логин пароль (?) регистрация


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Литературный конкурс *Белая борьба. Русский Исход.*
Рифма. Литературный журнал *Южная звезда*.
Дети-учителя
НЕ ТРОГАЙТЕ РОССИЮ
Атака образов
Международный поэтический конкурс *Заблудившийся трамвай* - 2020.
БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА
Инвалид
Иду по парку.
Всероссийский творческий конкурс *Дороги фронтовые - узелки на память*
О плесени и любви
Я - за справедливость
Всероссийский ежегодный литературный конкурс *Герои Великой Победы- 2020*
Сперматозоид и яйцеклетка
Геморрой совершенствует душу
ЦИРКУЛЬ @kstv77
10-й Международный Грушинский интернет-конкурс. Положение о конкурсе 2019-2020.
НЕПОКОРНОСТЬ
Три Товарища
ПРОСЬБА О МИЛОСЕРДИИ
О книге Геннадия Мартиновича
Интернет-конкурс Эмигрантская лира
Пока в Москве гевалт и рейвах
Зацелованному...
Ушла из жизни Майя Шварцман...
Vll Международный конкурс имени Сергея Михалкова
Про вещество и существо
*Антоновка. 40+*. Литературная премия.
*Для тех, кто помнит*. Литературный конкурс к 7 ноября.
мысли вслух

Новые отзывы БЛОГОВ:
Тищенко Михаил 11:11
Галь Дмитрий 02:35
Тищенко Михаил 19:44
Галь Дмитрий 15:46
Максимычева София 15:29
Галь Дмитрий 15:16
Тищенко Михаил 14:45
Тищенко Михаил 14:42
Пеньков Влад 16:21
Галь Дмитрий 14:19


Тогунов Игорь
Моя Terra Poetica 27.11.2006 20:40

I
Порою представляется, что мир поэтических образов – реально существующая действительность, своеобразный и самостоятельный мир со своим пространством, субъектами и отношениями. Его местонахождение не определено, это и не внешняя среда реального мира, это и не духовная субстанция со своей неопределенностью, это и не эфемерное пространство подсознания и даже не сферы воображения.
Поэтический мир нечто иное, скорее всего мир этот подобен информационному пространству со своими законами, порядком и беспорядком, логикой и нелогичностью, противоречиями и консерватизмом.
Связан ли поэтический мир с вдохновением, состоянием не поддающемуся разумным установкам, разум ли формирует из небытия поэтические образы и метафоры? Наверное, всё это и не столь важно для рядового читателя, да и для самого творящего не имеет никакого значение.
В поэтике инструмент профессионализма, техника, обретенная специально ученичеством либо наработанная опытом – определенно, что-то да и значат, но прямого отношения к поэтическому миру, к его самостоятельности, саморазвитию, к его внутренней жизни и эволюции – никакого отношения не имеют. Структурированность частичек этого мира в виде конкретных образов стихотворной, поэтической или иной строки – лишь слабое подобие, а тем более ни есть отображение всего многообразия и глубины, как форм, так и сущности поэтического мира. Мир этот не впускает одних, неожиданным образом поглощает иных, уничтожает третьих, возносит четвертых, благосклонен к пятым, издевается над шестым, снисходителен к седьмым… И к следующим, и к следующим, и к следующим… Всё по-разному, всё индивидуально, всё не очень предсказуемо…
Подобно судьбе, не поддающейся ни прогнозам, ни предначертаниям, подобно случаю в мире неопределенностей и неожиданностей – мир поэтический, то насмехается над прикоснувшимися к нему, то неожиданным бурным потоком затягивает в водовороты страстей самовыражения всех тех, у кого и в мыслях никогда не было открытых желаний жить в обнимку в одной тесной мрачной коморке с поэтическими образами, делясь последними крохами судьбы либо глотками вдохновения.
Влияние автора на мир этот – ничтожно, желания его на слышны той стороной, но желания эти прослушиваются постоянно подобием службы внутреннего наблюдения. Шлагбаумы у десятка, сотни, тысячи своеобразных мостов с одного берега творческого желания до иных берегов творческого воплощения, неожиданным образом открываются то в одном, то в другом месте. Успеть куда-либо – безнадежно. Определить очередность свободного прохода по тому или иному мосту – не представляется возможным. Просчитывать варианты – зря терять время. Стоять в ожидании у одной единственной переправы – сомнительно. Метаться от одного моста к другому – глупо. Строить свой мост? В этом, конечно, есть что-то рациональное, но вот беда – достигнув противоположного берега, вдруг оказываешься на краю неизвестно откуда возникшего каньона.

