана…
Любимый, услышь! Я стою у двери
Из этого страшного мира!
Открой же ее, и к себе забери
Пурпурную розу Каира!


Дорога

Ты куда зовёшь меня, дальняя дорога,
Ты зачем томишь меня, как напев цыгана?
Не горит шиповником сердце-недотрога,
Но под камень прячется корешком калгана.

И куда ни еду я - всё одно и то же,
Холод и безлюдие зимних перевалов,
Где слова о будущем пресны и ничтожны,
А былое умерло, но не миновало...

Всё давно закончилось, отлетело песней,
Обласкав проталины в леденцовом глянце,
Но опять рыдаешь ты болью бестелесной,
На ветру пронзительном спотыкаясь в танце.

Губ твоих дрожание - бледность первоцвета,
И зимы дыхание - горький запах дыма...
На ветру да впроголодь не дожить до лета -
Снегом осыпается наша пантомима.

Кутается облаком голос Джельсомины,
Сердце задыхается - спой ещё немного!
Чёрно-белой ленточкой вьётся по долине
Снежная мелодия, вечная дорога...


Дети райка

Овал лица белее мела,
Изломы тонкие бровей;
Скольженье рук, изгибы тела
Все напряженней, все живей;
Полетом чайки над обрывом
Помчалась танца ворожба,
И ветер обожгла труба,
И кони разметали гривы...
Внезапно, как монтажный стык,
Сменилась тема. Все застыло,
И лишь очей неслышный крик
Повелевающею силой
По залу медленно поплыл,
Как полночь посреди могил.

И наступило пробужденье,
И узнавание земли,
Где, влажной предрассветной тенью
Укутанные, расцвели
Невидимые залу розы.
Волнообразный взмах руки
Раскрыл тугие лепестки,
И пластика текучей позы
Вздохнула пульсом родника...
Сплетались пальцы в котильоне,
И отвечал на зов цветка
Восторг уколотой ладони!
Сам воздух был прозрачно-ал,
Когда Пьеро цветок сорвал.

И, обводя глазами сцену,
В перекрещении огней,
Как Одиссей на зов сирены,
Он неподвижно рвется к Ней,
Крылом протягивает руку -
В ладони пламя лепестков,
И власть невидимых оков
По телу зазмеила муку!
И, в черно-алом, как пожар,
Она все ближе, ближе, рядом!
Вот, Коломбина, вот мой дар!
Прими его, моя отрада!
Но лилия в ее руках,
А роза обратилась в прах.

Мечта боится воплощений,
Она - невысказанный сон,
И чем вещественней, тем тленней
Ее открывшийся бутон.
Оттенки охры и кармина
По декорациям скользят,
И мчится судорожный взгляд
За упорхнувшей Коломбиной.
Так бабочка, ослеплена,
Влетает прямо в сердце света!
Недолгий шорох... тишина,
И одиночество поэта
По восковой слезе свечи
Струит прощальные лучи.


Искусственный разум

Когда земля забудет гомон городов,
Мосты и эстакады льдами одевая,
И на ладонях ночи смолкнет часослов,

Услышишь ли кого, душа моя живая,
О прожитых веках исканий и потерь
Страницам древних книг по памяти внимая?

Слегка приотворяя скрипнувшую дверь,
Лови из полумрака голосок ребенка,
Доверчивому слову ласково поверь.

Ни монолиты стен, ни нефтяная пленка,
Ни кружево путей, ни крошево стекла
Не скажут ничего. Но искренне и звонко

Ребенок повторяет - эта жизнь была
Простой и светлой сказкой, словно юный ирис,
Что разбудила фея нежностью крыла,

И изо всех чудес, что были в нашем мире,
Да возвратит любовь седые грани гор,
И возглас журавлей из поднебесной шири,

И дремлющих каштанов золотой убор,
И вековые плиты у портала храма,
И на родном крылечке тихий разговор.

Хотя бы только день - побудь со мною, мама...