II
Духовный и материальный миры лирического героя со всем возможным прикосновением ко всему возможному: любовь и ненависть, жизнь и смерть, радость и печали, вознесение и унижение, боль и страсть, дружба и призрение, страдания и восторги, умиление и страх, понимание себя и осознание мира, чувство неизведанного и банальность выражения, отторжения окружения и самолюбование, песнь души и расчетливость мысли, обнаженность раскрытия и скрытность чувства, грань разумности и власть над помешательством, игра воображения и ветерок глупости, глумление и обретение. Обретение приобщения к поэтическом миру. Принят либо не принят? Из писак в Поэты, из созерцания – в Прорицатели, из наставления – к Пониманию, из утверждения – к Прощению, из индивидуальности – к Всеобщности восторга, восприятия, всеобщности толи призрения, толи унижения, толи обожания, толи пренебрежения…
Поэт ли создает свой шесток в поэтическом мире, поэтический мир ли формирует будущего Поэта, предоставляя либо шанс, либо возможность сжигания рукописи. Кто сказал, что рукописи не горят? Горят, еще как горят, навечно превращаясь в пепел. Рукописи носимые в душе и не проявленные, сгоревшие в костре краткосрочного человеческого бытия, мгновения полета личности… Горят, еще как горят, не видя света, без возможности когда либо дойти до зрения, ума, сердца возможного желанного читателя. Горят, еще как горят в кострах непонимания, в ярлыках: призрения «Нет такой специальности!», в размазывании железными гусеницами… Горят, еще как горят в спиртовых парах перегара, в веревочных петлях, в револьверных выстрелах… Горят, еще как горят в безразличии и сознательном унижении коллег и общественностью, в невнимании и непонимании…

III
Поэт всегда изгой. Странник в своем мире образов, переживаний, неладов с душой и миром. Поэт всегда одинок в своей трагичности одиночества. Глубины пропасти одиночества не существует, глубина одиночества отсутствует вследствие своей бездонности. Неосознанное чувство одиночества трансформируется в поэтические образы. Реальный мир расширяется, сливаясь с миром поэтическим. Земля в вечном кружении своем, перемещаясь в пространстве, неожиданно втягивается в черную дыру поэтического пространства. И возврата оттуда уже нет.

IV
Любовь. Тема любви. Банально принято считать, что именно в этом пространстве находится большая часть поэтов. Передать непонятное чувство понятными строчками – ни это ли первое движение в пространство поэтического мира? Вначале любовь как обращение к чувству, к конкретному человеку. Затем любовь ко всему окружающему, сущему. Далее, любовь к духовному. И, наконец – Любовь сама по себе как составляющая часть поэтического пространства. Любовь сама по себе. Прекрасное и казалось простое объяснение поэтического взгляда на мир. Если бы это было так – скучно и банально стало существование в образах. Любовь – лишь первая самая простая ступенька на бесконечной лестнице в мир Поэзии.

Тогунов Игорь
27.11.2006 20:41
V
…Бродский, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина – авторские интонации голоса легко различимы и представляемы внутреннему слуху. Люблю неповторимую завораживающую почти шаманскую монотонность Бродского. Вначале пугают течение голоса Ахмадулиной, но неожиданно затягивает в бездонный водоворот прекрасной русской речи. Грассирующий строчки в устах Рождественского, с легким звуковым «спотыканием» до того индивидуальны, что никто не повторит так.
Слияние голоса автора с выстраданной ритмикой своего стиха, знание и чувство всех нюансов оборота речи, распахивание незаметных для читателя не понятых им интонаций, акцентов, переходов, соединений звукового ряда – авторская эксклюзивность ничем не заменяемая. Нет настоящих поэтов, кто не умеет читать свои стихи. Каждый читает про себя ли, вслух – так, каков он истинный, каков на самом деле со своим детищем. Другое дело – нравится или нет такая авторская интонация слушателю. Одно дело читать для себя, внутри себя, другое дело – аудитории, зрителям, слушателям. Бесспорно в последнем случае надо обладать либо харизмой либо артистизмом.
Люблю слушать, как читают поэзию Смоктуновский, Демидова, Козаков, Юрский…
Читающий поэт и артист, читающий стихи этого поэта – разные звуковые ряды, ибо настоящее произведение невозможно исчерпать ни только в созданном поэтическом образе, но и в остальном - оно многообразно в неоднозначности интонаций и смысловых глубинах….


VI
Прочувствовать и понять участие души и ума в возникновении поэтического образа, в вырисовке символа... Боль ли выплёскивается в строчки, радость ли ведет пером? Непознанное ли рождает рифмованное осознание, неоднозначность ли чувства вспыхивает искрой образа? Кто знает.
Почему мы прикасаемся к творчеству? Спросить так художника, личность, в которой теплится хотя бы искорка желания творить, то же самое, что спросить человека «зачем ты живешь, зачем ты дышишь?…»
Так суть ли в конкретной форме самовыражения – слово, звук, краска, движение…? Нет не в этом…
Homo! Ego! В самой сущности человека заложена эта естественная искра сотворения. Говоря так, не скажу нового. Это – банально.
Художник по образу и подобию своему подобно Творцу творит мир своего мироощущения. В каждом из нас уже в таинственный великий миг зачатия вкладывается Ген Творчества. Не буквальная белковая субстанция, а нечто доселе непознанное. О, конечно, рано или поздно расчетливый ум исследователя откроет человечеству феномен творчества, пришпилит к молекулярной теории гениальность и талант.
Всё это философия и к мотивам истинного творчества отношения не имеет.
В чем лично мои истоки прикосновения к поэтическим образам? Честно скажу - не знаю. В чем смысл жизни? В чем суть и смысл творчества? Быть может это равнозначные вопросы.
Можно ответить, что стихотворчество один из методов, одна из форм самовыражения, познание окружающего мира, познания своего внутреннего мира.
Может быть, это просто разговор с другим воображаемым собеседником.
Может это бессмысленный выплеск подсознательного протуберанца.
Может это высокий звук чувства, переложенного в определенную ритмику, образ, смысл. Чтобы понять себя, почему я пишу стихи, можно бы покопаться в тех обстоятельствах, событиях, состояниях, когда создается произведение, или точнее предпринимается попытка создать произведение.
Кто скажет, когда мы занимаемся настоящим стихотворчеством.
Когда - в нас зреет неосознанное чувство самовыражения?
Когда - мы несовершенными словами стараемся изобразить что-то отдаленно похожее на это вызревающее чувство?
Когда - мы, приобретая профессиональные навыки, наше бесформенное первое чувство начинаем сознательно облекать в совершенную, как нам кажется, форму конкретного произведения?
Когда – к слову стиха прикасается читающий и вдруг находит созвучное своему состоянию?
На вопрос «зачем Вы занимаетесь стихотворчеством?» - с пафосом можно ответить – потому что я не могу не заниматься стихотворчеством. Можно ответить, что это моя работа, можно ответить, что это модно, можно ответить – от нечего делать…
Но как ответить по-настоящему? Кто бы знал!
Лично для меня, поэзия, стихи, сочинительство в изначально русском глубоком смысле этого слова – часть мира моего существования, часть жизни, наряду с познанием научным, исследовательским, где логика и расчет стоят во главе угла. В поэтике, в образном, чувственном и чувствительном восприятии жизни – для меня особая прелесть. Стихотворчество – для меня состояние, порою активное, иногда пассивное, бывает – случайное, чаще осознанное.
Стихотворчество для меня – это понять мир, понять себя, спросить других. Стихотворчество для меня и определенный осознанный труд.
Стихотворчество подобно постройке дома, выращиванию цветом, рождению детей…
Стихотворчество – это перенесения мира в себя и себя в мир.
Стихотворчество – это активность, это любовь к жизни, это тяга к обновлению, это восторг нового, это огорчения и радости, слеза и переживание.
И многое, многое иное. Всё-всё кроме безразличия.
Стихотворчество – порою безумная игра, бессмысленная затея, инфантильность разумности, мыльный пузырек эфемерности….
А теперь скажите, как можно в таком мире, который вот так определяет и не определяет ответ на вопрос «зачем Вы занимаетесь стихотворчеством?» не заниматься этим самым стихотворчеством?
Тогунов Игорь
27.11.2006 20:52
Друзья, приглашаю к путешествию из одного БЛОГА в другой БЛОГ, а далее - по желанию:
http://blogs.mail.ru/mail/togunov_igor/
Владимирова Людмила
02.12.2006 23:38
Игорь, прочитала первую часть. Очень улеклась.:) Постараюсь вернуться и сказать подробнее.
Тогунов Игорь
04.12.2006 23:26
Спасибо,Людмила! Желаю, чтобы в продолжении чтения совпали настроение и восприятие+))))
Тогунов Игорь
04.12.2006 23:29


{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
СПОЁМТЕ, ДРУЗЬЯ

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2019
php+sql dAb
пишите нам -
пишите_в_теме_rifma-help