Иваново детство

Родниковая, озёрная, речная,
Напои воспоминанием, вода,
В дали детства утекая навсегда,
Капли-образы на щёки мне роняя;
Приголубь меня, лазури глубина,
Опустись на изголовье, тишина,
Упокоенное сердце пеленая.

Слышу тоненькую песню комара,
Вижу, солнце осторожное крадётся
И внезапно отражается в колодце,
Стаей зайчиков бежит вокруг ведра,
И, воркуя переплесками капели,
Струны света заблестели, полетели,
Словно дождика счастливая игра.

Майский вечер, лепестки летят со сливы,
Лён косы течёт на мамино плечо,
Рассыпается и вьётся горячо
Светлой нежностью колышущейся нивы;
И ростки в перине чёрного пласта,
И песчаного обрыва теплота,
И озёр золотоглазые заливы

Просыпаются в колодезной воде
Тихой радостью венка и колыбели,
Трепетаниями ласточкиной трели,
Непослушными ни боли, ни беде...
Всё, что памяти доверчивой так мило,
Невесомо и невинно отразилось
И на небе, и на сердце, и - везде!..

Захлебнусь ли я твоим журчащим даром,
Долгожданным воскрешающим глотком,
Прорасту ли в пепелище я цветком,
Растворюсь ли в облаках летучим паром -
Я с тобою, отцветание весны,
Над которой, как предчувствие войны,
Хмурый запад разгорается пожаром.
Брагин Никита
19.10.2007 21:05
Комментарии.

Головокружение. Реж. Альфред Хичкок, гл. роли - Джеймс Стюарт и Ким Новак. 1958.

С широко закрытыми глазами. Реж. Стенли Кубрик, гл. роли - Том Круз, Николь Кидман. 1999.

Гранд-Отель. Реж. Эдмунд Гулдинг, гл. роли - Грета Гарбо, Джон Берримор. 1932.

Огни рампы. Реж. Чарлз Чаплин, гл. роли - Чарлз Чаплин, Клер Блум. 1952.

Пурпурная роза Каира. Реж Вуди Аллен, гл. роли - Миа Фарроу, Джефф Дэниэлс. 1985.

Дорога. Реж. Федерико Феллини, гл. роли - Джульетта Мазина, Энтони Куинн. 1954.

Дети райка. Копирую примечание, данное Имануилом Глейзером:

ДЕТИ РАЙКА
/ENFANTS DU PARADIS, LES/
Драма
Франция
1945; 3,15;

Режиссер: Марсель Карне /Marcel Carne/

В ролях: Арлетти /Arletty/, Жан-Луи Барро /Jean-Louis Barrault/, Пьер Брассер /Pierre Brasseur/, Марсель Эрран /Marcel Herrand/, Пьер Ренуар /Pierre Renoir/, Фабьен Лори /Fabien Loris/, Мария Касарес /Maria Casares/, Леон Лариве /Leon Larive/, Этьен Декруа /Etienne Decroux/, Пьер Палов /Pierre Palov/

"Тот, кто смог устоять перед его ярким очерованием, не заслуживает того, чтобы увидеть Париж", - написал критик Эндрю Саррис о "Детях райка". Этот фильм называли ответом Франции на "Унесенные ветром", величайшим французским фильмом во все времена и... затянутой скучищей. Само производство интересно не менее конечного результата -снимали ленту под надзором нацистской цензуры, актеров поливали грязью борцы Сопротивления. Поразительно, как при этом сценаристу Преверу и режиссеру Карне удалось разместить в ленте загримированную аллегорию Французского сопротивления. Фильм, действие которого происходит в Париже 20-30-х годов прошлого века - обширный рассказ о безответной любви, тайных романах, ревности и страсти в мире театра, преступности и аристократии. "Дети райка" - это бедняки, занимающие галерку театров в "Бульвар Дю Темпль". Они становятся свидетелями истории любви театрального мима Баптиста (Барро) и его обожаемой Гаранс (Арлетти). По ходу действия мы видим великолепные театральные номера, дуэли, любовь под проливным дождем и непонимание с трагическими последствиями. Фильм снят режиссером Карне в намеренно театральной манере с большой любовью - поражает внимание к деталям, острота глаза. Самой высочайшей оценки заслуживают работа художника Траунера и музыка Косма, Тирье и Моке. Даже если Барро сыграл бы только эту роль, его можно было бы назвать одним из величайших актеров столетия. Превосходно сыграли свои роли и все остальные актеры, а Арлетти можно назвать французской Марлен Дитрих. (Иванов М.)
http://www.videoguide.ru/card_film.asp?idFilm=17306

Искусстве нный разум. Реж. Стивен Спилберг, гл роли - Хейли Джоэль Осмент, Френсис О'Коннор. 2001.

Иваново детство. Реж. Андрей Тарковский, гл. роль - Николай Бурляев. 1962.
Тарасенко Александр
19.10.2007 22:57
Никита, уважаемый!
Вы два года чистили, а вот мне - не два, но долго вчитываться. ВИдение Ваше фильмов - очень определенное, личностное. Очень во многом совпадающее с моими впечатлениями. О самих стихотворениях не буду пока - просто о впечатлении общем. Потому как отдельно читать надо. Вспоминая и фильм, и свое то, юношеское восприятие. Что не всегда сразу удается. А "Иваново детсво" - Ваш стих про него - пока больше всего поразил.
Спасибо!
Спасибо!
Малинина Наталья
20.10.2007 02:56
ДОРОГА - вполне самостийна без привязки к фильму, чего не сказать о РОЗЕ. Остальные буду читать ещё.
Фильмы не помню...Нужно хотя бы по поисковику отыскать...
Брагин Никита
21.10.2007 21:03
Александру Тарасенко

Александр, я писал два года, а чистить буду - полгода. А читать - ну, это как Господь рассудит, так и будут. Может, кто-то и долго будет перечитывать. Хочется надеяться :)
Брагин Никита
21.10.2007 21:07
Наталье Малининой

Наташа, разумеется - они разные, так получилось. Фильмы, впрочем, тоже.
Кантор Елена
21.10.2007 21:21
Очень интересная работа, Никита. Хорошо, что одним циклом. Прочитала с удовольствием. И знаете, каждое стихотворение, воспринимается как фильм, вкаждом - яркая картина жизни и Ваше к ней отношение.
Браво - за задумку и за исполнение. :))))
Брагин Никита
21.10.2007 21:29
Елена Кантор

Благодарю, Елена! Спасибо за Ваше внимание.
Богатова Наталья
21.10.2007 23:00
Удивительная идея и достойное воплощение. Поздравляю с завершением большой работы :)
Брагин Никита
22.10.2007 08:09
Наталья Богатова

Спасибо! На днях выставлю в блог еще одну часть "стихий".
Ирич-Савицкая Белла
22.10.2007 14:36
Дорогой Никита!
Следила за написанием этого цикла, смотрела иной раз хороший фильм, и представляла, как бы ты о нём написал...Вот и сегодня - послала тебе отзыв о хорошем фильме, даже не знала, что ты цикл завершил и опубликовал.

Подборка прекрасная, не все фильмы я видела, но те, что видела - моё восприятие полностью соответствует твоему. Разве что "Широко закрытые глаза" я поняла, мне кажется, иначе...
Брагин Никита
22.10.2007 17:07
Спасибо, Белла!
Это пока еще не окончательный вариант, а, своего рода, препринт-черновик, который, может быть, изменится. Отзыв я получил, благодарю.
Восприятие мое иногда отклоняется от фильма собственно в какие-то общие сферы. Если внимательно взглянуть - то и "Огни рампы" - скорее фантазия на тему фильма, чем иллюстрация к фильму. То же можно сказать и о "С широко закрытыми глазами".

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
СПОЁМТЕ, ДРУЗЬЯ

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2013
php+sql dAb 2003-2005
Техническая поддержка -
пишите_в_теме_rifma-help